Конспект урока литературного чтения по теме Русская народная сказка Журавль и Цапля (2 класс)








АТТЕСТАЦИОНАЯ РАБОТА
«Русская народная сказка «Журавль и цапля»
(конспект урока)
по курсу повышения квалификации
«Особенности проектирования урока и внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:
Ковшова Елена Александровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29 г. Сургута
Научный руководитель:
Синебрюхова Вера Леонидовна, к.п.н.


Сургут, 2016 г.


Ф.И.О. учителя: Ковшова Елена Александровна
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 класс
УМК: «Начальная школа XXI века»
Автор программы учебного курса: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема
Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Раздел
«О братьях наших меньших». Произведения о животных.

Цель
Полноценно воспринимать литературное произведение, глубоко понимать текст и специфику его литературной формы.

Задачи
Образовательные: Учить детей слушать и слышать художественное слово, анализировать текст русской народной сказки с присказкой. Совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивающие: Развивать способности осуществлять продуктивные речевые действия, расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: Воспитывать нравственность и культуру общения через анализ содержания художественного произведения, обогащать нравственный опыт учащихся.

Основные понятия
Сказка, виды сказок, присказка, зачин, концовка (развязка), герой произведения, диалог.

Межпредметные связи
Окружающий мир (рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника), ИЗО (иллюстрирование сказки разными художниками), музыка (слушание музыкального сопровождения к народной сказке).

Ресурсы
- основные средства обучения
- дидактические пособия
- методические материалы для учителя
- электронные образовательные ресурсы
1. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015; (с. 24-26)
2. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015; (с.18)
3.  Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014; (с. 93)
4.  Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2014.
5. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014.
6. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. Электронное учебное пособие: 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.
7. Мультимедийная презентация для учащихся.
8. Интерактивный комплекс.

Формы урока
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технология
Технология системно-деятельностного обучения, ИКТ


КОНСПЕКТ УРОКА

№ п/п
Этапы урока
Ход урока
Формируемые УУД

1.
Организационный этап.
Психологический настрой.
Я буду учиться,
Не буду лениться.
Я буду читать,
размышлять,
О многом из книг
узнавать.
Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Личностные УУД:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- способность к самоорганизованности.

2.
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение подготовленных частей сказки К. Ушинского «Плутишкакот». (Взаимопроверка в парах.)
Маршрутный лист 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коммуникативные УУД:
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

3.
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока
- Назовите тему произведений, над которой мы работаем. (Произведения о животных)
- Каков жанр произведения «Плутишка кот»? (Сказка)
- Какие бывают сказки? Дополните схему (маршрутный лист):
СКАЗКИ
народные __________
__________ , бытовые, __________
Игра «Кто лишний?» 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Ребята, подумайте и скажите, кто же здесь лишний? (Изображения КОТА, ЖУРАВЛЯ, ЦАПЛИ И СОВЫ)
- Почему? (Лишний – КОТ, это герой сказки К.Д. Ушинского «Плутишка кот», он - зверь, а остальные – птицы, они не являются героями этого произведения.)
- Кто может назвать всех этих птиц? (Сову дети определяют верно, а вот назвать правильно, где ЦАПЛЯ, а где ЖУРАВЛЬ, затрудняются.)
- Как вы думаете, почему так трудно различить этих птиц? (Они похожи внешне: длинные ноги, клювы и шеи, цвет оперения тоже похож.)
- Кто знает что-нибудь о жизни этих птиц? (Дети могут сказать о месте обитания – болоте, и о том, что питаются они лягушками.)
- Этой информации недостаточно, чтобы распознать этих птиц. Где мы еще можем добыть интересующую нас информацию? (Найти в интернете, в энциклопедиях, книгах о птицах, из видеофильмов, можно спросить у взрослых.)
2. Чтение научной статьи о журавле и самопроверка скорости чтения «про себя» (за 1 мин.)
- Прочитайте описание серого журавля из научной статьи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Читайте молча, только глазами. Нельзя шевелить губами. Если вам трудно это сделать, положите на губы указательный палец левой руки: «Читаю молча». (Учитель наблюдает за чтением детей.)
- По команде «СТОП» поставьте вертикальную черточку возле последнего слова, прочитанного вами.
- Расскажите, что успели узнать о журавле. («Мозговой штурм»)
- Теперь мы можем определить, где журавль, а где цапля? (Да.)
- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся? 
(О журавле и цапле.)
- Какова цель урока? (Мы учимся разгадывать авторские секреты, понимать, что хотел сказать нам автор через свое произведение и какие литературные приемы он использовал.)
- А теперь закройте глаза и слушайте.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Регулятивные УУД:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Познавательные УУД:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Регулятивные УУД:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

