Конспект урока изобразительного искусства Линия и её выразительные возможности. Ритм линий


Конспект урока
изобразительного искусства
6 класс
Урок № 4
Тема: «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий»
Тип: урок формирования знаний.
Цель урока: выполнить изображение пейзажа в графике.
Задачи:
Образовательная
Отследить выразительные свойства линии, виды и характер линии.
Показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа.
Сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью средств графики.
Развивающая
Развить эмоциональное восприятие природы через характер линий, показать разнообразие линий в природе.
Развивать исследовательские навыки учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, приемы работы графическими материалами.
Воспитательная
Воспитать у учащихся умение видеть красоту природы, любовь к родной природе, нравственность.
Оснащение:
Учебник Изобразительное искусство 6 класс, стр. 30-33, тетради по изобразительному искусству, индивидуальное задание для учащегося с ОВЗ.
Презентация «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий».
Видео: «Гармония музыки и природы» (Чайковский П.И. "Времена года. Лето”, http://www.youtube.com/watch?v=HD-2efAlREc Видеоклип «Уголок России», http://www.youtube.com/watch?v=PB8GlayO-7o
Мультфильм «Покахонтас» (отрывок)
http://video.mail.ru/mail/armog68/5647/48453.htmlКомпьютер, проектор, доска.
Листочки четырёхлистника клевера из бумаги.
Графические рисунки учителя.
Материалы: графические материалы на выбор, 2 листа.

Ход урока
I. Организационный момент:
Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку. Звучит «Гармония музыки и природы» (Чайковский П.И. "Времена года. Лето») - (2 мин.)
II. Постановка цели и задач:
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с линией и ее особенностями. Вы будете сегодня художниками-графиками и выполните пейзаж (Слайд 1).
- Что нового узнали на прошлом уроке? (графика, виды рисунков, графические материалы и их возможности). На доске размещены работы педагога. Учащиеся называют виды рисунка (Слайды 2,3).
III. Объяснение нового материала:
-Рисунки состоят из линий - длинных или коротких, толстых или тонких. Они разные по своему характеру она может очерчивать контур, как проволока или оставлять легкий след..
-В природе нет линии! Линия- это знак, придуманный как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. У нас у всех разный почерк (см. стр. 30 учебника).
- И у рисующего человека есть свой почерк, как и у пишущего. Характер линии выражает эмоции! Давайте в этом убедимся! (выполнение упражнения 1, стр. 32: несколько раз написать слово «Здравствуй!» (педагог на доске, учащиеся на листах).
Обратить внимание на то, что смысл слова не менялся, а характер и интонация, выразившиеся в почерке, менялись.
Выполнение упражнения 2, стр. 32- изобразить гнев, а потом радость - быстро, не задумываясь (Слайд 4).
-При выполнении задания мы не только изменяли характер линии для выражения настроения- линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место (пространство), как пауза. Нам необходим был ритм! (запись в тетради понятия «ритм» - это чередование соизмеримых между собой элементов, стр. 33) (Слайд 5).
Показ работ А.Матисса, П.Пикассо и др. Беседа. Обсуждение манеры изображения (Слайды 6-8).
Предложить варианты самостоятельной работы на выбор:
1) пейзаж с колыханием трав на ветру;
2) спокойствие в природе;
3) творческое задание - «Доброе дерево» (Слайды 9-23).
IV. Физминутка:
«Ветер дует нам в лицо..» , «Солнышко».
Предложить посмотреть клип «Уголок России» - 3 мин.
V. Практическая работа.
Звучит «Гармония музыки и природы» (Чайковский П.И. "Времена года. Лето») – 20 мин. При необходимости оказывать помощь.
VI. Анализ выполненных работ. Итог.
Рефлексия.
-Что трудным оказалось при выполнении?
-Какой бывает линия?
-Какие по характеру линии изображались?
-Есть ли ритм в работах? Что такое ритм, его значение в изобразительном искусстве.
Предложить назвать вместе средства выражения графики: линия, штрих, пятно.
-Удалось ли передать в работах доброту дерева? Как?
Предложить просмотреть фрагмент мультфильма «Покахонтас» («бабушка Ива»). Передать «привет» от «доброго леса» и вручить четырехлистники. Похвалить за работу.
VII. Домашнее задание:
Гуашь: белую и чёрную, другие цвета, карандаш графитный, кисти, альбомные листы, тряпочки, баночки.
Уборка рабочего места.