Конспект урока по грамоте Слог. Деление слов на слоги.


Дата: 09.09.15
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 «Д»
Тема урока: Слог. Деление слов на слоги.
Цель урока: научить учащихся делить слова на слоги и правильно переносить слова.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием слог, научить учащихся делить слова на слоги, вспомнить с учащимися об устной и письменной речи, об определении речи, продолжить обучить учащихся составлять предложения по картине.
Развивающие: развивать мышление, развивать речь и внимание, способность к самоконтролю, умение высказывать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать взаимопомощь, уважение друг другу, интерес к предмету.
Оборудование: Добукварик, презентация, школьные принадлежности, иллюстрации к сказке.
Ход урока
Этапы Содержание Примечание
Организационный момент - Здравствуйте ребята! Садитесь!
 В мире много сказокГрустных и смешных.И прожить на свете Нам нельзя без них.
Пусть герои сказокДарят нам тепло.Пусть добро навекиПобеждает зло.
(Ю.Энтин)
“Пусть добро навеки побеждает зло”– к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.
Эпиграфом к уроку будут слова “Добро побеждает зло” (Слайд №1)
Что же требуется от вас:Отвечать активно ,Хорошо себя вести ,Чтобы гости дорогиеЗахотели вновь прийти. Психологический настрой




Постановка темы и целей урока









Работа над темой урока



































Актуализация знаний































Физминутка







































































Сегодня мы отправляемся с вами в сказочное путешествие по теме: «Деление слов на слоги. Перенос слов», а путешествовать мы будем по сказке, в которой
Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет
И девочка отважная
На место все вернет.

- Как называется эта сказка? ( Снежная королева). Слайд № 2.
- Кто её автор? Кто знает? ( Г.Х. Андерсен). Слайд №3
А что же произошло в этой сказке? Кто расскажет мне?
(Снежная королева украла мальчика Кая и увезла с собой).
-Герда очень переживала. Она одна решила искать своего названного брата Кая. Мы с вами должны помочь Герде и вместе с ней отправиться в это длительное, дальнее и трудное путешествие.
Но сначала узнаем все ли готовы к этому путешествию? (Да). Хорошо, тогда отправляемся.

Мы отправляемся в сказку «Снежная Королева»
В одном городе жили девочка Герда и мальчик Кай. Слайд №4. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга как брат и сестра. Но вот однажды, в один из морозных вечеров, когда на площади катались на санках много девчонок и мальчишек, налетела вьюга, закружила все вокруг. (Слайд №5,6). Появились большие белые сани. В них сидела, укутанная во все белое, Снежная королева. Слайд №7

Ей понравился мальчик Кай, и она умчала его в свои ледяные владения
и превратила его доброе сердце в осколок льда. (Слайд №8)
(Слайд №9) Долго плакала Герда, но делать нечего, надо спасать Кая. Одной ей страшно отправляться в далекую страну Снежной королевы. Ей придется пройти через ряд испытаний, чтобы спасти Кая. Она просит вас о помощи.
-Итак, девочка, для начала, решила обратиться за помощью к реке.
Прибежала она к реке и спросила, не видела ли та ее названного брата Кая.
А река ей отвечает: - «Помоги мне, тогда я укажу тебе путь к Снежной королеве». Чтобы помочь нам надо вспомнить тему предыдущего урока.

-Что такое речь? (Речь – это то, что человек говорит и слышит, пишет и читает).
-Какие виды речи мы используем? (устную и письменную речь)
-Из чего состоит речь? (из предложений)
-Из чего состоит предложение? (из слов)
- Что такое предложение? (предложение - это слова связанные по смыслу)
На доске записано предложение.
Добро побеждает зло.
-Сколько слов в предложении?(3)

- Какое правило надо вспомнить, чтобы выполнить это задание?
Из чего состоят слова?
-Слова состоят из слогов.
-Как определить, сколько в слове слогов?
-Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Правильно! Похвалила река Герду и рассказала, что находится Кай в далекой северной стране.
Дала девочке лодку, и отправилась Герда на другой берег реки. Лодку уносило все дальше и дальше.
И чтобы девочка смогла доплыть до берега. Нужно выполнить физминуту
Буратино потянулся,
(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
(наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел,
(руки развести в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
(повороты вправо и влево)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(руки на поясе, подняться на носочки)

И вот приплыла она к большому вишневому саду. В саду ютился маленький домик.

