Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО. Перенос слов. Перенос слов с Й и Ь знаком.


Конспект урока по русскому языку для 2 класса КРО.
Перенос слов. Перенос слов с Й и Ь знаком.
Автор: Гулиенко Е.А.
учитель начальных классов
КГУ «РСКШИ №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», г.Рудный
2012-13 уч.год
Описание материала. Предлагаю вам сценарий урока по русскому языку для 2 класса КРО: «Перенос слов. Перенос слов с Й и Ь».
Данный материал будет полезен учителям начальных классов работающих в классах КРО.
Цели:
1. Образовательные: продолжать знакомить с правилами переноса слов, знакомить с переносом слов с Й и Ь.
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематическое восприятие, развивать речевую память, умение дифференцировать звуки по высоте, силе и тембру голоса, коррегировать звукопроизношение, развивать подвижность артикуляционного аппарата, развивать орфографическую зоркость, развивать мелкую моторику кистей рук (формирование соразмерности движений).
3. Воспитательные: воспитывать умение работать в парах, аккуратность, трудолюбие.
Оборудование: учебник, зеркало на каждого ребенка, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека, на каждого ребенка карточки со звуковыми символами, изображение двух гномов, из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: - сегодня мы с вами будем учиться выполнять перенос слов, при этом четко произносить слова, звуки, поработаем в парах.
Основная часть.
1. Игры на дифференциацию звуков.
Игра «Бум»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.
Оборудование: изображение двух гномов, большого и маленького
Описание игры: учитель объясняет детям, что к ним в гости пришли два гнома Большой Бум и Маленький Бум. Большой Бум всегда поет свою любимую песенку громко: «БУМ-БУМ-БУМ», а маленький гном поет песенку тихо: «Бум-бум-бум». Учитель предлагает послушать песенки и определить, кто поет.
Поиграйте в парах (3-4 варианта)
Игра «Кто сказал?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по интонации.
Оборудование: картинки с изображением грустного, веселого, сердитого и удивленного человека.
Описание игры: учитель просит рассмотреть картинки и показать веселого, грустного, удивленного человека. Затем показывает, как каждый из них произносит по-разному слово «ах»: ах! (радостно), ах? (удивленно), ах! (сердито), ах. (печально). Затем учитель просит внимательно послушать, кто говорит, и показать картинку с изображением этого человека.
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.
Игра с звуковыми символами «Сломанный телевизор»Нужно сделать из картонной коробки экран телевизора с вырезанным окошком. Объяснить, что у телевизора сломался звук, и поэтому нельзя услышать, что говорит диктор (взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошке телевизора). Дети должны угадать, какой звук и показать соответствующий символ.
2. Минутка чистописания.
Учитель: - сегодня мы будем прописывать букву М. Дайте характеристику этому звуку. Покажите правильную артикуляцию этого звука (с зеркалами).
Игра «Поймай звук»
Инструкция: если услышишь звук М – хлопни в ладоши.
Учитель произносит звуки: о, м, у, н, м, д, р, м, б, м, о, м.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук (развитие ритмичности, соразмерности движений.Выполняются упражнения «Мальчик с пальчик», «Жук», «Крокодил», «Пчелки» (см. приложение К)
Анализ образца, показ учителя.
Дети прописывают: 1 строка – заглавная и строчная буква М, 2 строка – мороз, молоко, сметана, масло.Учитель: - Найдите букву в слове, подчеркните. Где она стоит? Определите какое слово лишнее? Почему?
3. Артикуляционная гимнастика (выполняется с зеркалами).
Поднять кончик языка на верхнюю губу, опустить на нижнюю, попеременно дотронуться высунутым кончиком языка до правого, затем до левого уголка губ (повторить несколько раз).Упражнения для губ: «Буратино», «Колечко», чередование «улыбка» - «трубочка».
Упражнения для языка: «Почистим зубки», «Горка», «Волна», «Часики».
Упражнения на дыхание «деревья качаются» - длительный выдох на звуке Ш.
Работа с чистоговоркой:
МА –ма – ма – дома я сама.
Му – му – му – молоко кому?
Мо – мо – мо – едим эскимо!
Мы – мы – мы – подождём зимы.
Ми – ми – ми – книгу подними.
Работа со скороговоркой:
Не жалела мама мыла, мама Милу мылом мыла.
4. Перенос слов.
1) Перенос слов по слогам.
Учитель: - как переносятся слова? Какие слова нельзя переносить? Какие правила мы уже знаем?
Дети: - слова переносятся по слогам, нельзя переносить слова, состоящие из одного слога. Нельзя переносить и оставлять одну букву, или стечение согласных.
На доске картинки (заяц, медведь, лев, юла, кубики).
Выполнить деление на слоги. Ответить на вопрос: все ли слова можно перенести?
Динамическая пауза. Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Учитель выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Дети должны выполнять только речевые команды.
2) Перенос слов с Й и Ь.
а) постановка проблемы: как перенести слова – кольцо, пальто, майка, чайник?
б) чтение правила: с. 97
в) выполнение упражнений на закрепление:
С.97 упр. 233 – с комментированием у доски,
с. 98 упр. 235 – по вариантам, взаимопроверка в парах.
Психогимнастика.
Изобразите медвежонка, покажите, как он ходит. Медвежонок подошел к пчелиному улью. Он чувствует запах. Покажите, как ему хочется меду, как он боится пчел. Угостим медвежонка медом, он наелся, доволен.
Итог урока.
Учитель: - что мы делали на уроке? Что запомнилось, понравилось?