Статья Примеры эпитетов из поэтических произведений И. Северянина


ПРИМЕРЫ ЭПИТЕТОВ ИЗ ПОЭТИЧЕСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. СЕВЕРЯНИНА

Эпитеты, встречающиеся в поэтических произведениях Игоря Северянина можно классифицировать следующим образом:
1. Частеречная принадлежность.
Самую многочисленную группу составляют имена прилагательные –именно слова этой части речи наиболее ярко раскрывают отличительный признак предмета, дают ему красочную характеристику, например:
Ползёт река. Вода в тонах топазных…
И парк мой глубоко печальный,
Познав превратности судьбы,
Жить перестанет……
…в металлической стихийности
Всех механических страстей –
Лишь доля малая «Марийности»
И серебристости вестей.
…Лети, моя тройка…
Туда, где корабль свой волнистый готовит полёт!
…Дымись кружевным, пенно-пламенным белым огнём!
Далее следуют причастия:
Ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
…Блестит луна на глянце лака
Шикарящего сапога…
…А в глазах оздоравливающих твоих –
Ветер с моря и поле ржаное…
Наречия составляют самую малочисленную группу:
И похохатывают плоско,-
Сам черт не разберёт, над чем.
…И море, как товарный поезд,
Идущий, тяжело шумит.
Кузьмин…
Рокфорно, а не какамберно,
Жеманно-спецно обуян.
2. Структура.
Подавляющее большинство составляют простые эпитеты. Нужно отметить, что сложные эпитеты преимущественно являются двуосновными прилагательными или наречиями, при этом индивидуально-авторскими образованиями, например:
Кроликов ланно-бликих ловко ловить в атлас
Платьев лиловых в блестках.
…Вдруг поворот налево. Мостик. Горка.
И апельсинно-лучезарный бор.
…Давай ловить восторженно-серьёзно,
По-разному: плечом к плечу и розно,
Пока домой нас не погонит мрак.
3. Семантический параметр.
Оценочные – это эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления, например:
…брожу…
Любуясь красой то доступной, то гордо-суровой…
В стихотворении красота оценивается с двух взаимоисключающих друг друга точек зрения: доступная – гордо-суровая.
В стихотворении «Стреноженные плясуны» мы видим использование подобного приёма противопоставления оценочных значений, противоположных по смыслу:
Это кажется или так и в самом деле,
В пору столь деловитых и вполне бездельных дел…
Здесь же использован приём тавтологии – для усиления отрицательного смысла при создании образа «прикрывающегося» безделья.
Обилием оценочных эпитетов отличается стихотворение «Моя Россия»:
Моя безбожная Россия,
Моя священная страна!
…Её разбойники святые,
Её полеты голубые,
…И эти земли неземные,
И эти бунты удалые…
Моя ползучая Россия,
Крылатая моя страна!
Поэт даёт образные определения России, и мы видим, что это необычные, индивидуальные, смелые ассоциации, противопоставленные по смыслу: ползучая – крылатая, безбожная – священная – такие определения наряду с определениями, «составляющими» само понятие «Россия» (голубые полеты, святые разбойники, неземные земли) придают яркость и эмоциональность стихотворению, создают динамику развёртывания образа.Эти и другие используемые И. Северяниным оценочные эпитеты являются меткими, яркими, неожиданными определениями.
Цветовые эпитеты.
По параметру «насыщенность цвета» цветовые эпитеты можно разделить на две подгруппы:
А) выражающие частичную цветовую наполненность (или отсутствие цвета), например: бесцветный лес, свет – не яркий и не смутный, голубоватый путь, белёсо ночела столица, блеклые зори;
Б) выражающие полную цветовую наполненность. Например, лазурный рой стрекоз, лазурный храм искусства, вода в тонах топазных.
Особенно часто Северянин использует эпитет «золотой», определяя этим цветом сбрую, переливы луны, даль, оперенье петухов и даже используя в сочетании «золотая бирюза», где золотая является авторским определением.
Интерес при разборе вызвала группа цветовых (в узуальном употреблении) эпитетов, имеющих в контексте дополнительное значение –характеризующих особенность авторского восприятия определяемой реалии: синяя тоска, синий шум, синий Китай и др.:
Был поезд, - и мы укатили
В том поезде в синий Китай...
…Покрыто снегом все подскальеОт самых гор и до песка.