Из домика навстречу к Герде вышла старушка. Герда и ее спросила о Кае. Но старушка ничего не ответила девочке.
Старушке было некогда, она никак не могла Герда предложила ей свою помощь.
- Как перенести слово?
-Слово переносится по слогам. (Слайд 10)
Ученик вчера попустил урок и не узнал три тайны переноса слов в русском языке. Поэтому он сделал ошибки в переносе слов и получил за диктант плохую отметку. Вот его ошибки:
Пал-ьто, мо-йка,е-два, у-кол. (Слайд №11)
Нам нужно исправить эти ошибки. Помогите ребята.
Посмотрите на 1-ю ошибку. Сколько слогов в слове? В чем же он ошибся? У меня есть карточка-подсказка.
Нужно правильно перенести слово: паль – то, мой-ка, ед –ва.

Поблагодарила девочку старушка и показала дальнейший путь.
На снегу, прямо перед девочкой, появился большой ворон и вдруг заговорил человеческим голосом. Герда, услышав это, обрадовалась и спросила у ворона о Кае.
Ворон важно сказал:
- Может быть, и видел?! Только вот как к нему добраться, я расскажу, если ты выполнишь задание.
Герда просит вас, ребята, о помощи.
- Обратите внимание на следующее задание. Назовите только слова.
Дети. - ум ро Ми он мир лу Ни.
. - Дополните слоги до слов.
Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.
- Почему со слогами Ни, Ми составили имена.
Дети. - Слоги написаны с большой буквы --- составили имена.
Выяснение значимости слога. Перенос слов.
Учитель. - Назовем еще раз слова, которые вы составили.
Дети. - Роза, Миша, луна, Нина.
Учитель. - (Пишет на доске. Преднамеренно делает так, чтобы слово "Нина" не поместилось)
У меня не помещается слово. Что же делать?
Дети. - Перенести на другую строчку, (ниже)
Учитель. - Когда слово не помещается на одной строке, мы переносим его с одной строки на другую.
Слова переносим по слогам.
Давайте попробуем данные слова разделить для переноса. Кто хочет поработать у доски? (написать слово « луна» поставить точки под гласн., разделить на слоги)
Дети. - Ро-за, Ми-ша, лу-на, Ни-на.
Учитель. -Так для чего нам нужен слог?
Дети. - Чтобы переносить слова.
Молодцы!
И вот старушка рассказала где находится Кай. И Герда отправилась за ним дальше. Сейчас нам надо выполнить задание в Добуквариках. На доске









































Физминутка для пальчиков рук
Прежде чем приступить к письменному выполнению задания в Добукварике. Нам нужно подготовить пальчики рук.
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький. Безымянный пальчик его, никогда не бросит. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот – указательный, пальчик замечательный. Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Прописывание элементов в Добукварике






Открываем, ребята страницу 12. Сейчас мы будем прописывать элементы.
Чтобы научиться прописывать элементы ( наклонные линии, прямые лини с округленными концами), нужно рассмотреть из каких элементов состоит она. Назовите ребята их? Какие вы видите? Я покажу вам, как надо правильно прописать данный элемент, вы сначала смотрите, а затем выполняете его (1-2 раза пропишите).

Вы можете самостоятельно прописать дома стр 13 – 1-2 строку (очки и лист).
Молодцы ребята! И Герда нашла Кая. Мы помогли ей.
А кто сможет придумать свой конец сказки? У меня так получилось, а у вас? (ответы ребят). Показываю сначала на доске, а затем смотрю, как выполняют ребята





Итог урока Наш урок подошел к концу.
- Что вы нового узнали?
- Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
- Что такое речь?
- Какую речь мы называем письменной?
-А какую речь называем устной?
- Как слова связаны в предложении?
Что такое слог? Как перенести слово? Как определить количество слогов в слове?» (при ошибке попробовать позвать слово). Для чего нам нужен слог?
Оцените свою работу. Покажите мне ребята свое настроение, поднимите красный треугольник – вы не поняли тему, зеленый квадрат – у вас все получилось на уроке.
-На уроке хорошо поработали следующие учащиеся…..
Молодцы! Урок окончен!