Статья Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания.

Чертова Вера Владимировна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 342 Невского района Санкт-Петербурга


Взаимодействие учителя и воспитателя группы продленного дня по выполнению домашнего задания

Группа продленного дня призвана обеспечить единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствовать укреплению их здоровья, обеспечивать высокий уровень работоспособности, хорошее физическое и нравственно-эстетическое самочувствие детей.
Задача воспитателя группы продленного дня заключается не только в том, чтобы занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать мероприятия, которые были бы интересны и полезны младшему школьнику, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально. При этом педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы и склонности, создавать ситуацию успеха при выполнении детьми любой из вставших задач (будь то задача самообслуживания в группе продленного дня, самоподготовки или игровой деятельности).
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня проводится в тесной связи с учителем начальной школы.
Учитель организует, направляет, контролирует в основном учебную деятельность, а воспитатель занимается организацией коллективного воспитания, досуга и выполнения домашних заданий.
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности в условиях группы продленного дня по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно формируются навык самостоятельной учебной работы.
Самоподготовка непосредственно связана с уроками образовательными, развивающими и воспитательными целями, содержанием, элементами методик умственного труда. И внешне и организационно самоподготовка бывает очень похожа на ситуацию урока.
Самоподготовка в группе продленного дня – самая основная грань проблемы преемственности в работе учителя и воспитателя. Вот почему так необходимо тесное взаимодействие учителя и воспитателя, в ходе которого отрабатывается единый подход к проведению самоподготовки. Учитель сосредотачивает свои усилия на отборе содержания и объема тех знаний, умений и навыков, которые учащиеся должны приобрести или углубить во время самоподготовки, а воспитатель – на отборе целесообразных для этого форм организации познавательной деятельности (например, работа с книгой, творческие работы).
Доминирующей функцией самоподготовки является воспитательная функция. Именно воспитание определяет позицию педагога в этой форме работы с детьми, все содержание их совместной деятельности и общения, всю методику педагогического воздействия. Самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало: мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность, умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя.
Навыки самостоятельной работы учащиеся приобретают постепенно, в процессе практики. Почти все виды самостоятельных работ связаны с требованием учебных программ и осуществляются под руководством учителя. Немалую роль в выработке этих навыков играет воспитатель группы продлённого дня. Он организует выполнение домашнего задания и приучает детей к определённому порядку приготовления уроков, к рациональному и эффективному использованию времени, к четкому, аккуратному выполнению в систематически установленное время; к умению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, держать в порядке, удобном для использования необходимые учебные пособия.
Воспитательные задачи самоподготовки:
Закрепить навыки самообразовательной работы.
Воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание.
Сформировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей.
Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
При организации самоподготовки воспитателю необходимо учитывать следующее:
уровень общеучебных умений и навыков учащихся;
уровень навыков самостоятельной работы;
возрастные и индивидуальные особенности детей.
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, можно выделить основные структурные элементы:
организация начала самоподготовки;
подготовка к самостоятельной работе;
самостоятельная работа детей;
самооценка, оценка работы;
подведение итогов работы.
Подготовка к самостоятельной работе не занимает много времени. Уместно в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей (воспитатель имеет возможность привлечь для самоподготовки материал урока). Дети, по наводящим вопросам, вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе, тем самым, осуществляя связь урока и самоподготовки.
Четко объявив содержание задания, начинаю объяснять более рациональную последовательность его выполнения, комментирую содержание памятки, или обращаю внимание на текст памяток («Как решать задачу», «Как выполнять домашнее задание по русскому языку», «Как готовить пересказ» и др.), которые являются постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Подготовка к самостоятельной работе проводится дифференцированно. Подробный инструктаж необходим, когда дети приучаются работать самостоятельно, либо в начале изучения новой темы.
Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время учащиеся могут обратиться к воспитателю в случае необходимости для оказания индивидуальной помощи. Индивидуальная работа с учащимися носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени.
В группе имеются учащиеся, не умеющие самостоятельно работать, а так же с пробелами в знаниях. Поэтому моя задача в работе с такими учащимися сводится к выявлению и ликвидации пробелов в их знаниях и к привитию им навыка работы в системе. Эта работа ведется по индивидуальному плану. В индивидуальной работе учитываются особенности коррекционной работы с отдельно взятым ребенком
Следующий этап самоподготовки – самооценка и взаимопроверка. Прежде, чем проверить работы учащихся организую самопроверка, которая приучает ребенка контролировать свои действия. Есть множество способов самопроверки - обратное вычисление; после выполнения упражнения повтори правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, без помощи учебника (по опорным словам).
Заключительным этапом самоподготовки является подведение итогов работы, где отмечаются те, кто работал самостоятельно, и подбадриваются неуверенные в себе ребята.
На каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Результативность самостоятельной учебной работы школьников во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителем, и от методики подачи его на уроке. Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки.
Таким образом, выполнение домашнего задания является органичным продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем на уроке. Поэтому за самоподготовку в равной степени несут ответственность как воспитатель, так и учитель.
 Список литературы
М.М. Анцибор, Н.Ф. Голованова. Особенности Организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём, Москва, Просвещение", 1990 г.
З.Ф. Садовничая. Содержание, организация и методика работы в группе продлённого дня. Москва,"Просвещение",1998 г.
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. Мастерская учителя. Группа продлённого дня. Москва, "Вако", 2007