Буклет Работа над орфографическими ошибками,как средство повышения грамотности учащихся


Эффективность работы над ошибками зависит:
от систематичности ее проведения ;
от разнообразия видов упражнений;
от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности;
от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Причины недостаточной эффективности работы над ошибками:
низкая мотивация учащихся на выполнение данного вида работы; несистематичность проводимой работы;
недоразвитость фонематического слуха, речи детей, двуязычие;
малый словарный запас учащихся; недостаточно развитый навык чтения ;
неумение выделять и определять орфограмму;
систематическое отсутствие индивидуального подхода при организации работы над ошибками является одной из причин неграмотности и слабой успеваемости отдельных учеников.
Структура работы над ошибками:
коллективный анализ типичных ошибок класса: выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил;
самостоятельная работа над ошибками. 
Основными видами самостоятельной работы учащихся над ошибками являются:
самостоятельное исправление (потом можно предложить самостоятельное отыскивание) ошибок;
самостоятельное выписывание слов, в которых допущена ошибка;
подбор проверочного слова; повтор правила.
Фиксация учителем орфографических ошибок в письменных работах учащихся
В методике орфографии существует несколько способов фиксации орфографических ошибок в тетрадях учащихся:
1) ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется;
2) ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется;
3) обозначается часть слова, в которой есть ошибка, например:   4) подчеркивается все слово, в котором есть ошибка, например "прозьба"
5) никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки |.
В предыдущих случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки |.
 Этапы работы над ошибками:
исправление ошибок с учетом особенностей школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика; организация специального урока над ошибками 

Памятка для работы над ошибками
1.Найди ошибку (если она не показана).
2.Определи, в какой части слова допущена ошибка; если эта часть не выделена, обозначь её.
3.Выпиши слово с окошком на месте той буквы, которая выбрана неверно.
4.Реши, какое правило надо применить.
5.Выполни нужные действия и вставь букву.
6.Вернись к тексту, где была ошибка, и исправь её».




Орфографическая зоркость – способность быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает умение обнаруживать ошибки пишущим. 
Условия формирования орфографической зоркости:
осознанное отношение к слову; развитие фонематического слуха; овладение умением ставить ударение и обнаруживать безударные гласные; формирование представлений об орфограмме; упражнения для выработки орфографической зоркости; использование дидактических средств, для организации работы по формированию орфографической зоркости; письмо с пропусками; специально организованное списывание; графические и цифровые обозначения орфограмм; диагностика орфографической зоркости; работа над ошибками Орфограмма – написание, которое не устанавливается на слух. Признаки орфограммы: написание требует проверки ( букв, сочетаний букв и т. д.) наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный. 
Работа над ошибками – планомерно организованное повторное выполнение действий с целью их усвоения и повышения качества. Систематическая и целенаправленная работа над ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное отношение к письму, стремление оформлять свои мысли грамотно. 
Целью проведения работы над ошибками является:
осознанный подход со стороны учащихся к правилам русской орфографии; выработка
навыков грамотного письма;
формирование и развитие самоконтроля со стороны учащихся 
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации»
(МАОУ ДПО ИПК)

Кемеровская область, г. Новокузнецк
Группа 18-4
Выполнили: Августова О.Н,
Мишина С.В.



Работа над орфографическими ошибками, как средство повышения грамотности учащихся

Дорогу осилит идущий вперед!