Выступление на педсовете. Тема:Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся.


Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся.
«Работа с молодежью, – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – одно из приоритетных направлений церковной миссии в современном мире. Каждый член Церкви от мирянина до Патриарха призван проявлять заботу о нравственном здоровье подрастающего поколения, о воспитании детей и молодежи в верности исконным традициям нашего народа».
В 2008 году был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; в статье 14 этого закона зафиксировано, что образование должно обеспечить формирование духовно-нравственной личности. Таким образом, процесс образования должен включать работу по формированию нравственности и духовности в человеке.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна.
«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский,- не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности…». Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении,  но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, влияние личности учителя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он – просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Несомненно, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. Воспитание – это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений. Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Одним из главных «факторов» результативности процесса духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог
как носитель духовных ценностей. Проблема духовно- нравственного здоровья педагога как основы его профессиональной культуры остается актуальной вот уже не одно тысячелетие. Как и чему учить в наше непростое время? Как нравственно-духовные ценности воспитать в детях? Что бы учить не только словом, но и делом, необходимо учителю и самому следовать духовно-нравственным принципам, быть примером для подражания ученикам.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.
Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок. Духовно-нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.
Уделить несколько минут духовно-нравственному, а также военно-патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый захотел участвовать в такой работе по мере своих сил.
Вспомним предостережение А. И. Солженицына: «Если духовные силы нации иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое наилучшее промышленное устройство не спасут её от смерти. С гнилым дубом дерево не стоит. И из всех всевозможных свобод, которые мы получили, на первый план всё равно выйдет свобода бессовестности».
И наша задача – «достучаться» до сердца, души ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного. Учебная ситуация – это микродеятельность учителя и ученика, которая имеет свою цель, содержание (методы, приёмы, средства обучения, формы организации учебной деятельности) и результат. И главным результатом, на мой взгляд, является воспитание духовно-нравственной личности подрастающего поколения.
Знакомясь с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка.
Творческое задание «Попробуй сочинить рассказ по пословице», который бы иллюстрировал, раскрывал её переносный смысл, имеет большое воспитательное значение. Например, ребятам можно предложить такие темы, как «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Человек без родины – соловей без песни», «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит», «В каком народе живёшь, того обычая и держишься» «Худой мир лучше ,чем хорошая ссора» и др.
Литературная сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева» показывает победу самоотверженной, преданной любви над рассудочностью, эгоизмом. Знакомясь с фактами из жизни писателя, ребята узнают, что писатель был некрасив, прекрасно знал об этом и очень переживал. Здесь мы с ребятами говорим о красоте внешней и внутренней, о силе внутренней красоты.
Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы.
В центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся, как невидимые духовно-нравственные законы взаимоотношений человека с человеком, человека с обществом, властью, природой по-настоящему правят миром, как писатель в силу своего таланта мастерски умеет передать людям необратимость действия этих законов, показать самоценность личности и что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком.
Патриотическое воспитание является неотъемлемой частью духовного воспитания. Ежегодно большая работа проводится по подготовке мероприятий к празднованию очередной годовщины Великой победы.
Земля российская и жизнь людей, ее населяющих, издревле держалась на ценностях и принципах, без которых невозможно представить русский мир. Самыми важными из них являются: свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; межнациональный мир; любовь и верность; забота о пожилых людях и детях, патриотизме; национальном единство. Для сохранения и развития своей государственности и национальной отличительности каждое поколение, жившее на русской земле, решало одну и ту же важнейшую задачу, - воспитание детей.
Воспитание нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. В.О. Ключевский говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.
Мы можем бесконечно говорить о воспитании духовности и нравственности в учебном заведении, но неизменно основой является семья. Пусть родители помогают своим детям в их поисках. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы ориентируем каждого ученика на изучение истории страны, на то, какой вклад принесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной, воспитываем интерес и уважение к ценностям духовной культуры, традициям, истории своего Отечества.
«Самого главного глазами не увидишь». Эти слова Экзюпери так чётко дают понять, что нужно учиться любить самому и учить детей любить то, что нас окружает: дом и улицу, где рос, родителей и друзей, утренний рассвет и вечерний закат, «жалобный стон» улетающих журавлей, запах сосновой смолы и скошенной травы. Только человек любящий, умеющий «видеть сердцем», даже если не будет слышать этого слова, понимать его значение, вырастает патриотом своей Родины.
Для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей. Первый шаг на этом пути – понимание недостаточности своего культурного кругозора. Следующим шагом должна стать попытка изменить свой внутренний мир, наполнив его новым содержанием. Необходимо дать толчок личностному саморазвитию.
Любовь к детям является отличительной чертой учителя, являясь той живой силой, которая одухотворяет все происходящее и превращает школу в хорошую семью. Если учитель проникнут истинной любовью (бескорыстной, самоотверженной, верной, терпеливой, снисходительной, серьезной, ласковой), его влияние будет сильным и плодотворным. Плодами такой любви станут взаимная любовь, привязанность, доверие, свободное, без принуждения, послушание учащихся.
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно.
Омар Хайям