Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица или подземные жители»


Тема урока: « Уроки жизни в сказке А.Погорельского «Черная курица или подземные жители»»
Тип урока: Урок - заключение
Вид урока: Урок - анализ
Цель урока:
- Формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки.
Задачи урока:
- показать в чем нравоучительный смысл сказки;
- развитие навыков выразительного чтения;
- развивать умение анализировать, обобщать;
-воспитание чувства честности, доброты, умение нести ответственность за свои поступки.
Оборудование: учебник- хрестоматия для 5 кл Ч.1(автор сост. М.Г. Ахметзянов, Н.Н. Вербовая)
Словарная работа: Голландская черепица, дортуары.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Приветствие;
- Запись даты
2. Эпиграф урока: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!
Слово учителя:
-Ребята, как вы понимаете это выражение? Чему учат нас сказки? Какой урок преподносят? ( Добро всегда побеждает зло. Зло всегда наказано)- Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эти слова?( Мы сегодня должны проанализировать сказку «Черная курица…» и понять смысл произведения, выявить урок жизни)- запись темы урока
3. Повторение пройденного материала:
1) Что такое сказка?
2) На какие виды делится народная сказка? Чем отличается литературная сказка от народной?
Какие народные сказки мы читали? Какие литературные сказки мы знаем?
Анализ сказки А. Погорельского « Черная курица или подземные жители»
Беседа:
- А сказка Погорельского литературная или народная?
Вам было задано, дома прочитать сказку до конца. Я уверена, что вы все прочитали. Сегодня на уроке снова встретимся с героем сказки, с Алешей и обсудим, какая же с ним произошла загадочная история.
Работа с текстом.
Слово учителя: Приглашаю вас в сказку! (Слайд) Давайте посмотрим на экран. Мы, ребята, перевелись в 1829 год. Это значит 180 лет тому назад.
Кто знает, какой город в настоящее время является столицей России? (Москва) А в то время столицей России был город Петербург. И мы оказались в столице России, Петербурге, в Васильевском острове. Васильевский остров- это известный район Петербурга.
Слайд. Как вы думаете, что это за здание на экране? (пансионат)
Что означает это слово? (взнос, платеж) Это ребята школа, за обучение которого платили. Имеет общежитие(как и у нас интернат).
Давайте найдем из текста описание пансионата?
Чтение отрывка.
Какие вам встретились незнакомые слова? Слайд.
Словарная работа.
Голландские черепицы - кровля крыши,
Дортуары - это спальные комнаты,
Запишите слова в тетради.
Слово Дортуар вышло из нашего употребления, мы его больше не употребляем. И называем его устаревшим словом.
Наш путь продолжается, и вот он наш главный герой сказки, мальчик Алеша, ваш ровесник. Зачитаем его описание.
Чтение отрывка.
А теперь давайте вспомним, какая с ним произошла история. Проведем это мы в форме блиц - опроса, за каждый правильный ответ, вы получаете плюсы. Отвечает тот, кто первым поднял руку. С места не кричим.
Блиц-опрос. Слайд
Практическая работа.
Ребята, мы продолжаем, путешествовать по сказке. Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка, и после получения зернышка. На экране появились слова, которые характеризуют Алешу. Распределите слова в два столбика - до получения и после получения.
Слайд.
Вывод: Давайте подумаем, почему из послушного, доброго, ласкового Алеша превратился в упрямого, непослушного мальчика?
Похож ли наш герой Алеша на героев народной сказки? Положительный он или отрицательный герой? Герои народной сказки либо очень хорошие, либо очень плохие. В народной сказке никогда не описывают характер. В сказке Погорельского мы видим четко обозначенный тип человека. Перед нами описано изменение характера, и мы следим за изменением героя, видим причины таких перемен.
4. Итог урока:
(Ребята, мы с вами завершаем обсуждение содержания произведения. Вы все молодцы, умницы. Ребята, вы уверены что «Черная курица или подземные жители» сказка? А может это простой рассказ из жизни одного мальчика по имени Алеша? Тогда докажите, найдите из текста волшебные элементы.
Но в сказке помимо волшебства и фантастики писатель достоверно рисует о существовании 1829 году, пансионата. Который, ребята, действительно существовал. Тогда сделаем вывод, что сказка Погорельского - это сочетание волшебного и достоверного.) И на примере изменения Алеши мы извлекаем урок. Какой же урок мы получили? Чему научила нас сказка А. Погорельского? Но помимо примера Алеши, в тексте есть советы, которые мы видим на экране. Слайд.
5. Домашнее задание:Если бы была возможность получить конопляное зернышко, ребята, вы бы его взяли? Почему? И вот на эту тему, напишите краткое сочинение.