Конспект по литературному чтению Русская народная сказка Журавль и цапля (2 класс)


Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Цель урока: познакомить с русской народной сказкой “Журавль и цапля”, её содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, выборочным чтением, чтение по ролям, выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение», «Рабочая тетрадь», презентация, карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы.
ХОД РАБОТЫ
I. Оргмомент.
Улыбнемся, детвора!Заниматься нам пора.Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.
ІІ. Проверка домашнего задания. Пересказ рассказа К. Паустовского «Барсучий нос»
ІІІ. Актуализация знаний
К какому виду жанров отнесём это произведение? 1.Ребята, посмотрите на доску.- -К какому виду жанра относятся эти сюжеты?- -Иллюстрации каких сказок изображены?(слайд 3)- - Какие бывают сказки?( Слайд 4)
2. Ребята, как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?Действительно, мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой.3Отгадайте загадки тетр..с 18 зад.
3. Чтение загадокКто это? (Это журавль)- Какие слова помогли отгадать загадку? Прочитайте.- Что вы знаете об этих животных? (Птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? (О журавле и цапле)
4. Откройте учебники и прочитайте ещё раз название сказки.5.Есть у неё автор? Как называются такие сказки? Подтвердите свой вывод определением на стр.23 учебникаВывод (слайд 5,6)
IV Работа по теме. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля».
- Откройте учебник на с.24.1) Первичное чтение сказки учителем- Понравилась сказка?
2) Повторное чтение детьми.
3)Работа по содержанию сказки.- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)- Вспомните, что такое присказка? Найдите ответ на с.18учебника.- Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой.(Быстро, чётко, правильно)- Какие слова повторяются?– Как начинается сказка? Прочитайте. ( Жили-были). Как называется? зачин- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.- Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)- Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)- Есть развязка у сказки? (Нет) Как она называется? (концовка)- Как закончилась сказка? Прочитайте.Вывод ( слайд 7)
4). - Работа в парах (по карточкам) Прочитайте словосочетания и подберите их устойчивое выражение.ноги долги идти далеко, без особой надобностихудо летать высокийдолговязый остаться ни с чемнесолоно хлебавши длинные ногисемь верст- плохо летать
5). – Работа в группах.Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на карточкахупрямыми придирчивымидобрыми хвастливымиумными четнымисмешными несговорчивымикапризными нерешительными расчётливымиПроверка.- Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
6. Физминутка.На одной ноге стоятьтрудно будет устоять ,Ножку на пол не спускать.И не падать, не качаться,За соседа не держаться.
7). Чтение по ролям диалога журавля и цапли.
8) Выборочное чтение к эпизодам сказки ( слайд 9,10,11,12,13)9) Выполнение модели обложки.
Групповое моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О. автора, внизу - название произведения, а посередине, с помощью условных знаков и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с комментариями. Выполните модель обложки. Покажите свои модели.Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.Сделайте выводы:-название произведения…-жанр….-тема…
V. Итог урока. (слайд 14)
Сегодня я узнал ....Меня взволновало .......Сказка помогла мне понять .....Я для себя сделал вывод …- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).- Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки).
VI. Рефлексия.
- Возьмите яркие цветные карточки. - Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение и поставьте «галочку».
Отличное настроение, всё получалось, всё понравилось, хотелось многое узнать.Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.Было скучно, неинтересно, было много затруднений.- Поднимите руки, у кого…- Благодарю вас за хорошую работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Подробно пересказать сказку «Журавль и цапля» и прочитать африканскую сказку « О том, как лиса обманула гиену» (слайд 15)