Статья Методические рекомендации к изучению ранних рассказов И.Бунина


Методические рекомендации для урока в 11 класса по теме
«Ранние рассказы Ивана Бунина («Антоновские яблоки», «Эпитафия»)»
Нет никакой отдельной от нас природы, -
каждое малейшее движение воздуха есть
движение нашей собственной жизни.
И.А.БунинСразу оговоримся: в представленной статье мы говорим не о формах работы (они могут быть совершенно разными), а об объектах анализа.
Первые опыты в прозе И.А.Бунина несут в себе качества лирики: предельная открытость, изображение впечатлений души, внутренней жизни. Ранние рассказы похожи на картины импрессионистов: та же живописность, стремление запечатлеть неуловимые изменения окружающего мира.
Корней Чуковский об этом качестве прозы Бунина писал следующее: «Его степной деревенский глаз так хваток, остер и дерзок, что мы все перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зеленые, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозем – синий, а деревья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».
Учащимся предлагается подтвердить или опровергнуть эти слова примерами из текста, которые были выбраны и отмечены к уроку. Обычно звучат такие отрывки:
«А черные небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»
«Иногда к вечеру между хмурыми низкими тучами пробивался на западе трепещущий золотистый свет низкого солнца; воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями, которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.» И другие.
Обычно прочитавшего я прошу высказаться, чем обусловлен выбор именно этого отрывка, какие слова задели, удивили.
Следующий вопрос – о сюжете и вывод о бессюжетности, бесфабульности рассказа «Антоновские яблоки», о том, что перед нами череда набегающих друг на друга впечатлений, что роднит рассказ с лирикой писателя. В связи с этим делается вывод и о том, что герой рассказа может быть назван лирическим.
Каково же состояние лирического героя, каковы его ощущения и переживания? (Ответ на этот вопрос нужно подтвердить текстом)
Сожаления об утрате уходе прежней жизни явственно звучат в таких отрывках:
«Вспоминается мне ранняя погожая осень… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок и осенней свежести».
«Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое созвездие Стожар, еще раз побежишь в сад. Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша. Там на полянке намного светлее, а над головой белеет Млечный Путь».
При этом важно подвести учащихся к работе над эпитетами, можно даже прочитать их отдельно, вне текста. Обычно дети обращают внимание на красоту слов. В связи с этим возникает вопрос о причине их выбора. Понаблюдаем за эпитетами выше указанных отрывков: «свежее», «золотой», «тонкий», «бриллиантовые». В них – выражение отношения автора к прошлому, в нем заключается все самое светлое, некий идеал жизни.
Важен и вопрос о том, что уходит вместе с уходом прежней жизни. Бунин сожалеет об уходе уклада усадебной и дворянской жизни, исчезает и прежнее дворянство, и прежнее крестьянство. При этом важно отметить, что и дворянская, и крестьянская судьба одинакова. Об этом – в таких словах рассказа:
«Склад средней дворянской жизни еще на моей памяти, - очень недавно, - имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей домовитости и сельскому старосветскому благополучию… И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом…»
Интерес вызывает и вопрос о закономерности выбора названия рассказа. Ответ на него – в словах самого Бунина: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб». В этой фразе автор, на мой взгляд, даже больший импрессионист, чем великие французы: там – краски, здесь – всего лишь запах, с которым исчезает и прежняя жизнь, меняется и сам автор.
Есть в рассказе и еще интересный отрывок, к которому необходимо привлечь внимание учащихся. Возможно, кстати, попросить самих ребят найти его по важным для идеи рассказа семантическим элементам.
«На сумерки буен ветер загулял,
Широки мои ворота растворял, -
начинает кто-нибудь грудным тенором. И прочие нескладно, прикидываясь, что они шутят, подхватывают с грустной, безнадежной удалью:
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал».
Предполагается анализ лексики отрывка (выбор глагольных форм, прилагательных), символики слов «снег», «ветер» и т. д. (Это задание подойдет и для индивидуальной, и для групповой работы.)
Следующий этап урока посвящен рассказу «Эпитафия». Целесообразно начать со словарной работы над самим словом «эпитафия».
О смысле названия и следует, на наш взгляд, вести разговор, в процессе которого ребята приходят к выводам о связи идей этого рассказа и «Антоновских яблок».
Особое внимание – на финал рассказа, открытый, состоящий из ряда вопросов. В связи с этим возможны самые разнообразные задания: от предложений ответить на эти вопросы до предложения поспорить с автором.
В заключение скажем, что рассказы и идейно, и жанрово (напоминают стихотворения в прозе) связаны со стихами Бунина и должны рассматриваться вкупе с ними.