Развитие коммуникативной компетенции учащихся II и III ступени общего среднего образования на урочных занятиях по английскому языку посредством сетевого взаимодействия


И.Б. Булай, учитель-методист
ГУО «Средняя школа №8 г. Лиды»
Развитие коммуникативной компетенции учащихся II и III ступени общего среднего образования на урочных занятиях по английскому языку посредством сетевого взаимодействия
из опыта работыСегодня перед учителем стоит задача не просто передать знания, а способствовать воспитанию мотивированной, инициативной личности учащегося, ориентированной на успех и карьеру, на построение и реализацию своего профессионального и жизненного пути, способной к функционированию в современных информационных условиях через формирование и развитие компетенций 21 века [1].
Стратегический целевой ориентир обучения иностранному языку в учреждении общего среднего образования – формирование поликультурной личности учащихся посредством овладения ими иноязычной коммуникативной компетенцией [2]. В этой связи актуальными являются вопросы: как помочь учащимся заговорить на иностранном языке в условиях искусственно создаваемой учебной среды? Какие способы организации речевой деятельности учащихся на учебном занятии будут наиболее эффективны для реализации принципов коммуникативного обучения? Какие средства обучения помогут научить анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы и грамотно представлять результаты выполненных исследований?
Изучением формирования коммуникативной компетенции учащихся посредством информационно-коммуникационных технологий начала заниматься в 2009 учебном году. В 2011 был обобщен опыт работы по данной теме. Разработан образовательный проект «Информационно-коммуникационные технологии при формировании коммуникативной компетенции учащихся», результатом которого стало открытие районного ресурсного центра по информационному сопровождению учащихся в обучении английскому языку в 2012 учебном году.
На базе ресурсного центра была создана высокотехнологичная образовательная среда, представляющая собой совокупность информационного, материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по английскому языку, что дало возможность организации сетевого взаимодействия учащихся на основе сервисов WEB 2.0.
Разработана методика использования сетевых технологий в единой системе «урочное занятие – факультативное занятие – внеклассная деятельность» по английскому языку с целью повышения эффективности образовательного процесса и повышения качества знаний учащихся. Работа осуществлялась в период 2012/2013г. - 2015/2016г. На подготовительном этапе было предусмотрено обучение учащихся безопасному использованию сетевых технологий и работе в Интернет посредством дистанционного курса от Google «Цифровая грамотность и безопасность детей в Интернете» (23 сертификата), изучались функции и особенности образовательных возможностей сервисов WEB 2.0. (посредством виртуальной школы по обучению учащихся работе с сервисами WEB 2.0). Создан банк инструкций по работе с сервисами.
Практической этап реализации опыта работы включал формирование качественной информационной обучающей среды путем создания сетевых сообществ для эффективного взаимодействия, виртуальных классов, блогов преподавателя и учащихся, интерактивных заданий по развитию коммуникативных умений учащихся в 6-11 классах, анализ их результативности и эффективности использования на различных этапах урочного занятия [ПРИЛОЖЕНИЕ 1].
На этапе обобщения опыта были разработаны:
инструкции, памятки и рекомендации по использованию сетевого взаимодействия на основе сервисов WEB 2.0. в образовательном процессе по английскому языку;
сайты различной целевой направленности;
проведена серия открытых уроков (на районном и республиканском уровне);
семинаров и мастер-классов на районных методических объединениях, областных и республиканских мероприятиях.
Таким образом, была разработана система работы по развитию коммуникативной компетенции учащихся посредством применения сетевого взаимодействия в условиях высокотехнологичной среды учреждения образования, созданы учебные ресурсы с использованием сервисов WEB 2.0, отобран дополнительный материал, оптимальные методы и приёмы, формы и средства организации и проведения урочных и факультативных занятий по английскому языку. Результативность такой работы доказывает, что сетевое взаимодействие учащихся на основе сервисов WEB 2.0 является эффективным средством развития коммуникативных умений учащихся [ПРИЛОЖЕНИЕ 2].
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Этапы создания информационной обучающей среды.

Урочное занятие в 8 классе «Music is the universal language of the world»

Организация формирующего оценивания на урочном занятии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результативность использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе по английскому языку



Районный этап олимпиады по английскому языку /4-8 классы/
2013 / 2014 учебный год
2014 / 2015 учебный год
14 призовых мест
/из них 4 мест – учащиеся, участники сетевого взаимодействия/ 16 призовых мест
/из них 8 мест – учащиеся, участники сетевого взаимодействия /