А там, за ним, клокочет далью
Всё та же синяя тоска.
Вместе с синим цветом довольно часто встречается и голубой: голубой взгляд, голубой голос, голубеющая худоба, голубое озеро, голубой лёд, голубоватый путь:
Всем не знакомо земноеВ дымке особой земной:
Озеро ли голубое,
Взгляд ли очей голубой.
…В прохладной комнате она встречала нас
С лицом, которому – в иконостас.
О, голубеющая худоба его!
…Вскрою вены – кровью исколоть
Голубой снегуркин лёд песплотный…
…И в лес путём голубоватым
В час лучезарящейся мглы
Шагну.
Таким образом, среди цветовых эпитетов наиболее многочисленными являются эпитеты «золотой» и «голубой», причем последний используется в несвойственном данному эпитету значении.
Эпитеты, характеризующие особенность:
А) психологического восприятия определяемой реалии.
В этой группе эпитетов мы находим примеры, в которых ярко отражается индивидуализированное авторское восприятие мира. Например, в стихотворении «Пять поэтов» И. Северянин подбирает следующие определения для описания поэта Кузьмина:
он …рокфорно, а не камамберно,
Жеманно-спецно обуян.
Здесь качества человека сравниваются с особенностями знаменитых сыров, то есть Кузьмин в восприятии И. Северянина оказывается «насыщен» и «приторен» в противоположность нежному камамберу.
К этой же группе нами отнесены эпитеты синий шум и синяя тоска, серебристое имя Марии.
Серебристое имя Марии
Окариной звучит под горой…
Серебристое имя Марии,
Как жемчужин летающих рой…
Серебристое имя Марии
Говорит о Христе, о кресте…
Серебристое имя Марии
О благой говорит красоте…
Только поэт может дать цветовую характеристику неосязаемому, незримому явлению – в этом особенность поэзии И. Северянина.
Б) внешнего вида (формы), например: сморщенные книги, звездочные васильки, нагой, скелетный лес, вызеркаленные озёра, кружевные сады. Наивны сморщенные книги
Прадедушек…
…Витает крыльный ветерок
Над звёздочными васильками…
…Мы проходим дорогою, что не раз нами пройдена,
И всё ищем висячие кружевные сады…
…По вызеркаленным озёрам,
В них облик скользкий отразив,
Промчусь, как снизившийся ворон…
В) производимого впечатления.
В эту группу входят эпитеты, которые раскрывают особенность производимого впечатления от увиденного, услышанного, прочувствованного поэтом. Это такие эпитеты как: крыльчатые пристяжные (создается образ быстрых, резвых, «крылатых» лошадей):
И тройки бешено-степные,
И эти птицы расписные,
И эти сбруи золотые,
И крыльчатые пристяжные,
Их шей лебяжья крутизна!
…Шелестят шелковисто озёра
О развееренной старине.
…Вот прифрантившееся обнищанье
Глядит сквозь розовенькие очки.
…За полем вдали монастырь над обрывом,
И с берега солнечной пахнет сосной.
Г) производимого действия.
В этой группе мы видим авторское видение явлений, предметов. Поэт характеризует особенность их движения, действия:
А в глазах оздоравливающих твоих –
Ветер с моря и поле ржаное.
Люблю сидеть над озером часами,
Следя за…кувыркающимся ветерком.
…И песни, песни разрывные,
Какими наша грудь полна.
…Это свойственно, может быть, только приморью…
Где свежаще волна набегает к подгорью.
…Лети моя тройка летучей дорогой метели,
Туда, где корабль свой волнистый готовит полёт!
Единичными примерами представлены группы эпитетов:
А) дающих портретную характеристику – певучие глаза, виноградные глаза, уста:
В моей стране – столица Виноград.
…Там девы с виноградными глазами
Подносят виноградные уста.
Данные эпитеты, помимо портретной характеристики, передают и авторское психологическое восприятие внешности человека. Это неожиданные, индивидуальные определения;
Б) показывающих величину, объем, количество – вселенский режим, неисчислимое человечество, стоустый зов, бездонная вода, неиссячная вода. В последнем примере наблюдается неузуальная форма слова – особенность поэзии И. Северянина, использование несвойственных форм слова, поиск «интересных» слов:
Я домой возвращаюсь, преисполнен восторга, преисполнен сознанья,
Что она звездоносна, неиссячная эта питьевая вода!
