Мастер-класс Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников


Мастер – класс
Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников
Н. В. Карикова воспитатель ГККП « Майский детский сад» акимата Тарановского района»
Костанайская область, с. Майское"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д.УшинскийРаботая с детьми среднего возраста, я столкнулась с проблемами развития речи у детей. В детской речи множество проблем: трудности в построении монолога, плохая дикция, отсутствие навыков культуры речи, недостаточный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. А нам педагогам необходимо научить ребёнка связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.
Учитывая годовую тему нашего детского сада появилась необходимость во внедрении новых технологий. Мною была выбрана инновационная технология «мнемотехника».
Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
обогащения словарного запаса
при обучении составлению рассказов
при отгадывании и загадывании загадок
при заучивании стихов
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов.
Серию этих квадратов лучше рисовать вместе с детьми. Я сразу объяснила детям, что по этим рисункам можно интересно рассказать о диких животных, и что каждое окошко что – то обозначает.
Например, зачёркнутый домик говорит о том, что это не домашнее животное, а дерево со стрелочкой вверх – что это животное живёт на дереве.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Для детей среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Прошу вас разделиться на группы. Задание для первой группы – расшифровать текст физминутки.Задание для второй группы – зашифровать известное стихотворение «Наша Таня громко плачет…»
Описательный рассказ. Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Составление рассказов-описаний по теме « Игрушки»
1. Цвет. (Какого цвета игрушка?)
2. Форма. (Какой она формы?)
3. Мячи. (Какого размера игрушка?)
4. Из какого материала сделана игрушка?)5. Детали машины. (Назови ее детали.)
6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?)
Пример рассказа: «Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Кабина у грузовика - металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла - кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается».
В заключение хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом, овладевать связной речью.
Список литературы
«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», Т.Б. Полянская, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.
Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; №3,10,12 за 2001г.; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.
Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам»