Литература. Рабочая программа. 7 класс /под ред. Коровиной


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекаянчинская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Протокол №___ от «__» ___________2016 г.
Руководитель МО_______
«Согласовано»
_______________________
Заседание пед.совета
Председатель Майдурова С. И.
Протокол № ___ от «___» _____________ 2016 г. «Утверждено»
_______________________________
Директор МБОУ Нижнекаянчинская ООШ
Майдурова С. И
Приказ №_______ от «___»____________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Литература
(на основе авторской программы курса литературы В. Я. Коровиной, издательство «Просвещение», 2010 г., к УМК В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева и др.)
Мальцевой Ольги Ивановны
(учитель первой квалификационной категории)
Базовый уровень
Кол-во часов - 70
класс 7
с. Нижнекаянча, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, И.С. Збарского, В.П. Полухиной. М. «Просвещение», 2010г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника-хрестоматии для 7 класса под редакцией В.Я. Коровиной. М. «Просвещение», 2011 г., а также дополнительных пособий: для учителя:
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) /Под редакцией В.Я. Коровиной.-М: Просвещение, 2008.
 Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Фонохрестоматия к Учебнику "Литература. 7 класс»
-Методические советы по литературе для 7 класса под редакцией В.И. Коровина, В.Я. Коровиной, И.С. Збарского. Просвещение ,2008г.
для учащихся:
- «Литература 7 класс. Читаем. Думаем. Спорим . Дидактические материалы по литературе.» Авторы : Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Просвещение» 2011 г.,
-Школьный словарь литературоведческих терминов (Чернец Л. В. и др. – М.: Просвещение, 2003)
-Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. (Безносов Э. Л – М.: Дрофа.)
Курс литературы изучается на базовой уровне. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования в 7 классе – 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Особенности организации учебного процесса
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
. осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
. выразительное чтение художественного текста;
. различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
. ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
. заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
. анализ и интерпретация произведения;
. составление планов и написание отзывов о произведениях;
. написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
. целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Содержание курса
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)
Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Основной формой организации учебных занятий остается классно – урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом – музей писателя, диспут, литературная викторина, пресс – конференция, творческий конкурс и т.д. В процессе изучения литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно – исследовательской работе.
Промежуточные формы контроля: контрольная работа, тестовая работа. Итоговая аттестация: контрольная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся;
Ученик должен знать:
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные напраапения);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с характеристикой литературного процесса, такие как литературный процесс, классика, литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), а также изученные ранее понятия.
Ученик должен уметь:
комментировать изученные произведения и доказательно их оценивать;
использовать специфику рода, жанра, тематики, авторской манеры и позицию автора при анализе и оценке произведения;
обращаться к различным формам монологической и диалогической речи в процессе анализа и обсуждения произведения;
использовать сведения по теории литературы в процессе изучения и оценки художественного текста;
пользоваться различными видами справочной литературы, включая все типы энциклопедических изданий;
активно и доказательно использовать другие виды искусства в процессе изучения литературы.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
наблюдение, беседа,
фронтальный опрос,
опрос в парах,
практикум,
тесты,
устные рассказы по плану,
творческие работы,
сочинения,
изложения.
Календарно-тематическое планирование
№ Раздел. Тема урока К-во часов Дата Форма и вид урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Домашнее задание
п. ф. ВВЕДЕНИЕ (1ч)
1 Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся 1 1.09 ВУ Введение. Выявление уровня литературного развития учащихся Знать изученное ранее, уметь определить основную тему курса на год, раскрыть сущность и специфику литературоведения
Чтение и обсуждение статьи (с. 3-5), вопросы и задания (с. 5-6) Сочинение-рассуждение по высказыванию В. П. Астафьева (с.5)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5ч)
2 Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» 1 2.09 УИНМ Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» . Познакомить учащихся с особенностями жанра преданий, понимать значение преданий в жизни.