4.
Первичное восприятие произведения (слушание)
Аудиозапись сказки. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Какой жанр литературы перед нами? (Русская народная сказка)
- Как называется? («Журавль и цапля»)
- Улыбнитесь, если сказка понравилась. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
Личностные УУД:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

5.
Словарная работа
- Какие непонятные слова, выражения встретились в тексте? Определим их значение. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Высокомотивированные учащиеся работают со словарями и помогают в случае затруднений остальных детей).
СВАТАТЬСЯ – договариваться о свадьбе
НОГИ ДОЛГИ – длинные ноги
ХУДО ЛЕТАТЬ – плохо летать
ДОЛГОВЯЗЫЙ – высокий
ВЕРСТА – старинная русская мера длины (около 1060 м)
РАЗДУМАЛСЯ, РАЗДУМАЛАСЬ – передумал(а)
БОЛОТО МЕСИЛ – тяжело бежал (ноги вязнут)
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остаться ни с чем
СКУЧНО - ску [ШН] о
Журавлю стало скучно жить одному
Познавательные УУД:
-использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6.
Чтение и анализ русской народной сказки «Журавль и цапля».
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
- Ребята, давайте внимательно прочитаем новое произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Читают подготовленные учащиеся, остальные следят по тексту.)
- Сколько героев в этой сказке? Назовите. (Три. Сова, журавль и цапля.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Кто является главными героями сказки? (Журавль и цапля.)
- А что же сова? Какой вы представляете ее? (Сова – непоседа. Она наблюдала за всем происходящим со стороны. Живет на дереве и поэтому видит все, что происходит на ближайшем болоте.)
- Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? (На болоте. Семь верст – это более 7 км, далеко)
- Что построили журавль и цапля? (Они построили себе избушки.)
- В какое время года происходит действие сказки? (В теплое время года, т.к. журавль «месил болото»)
- А еще почему вы так думаете? (Эти птицы перелетные, улетают на зиму в теплые края).
- Ребята, докажите, что это народная сказка. (Ученики вспоминают особенности русских народных сказок, зачитывают примеры из текста.)
ПРИМЕТЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
автор - народ
присказка
зачин
волшебный мир
сказочные герои
повторы
устаревшие слова
развязка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)
- Что такое ПРИСКАЗКА? Найдите ответ:
а) в словаре-справочнике «Книгочей»,с. 93 (I вариант);
б) в учебнике, с.18 (II вариант).
Сравните два определения и расскажите своими словами. (Работа в парах.)
Присказка – комическое вступление или концовка сказки; прибаутка.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
- Зачем нужна присказка? (Чтобы заинтересовать читателя, привлекает его внимание.)
- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой (быстро, четко, правильно).
- Какие слова повторяются? Как вы думаете, зачем? (Повадки совы)
Познавательные УУД:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Коммуникативные УУД
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

7.
Физкультминутка
Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.
Летела сова – весёлая голова.
(Взмахи руками в стороны)
Вот она летела, летела и села, (Приседания)
Да хвостиком повертела,
(Повороты туловища влево-вправо)
Да по сторонам посмотрела
(Круговые вращения головой)
И опять полетела
(Взмахи руками в стороны)