В) характеризующих предмет по температуре – пронзительно-холодный норд, прохладная прозелень, расплавленный зной:
Финляндский с моря дует –
Пронзительно-холодный норд.
…Я в лодке вплываю в расплавленный зной…
…Засмотревшись в прохладную прозелень
Ключевой и бездонной воды…
Г) отражающих особенность внутренней структуры:
Вскрою вены – кровью исколоть
Голубой снегуркин лёд бесплотный…
…можно давать вечера
Музыкально-поэзо-вокальные,
Можно пьесы поставить лояльные,
И, пожалуй, плясать до утра.
Д) показывающих скорость движения – крыльный (быстрый, резвый) ветерок, медлительные окуни. В первом случае мы видим ассоциацию явления (ветер) и характеристики движения (скорости) со свойствами крыльев – их способностью разгонять предмет, делать его неуловимым, стремительным, быстрым.
Е) характеризующих предмет с точки зрения временных ограничений (бесконечное человечество, невечный век);
Ж) называющих особенность месторасположения – (висячие сады);
З) характеризующих предмет по запаху – (пахучая сирень);
И) отражающих особенность свойств – (хмельная брага).
Также нами была выделена группа эпитетов, совмещающих несколько семантических значений:
Измызгано-плоские фаты
напакоститься не могли…
В этом примере оценочная семантика совмещается с изображением особенности внешнего вида людей. Используя данный эпитет, Северянин иронизирует, подчеркивает комичность внешнего вида «высшего общества» своего времени, жалкий вид этих людей и их незавидную участь – стихотворение написано в неспокойный 1918 год…
Следующий эпитет – весёло-голубые глаза – к оценочному значению добавляется портретная характеристика, но если учесть, что для И. Северянина голубой – это не просто цвет глаз, но и цвет души, настроения, то можно предположить, что данный эпитет включает в себя и семантику психологического восприятия автора называемой реалии, то есть имеет тройное семантическое значение.
…Приходит девушка туда ежевечерне.
Со лба спускаются на груди две косы,
Глаза безумствуют, весёло-голубые,
Веснушки радостно порхают по лицу…
Грассирующий Париж – в этом эпитете мы наблюдаем совмещение оценочного значения со значением способа совершаемого действия.
Грассировать – произносить звук [р] картавя, подобно французскому [Ожегов 1986: 124].
Живет по-прежнему Париж,
Грассирующий и нарядный.
Последний пример в этой группе – Вдоль Сены, лентящейся серо. Здесь наблюдается необычная форма причастия – лентящейся (свойства ленты - извиваться – переносятся на свойства реки), с точки зрения семантики совмещено значение особенности производимого действия с особенностью психологического (авторского) восприятия (движение характеризуется как серое, это не цветовая характеристика).
Следует отметить, что определение семантического значения носит субъективный характер, до сих пор нет точных критериев оценки и отнесения эпитета к той или иной семантической группе.
4. Функция.
По функции большинство эпитетов в поэтических произведениях И. Северянина использованы для усиления эмоциональности речи. Особенностью данных эпитетов является и то, что значение многих раскрывается только в контексте (неожиданные сочетания, осмысленные неологизмы), например: изрозно-телесный узор, неизбывная жажда.
Мечты вплетаются в закаты
Из шелковистого далёка.
Они слегка голубоваты,
И лучезарны они слегка.
…Шелестят шелковисто озёра
О развееренной старине…
Группа изобразительных эпитетов (усиливающих картинность речи):
Белесо ночела столица
За Невками и за Невою…
…Безлистый лес уснул…
Скелетный и нагой…
…Ползёт река. Вода в тонах топазных…
Пятнадцать вёрст прошёл, покинув море,
Чтоб грусть и нежность, свойственные Рэк,
Впитать, чтоб блёклые увидеть зори
Озёрные, любимые навек.
… Подожди три оснеженных месяца, -
И закружит весна хоровод.
… Храм… где мягок свет – не яркий и не смутный…
Группа изобразительных эпитетов не столь многочисленна, как группа эмоциональных, что объясняется особенностями стилеобразующей манеры поэта. Главная функция слова в его поэзии – придание яркой эмоциональности произведению, выражение индивидуального восприятия создаваемых поэтом образов.