Вопросы 1-2 (с.10), выразительное чтение. Чтение статьи (с.42-43), задание 7.».
3 «Илья Муромец и Соловей-разбойник» 1 8.09 УИНМ «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Актуализировать знания учащихся о жанрах УНТ, знать отличия былины от сказки, особенности жанра былин Чтение и составление тезисного плана статьи (с.15-17), вопросы и задания 1-4 (с.17) Задания 4,6 (с.23), чтение былины «Садко
4 Новгородский цикл былин. «Садко» 1 9.09 УИНМ Новгородский цикл былин. «Садко» Закрепить знания о былинах, показать своеобразие и поэтичность былины «Садко», совершенствовать навыки устной речи, навыки анализа текста Выразительное чтение, вопросы 1-4 (с.35) Задание 5 (с. 35), чтение преданий, вопросы к ним.
5 Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин» 1 15
09 УИНМ Подготовка к сочинению «Художественные особенности русских былин» Углубление понятия о пословицах и поговорках, развитие навыков устной речи, показать основные отличия пословицы от поговорки Словарная работа, творческая работа Задание 3 (с.44), 4 (с.49),найти и сравнить ПиП народов мира.
6
Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира 1 16
09 КУ Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира Знать тему и содержание эпоса
Выразительное чтение, характеристика героев.
Вопросы и задания (с.41)
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)
1 7 Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть временных лет» (отрывок) 1 22
09 УИНМ Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть временных лет» (отрывок) Дать понятие о древнерусской литературе, ее специфике, особенностях ее традиций, обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы Выразительное чтение, вопросы 1-3 (с.52), 1-2 (с.54) Задания 3-4 (с. 54)
8-9 «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 2 23
09
29
09 УИНМ «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Познакомить с особенностями жанра древнерусской повести, определить близость повести к фольклорным произведениям, совершенствовать навыки анализа текста, понять взгляды и идеалы народа, почувствовать нравственную красоту и силу героев Вопросы (с.63). Пересказ и анализ эпизодов. Ответить на вопрос «значение древнерусской литературы для современного читателя».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (2ч)
10-11 М. Ломоносов. Г. Державин. Стихи 2 3010
6.
10
7
10 УИНМ М. Ломоносов. Г. Державин. Стихи Познакомить с фактами биографии, раскрыть роль поэтов в развитии русской литературе, показать новаторское значение лирики поэтов, развивать навыки анализа текста Сообщения учеников, выразительное чтение. Задания 3-5 (с.68). Чтение статей (с.72-75).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА (31ч)
12 А. Пушкин. «Полтава» (отрывок) 1 13
10 УИНМ А. Пушкин. «Полтава» (отрывок) Знать отношение автора к героям,, уметь выразительно читать фрагмент поэмы. Вопросы (с.74), задания 1-2 (с.75-76) Выразительно чтение фрагмента.
13 А. С. Пушкин. «Медный всадник» 1 14
10 УИНМ А. С. Пушкин. «Медный всадник» (ОТРЫВОК) Углубить знания учеников о творчестве поэта, совершенствовать навыки монологической речи, навыки анализа поэтического текста
Выявить историко-литературное и жанровое своеобразие поэмы, совершенствовать навыки анализа текста Вопросы и задания (с.79-80). Чтение «Песни о вещем Олеге».
14 А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе 1 20
10 УИНМ А. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе Познакомить учеников с летописным источником произведения Пушкина, развивать навыки сопоставительного анализа текста и творческие способности учеников
Выразительное чтение, вопросы (с.86-87), сообщение. Чтение фрагмента драмы «Борис Годунов». Индивид. историч. справка о личности.
15 А. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре 1 21
10 УИНМ А. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре Дать обзор драмы, углубить представление о драматургических жанрах, развивать творческие способности учеников Вопросы (с. 96-97) Сочинение на тему «Образ России в произведениях Пушкина»
16-17 М. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова» 2 27
10
28
10 УИНМ . М. Лермонтов. «Песня про… купца Калашникова» Расширить знания учеников о биографии поэта, выявить основную идею, особенности конфликта «Песни….», совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста Выразительное чтение, характеристики героев. Вопросы (с.135-136), выразительно чтение отрывка.