8.
Анализ сказки. Продолжение
- Как начинается сама сказка? Найдите ЗАЧИН, прочитайте.
«Жили-были на болоте »
- Почему журавль решил жениться? Выберите верный ответ, докажите словами из сказки (маршрутный лист):
а) он решил завести хозяйство;
б) цапля очень нравилась журавлю;
в) ему стало невесело, одиноко жить одному;
«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться»;
г) он любил цаплю всю жизнь.
- Почему цапля отправилась свататься к журавлю?
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля»
- Сколько раз журавль сватался к цапле? А цапля? (2 раза, ПОВТОРЫ)
- Почему цапля заплакала после отказа журавля? (Стало стыдно и обидно)
- Исполнилось ли их желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)
- Есть РАЗВЯЗКА у сказки? (Нет)
- Как закончилась сказка? Прочитайте.
«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся». 
- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)
1 группа
описание поведения журавля
3 группа
что говорит
журавль
о цапле

2 группа
описание поведения цапли
4 группа
что говорит
цапля
о журавле

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. (Зачитывает цитаты из произведения, характеризующие главных героев.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вывод. Герои очень похожи друг на друга. Журавль показан долговязым, смешным, обидчивым, упрямым. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом. Цапля – капризная, придирчивая, несговорчивая. Она сама отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.
Познавательные УУД:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

9.
Гимнастика для глаз
- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Представьте, что вы сова, сидите на дереве и пристально наблюдаете за происходящим на болоте.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.


10.
Творческая работа в группах
Упражнение в выразительном чтении по ролям (рассказчик, журавль, цапля) в группах: тренировочное чтение – тихое чтение и громкое чтение для слушателей.
- Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? Обиды? А где – недовольства, грубости?
- Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.
- Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в мобильных группах)
Дифференцированная работа:
Карточка № 1.
- Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий. (Картинный план)
К каждой иллюстрации подберите соответствующее предложение из сказки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карточка № 2.
- Подготовьте выразительное чтение отрывка сказки по ролям.
Карточка № 3. (Группа подготовленных детей)
Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.
Проверка работ в группах.
Коммуникативные УУД:
- выразительно читать и пересказывать текст;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Личностные УУД:
- способность к самоорганизованности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- наличие мотивации к творческому труду.

11.
Включение в систему знаний. Обобщение
- Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? («Журавль и цапля»)
- Назовите жанр произведения. (Сказка, русская народная.)
- Определите вид сказки. 
(Сказка о животных.)
- Теперь у нас достаточно данных, чтобы составить модель обложки для изученного на уроке произведения.
- Покажите это на своих моделях. (Маршрутный лист, цветные карандаши.)
- Сравните свою модель с моделью на доске. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- У кого так же? (Модель на доске – с ошибкой, дети не соглашаются с ней.)
- В чем ошибка? (Это сказка о животных, на модели показываем это коричневым цветом. А на этой модели цвет синий. Так мы обозначаем волшебные сказки.)
- Молодцы, ребята, вы очень внимательны! [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Кто выполнил верно? Умницы!
- А какую особенность имеет эта сказка? (Начинается с присказки.)
- Расскажите соседу по парте, что такое присказка и зачем она нужна в тексте сказки.
Познавательные УУД:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие самостоятельности.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

12.
Итог урока.
Рефлексия
- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)
- Чему учит эта сказка? (Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.)
«Собери пословицу»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.
(Маршрутный лист)
- Подходит ли эта пословица к сказке «Журавль и цапля?» Объясните.
Личностные УУД:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Познавательные УУД:
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.



- Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение, отметьте его «галочкой»:
Отличное настроение, все получалось, все понравилось, хотелось многое узнать.
Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Было скучно, неинтересно, было много затруднений.
Оценка деятельности учащихся учителем (устно).
- Сдайте ваши маршрутные листы.

Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку учителя.
Личностные УУД:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося.

14.
Рекомендации для самостоятельной работы дома
- Ребята, перескажите эту сказку дома своим родным;
- выучите присказку наизусть;
или выполните задания в рабочей тетради, с. 18.









Приложение 2. Научный текст (1).docѓ
·
·
·
·Приложение 4. Таблица (1).docѓ
·
·
·
·15