18 М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» 1 10
11 УИНМ М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел» Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа, навыки выразительного чтения Выразительное чтение,вопросы 1-3 (с.140) Чтение наизусть любого стихотворения.
19 Обучение сочинению «История России в произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова» 1 11
11 УРР Обучение сочинению «История России в произведениях А. Пушкина и М. Лермонтова» Развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа, навыки выразительного чтения Составление плана, работа с текстом Работа с планом и текстом
20 Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». 1 17
11 УИНМ Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» Познакомить с исторической основой повести, дать представление о различии между исторической основой и художественными задачами писателя Вопросы к статье о Гоголе Чтение глав, Пересказ эпизода (на выбор).
21 1 18
11 УИНМ Выявить основную идею повести, ее патриотический пафос, совершенствовать навыки анализа прозаического текста Пересказ и обсуждение эпизодов. Пересказ текста, беседа по вопросам, составление плана, оформление сопоставительной таблицы, элементы анализа текста
22 1 24
11 УРР Развить понятие о литературном герое, показать особенности изображения человека и природы, осмыслить своеобразие конфликта в повести, прививать навыки самостоятельной работы с текстом Выразительное чтение по ролям 23 Подготовка к сочинению по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» 1 25
11 УРР Подготовка к сочинению по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба» Выявить основную идею повести, ее патриотический пафос, совершенствовать навыки анализа прозаического текста Написать сочинение на одну из предложенных тем.
24-25 И. С. Тургенев «Бежин луг», «Бирюк».
2 1
2.
12 УИНМ
КУ И. С. Тургенев «Бежин луг», «Бирюк».
Расширить знания учеников о личной и творческой биографии Тургенева, познакомить с историей цикла, совершенствовать навыки анализа текста, показать взаимосвязь человека и природы, определить роль пейзажа Выразительное чтение, характеристика героев. Вопросы 3,5,7 (с.223)
26 И. С. Тургенев стихотворения в прозе. 1 8
12 УИНМ Понятие о стихотворениях в прозе, нравственность и человеческие взаимоотношения, ИВС. Показать особенности жанра стихотворения в прозе, помочь понять философский смысл стихотворений, развивать навыки выразительного чтения Вопросы 1-3 (с.225) Выразительное чтение и чтение наизусть, написание стихотворения в прозе
27-29 Н. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок). Н. Некрасов. Стихи 3 9
12
15
16
12 УИНМ
КУ Н. Некрасов. «Русские женщины» (отрывок). Н. Некрасов. Стихи Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, развивать навыки работы со стихотворным текстом Выразительное чтение, анализ эпизода. Вопросы 4-6 (с.245), чтение баллад А. К. Толстого, сообщение о писателе.
30-32 М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». 3 2212
23
12
12
01 УИНМ
КУ М. Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок, совершенствовать навыки анализа текста Художественный пересказ, выразительно чтение. Вопросы 5-8 (с. 274),
33 Урок-зачет 1 13
01 УК Комплексная контрольная работа по творчеству писателей. Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, показать особенности жанра сказки, сатирический пафос сказок, совершенствовать навыки анализа текста Самостоятельная работа Не задано.
34.-35 Л. Н. Толстой. «Детство». 2 19
01
20
01 УИНМ
КУ Л. Н. Толстой. «Детство». Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, помочь ученикам задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми, показать нравственный смысл поступков героев Пересказ, вопросы и задания к статье о писателе, характеристика героя. Вопросы 4,5,7 (с.296), пересказ эпизода. Сообщение о Чехове.
36-38 А. Чехов «Хамелеон». Рассказы Чехова 3 26
01
27
01
02
02 УИНМ
КУ
УВЧ А. Чехов «Хамелеон». Рассказы Чехова Расширить знания учеников о личной и творческой биографии писателя, углубить понятие о комическом в литературе, выявить сюжетно – композиционные особенности в рассказах Выразительное чтение, вопросы (с.304-305). Пересказ, вопросы (с.309-311).
39 Стихи русских поэтов XIX века. 1 03
02 УИНМ Стихи русских поэтов XIX века. Обучение анализу лирического текста. Знать содержание стихотворений, уметь выразительно читать стихотворения наизусть. Выразительно чтение, анализ текста. Выучить одно стихотворение (на выбор)
40-42 И. А. Бунин. «Цифры»/ «Лапти». Лирика.
3 09
02
10
02
16
02 УИНМ
КУ
УВЧ И. А. Бунин. «Цифры»/ «Лапти». Лирика Дать представление об особенностях судьбы и творчества писателя, помочь разобраться в сложной психологической ситуации рассказа, совершенствовать навыки анализа текста, знакомство с поэтическим наследием писателя Выразительное чтение, анализ текста. Задание 3 (с.18), сообщение о творчестве Горького, читать «Детство».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (19ч)
43-44 М. Горький. «Детство» (главы). Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л. Толстого, И. Бунина, М. Горького 2 17
02
23
02 УИНМ
КУ
УРР М. Горький. «Детство» (главы). Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л. Толстого, И. Бунина, М. Горького Углубить понятие о художественной автобиографии, совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи, понимать идею произведения, уметь определять тему и пересказывать сюжет. Художественный пересказ эпизода, беседа по вопросам. Написать сочинение.
45 М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко) 1 24
02 УВЧ М. Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Данко) Познакомить учащихся с понятием «романтизм», «романтический герой», развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями Художественный пересказ, беседа. Выразительное чтение, анализ текста, чтение рассказа Андреева.
46 Л. Н. Андреев «Кусака» 1 2
03 КУ Л. Н. Андреев «Кусака» Показать своеобразие личности Л.Андреева, значимость поставленных им проблем, развитие традиций русской классической литературы, совершенствовать навыки анализа текста Пересказ, характеристика героев. Вопросы (с.99), сообщение о жизни и творчестве В. В. Маяковского.
47-48 В. В. Маяковский («Необычайное приключение, бывшее с Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям») 2 3
03
9
03 УИНМ
КУ Слово о В. Маяковском. Словотворчество поэта, юмор в стихотворениях, ИВС, понятие о лирическом герое. Начать знакомство с личностью поэта, попытаться осмыслить своеобразие, оригинальность его произведений, дать предварительное понятие о футуризме.
Выразительное чтение Вопросы и задания, чтение рассказа А. П. Платонова «Юшка».
49-51 А. Платонов. «Юшка». А. Платонов. «Неизвестный цветок» 3 10
03
16
03
17
03 УИНМ
КУ
УВЧ А. Платонов. «Юшка». А. Платонов. «Неизвестный цветок». Показать особенности языка А. Платонова, дать импульс к размышлениям о необходимости сострадания, доброго отношения к людям. Анализ фрагмента, выразительное чтение, беседа по вопросам. Контрольная работа. Составить тест/кроссворд по произведениям Платонова.
52 Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) 1 23.03 УРР Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) Раскрыть особенности творчества писателей XX века Сочинение по выбранной теме. Написать сочинение.
53-54 А. Твардовский. «Братья». Стихотворения. 2 24
03
4
04 УИНМ
КУ А. Твардовский. «Братья». Стихотворения. Познакомить учащихся с творчеством поэта, совершенствовать навыки самостоятельной работы, расширить представления учащихся о поэзии Выразительное чтение, анализ текста. Задание 2 (с. 149)
55 Стихи о ВОВ. 1 7
04 УВЧ Стихи о ВОВ. Знать содержание стихотворений о ВОВ, понимать роль военной поэзии Выразительное чтение, вопросы (с.149) Чтение рассказа Абрамова. Написать сочинение на тему «Муза войны»
56-57 Ф.Абрамов «О чем плачут лошади». 2 13
04
14
04 УИНМ
КУ Ф.Абрамов «О чем плачут лошади». Кратко познакомить с творчеством писателя, развивать навыки анализа текста, показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем Отзыв на рассказ , пересказ от лица лошади, выразительное чтение, анализ текста Вопросы (с.167), чтение рассказов Носова.
58-59 Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» 2 20
04
21
04 КУ Е. И. Носов «Кукла», «Живое пламя» Кратко познакомить с творчеством писателя, развивать навыки анализа текста, показать значение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе Краткий пересказ, анализ текста, вопросы (с.170,179) Чтение статьи о Казакове и рассказа «Тихое утро»
61-62 Ю. Казаков «Тихое утро» 2 27
04
28
04 УИНМ Ю. Казаков «Тихое утро» Кратко познакомить с творчеством писателя, совершенствовать навыки анализа текста, составления сравнительных характеристик героев, учиться анализировать трудные жизненные ситуации Комментированное чтение, вопросы и задания (с.195,196) Чтение главы из книги Лихачева «Земля родная».
63-64 Стихи современных поэтов о Родине. Д. С. Лихачев «Земля родная» 1 4
05
5
05 УИНМ Стихи современных поэтов о Родине. Д. С. Лихачев «Земля родная». Углубить знания учеников о публицистическом жанре в литературе, показать его значение, развивать навыки монологической речи Вопросы (с.204) Чтение рассказа Зощенко, вопросы к рассказу.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (9ч)
65 Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения 1 11
05 УВЧ Р. Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Знать содержание стихотворений, понимать пафос текстов, значение просторечной лексики в произведениях Бернса. Выразительное чтение, элементы анализа текста. Чтение наизусть на выбор, сообщение о Байроне.
66 Дж. Олдридж. «Последний дюйм» (отрывок) 1 12
05 УВЧ Дж. Олдридж. «Последний дюйм» (отрывок) Знать содержание стихотворений, понимать значение высокой лексики произведений, патриотический пафос. Элементы анализа текста, задания (с. 224) Чтение статьи (с.235-240), вопросы к ней.
67 Японские трехстишия (хокку) 1 18
05 УИНМ Особенности жанра хокку, жизнь природы и человека в единстве, зрительные и звуковые образы. Знать особенности жанра, уметь определять лирический пафос стихотворений, уметь воспринимать хокку и раскрывать их смысл. Элементы анализа текста Выразительно чтение с комментированием, чтение рассказа О. Генри
68-69 Урок-семинар. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей (Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» Э. По. «Лягушонок». О. Генри. «Дары волхвов». Л. Пиранделло. «Черепаха»). 2 19
05
25
05 КУ
УРР Урок-семинар. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей (Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» Э. По. «Лягушонок». О. Генри. «Дары волхвов». Л. Пиранделло. «Черепаха»). Подготовка к домашнему сочинению Знать сюжет и содержание рассказа, понимать смысл названия, отношение автора к героям. Выразительное чтение, пересказ эпизода Написать сочинение
70 Выявление уровня литературного развития учащихся седьмого класса. 1 26
05 КУ
УК Выявление уровня литературного развития учащихся седьмого класса. Итоги года и задание на лето Повторить изученное
задание на лето Защита проектов Задание на лето
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/Сост. В. Я. Коровина, В. П. .Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2010.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-7 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе. Пособие для учителей ОУ/ Н. Е. Кутейникова. – М.: Просвещение, 2009, 384 с.
Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 7 класс / В. Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2008, 256 с.
Мультимедийные пособия
Фонохрестоматия для учебника литературы 7 класс.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Презентации о жизни и творчестве писателей
Лист корректировки рабочей программы
№ урока Дата проведения Тема урока Причина корректировки Способ корректировки Согласовано
(№ приказа, дата,
подпись директора)