Практическое использование во внеурочной работе специальных коррекционных упражнений по исправлению недостатков развития ощущений, восприятий и представлений у школьников.


Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Практическое использование во внеурочной работе специальных коррекционных упражнений по исправлению недостатков развития ощущений, восприятий и представлений у школьников.

Воспитатель
Бубенчикова О.С.
Алейск 2015
Большое внимание во внеурочной деятельности уделяется коррекции ощущений, восприятий и представлений, ведь от их сформированности зависит не только школьная успеваемость, но и успешность социализации воспитанников.
Восприятие умственно отсталых детей нарушено и отличается рядом особенностей. К ним относятся:
нарушения обобщенности;
замедленный темп восприятия;
узость объема восприятия;
малая дифференцированность;
пассивность восприятия.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Это проявляется в неумении выделять главное, существенное в объекте.
Так, при восприятии текста, сюжетного изображения умственно отсталый ребенок не может выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи. Отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал. Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Умственно отсталые дети испытывают серьезные затруднения при дифференцировании цвета (особенно оттенков), величины, формы объекта, они не различают выражения лиц людей, изображенных на картинке.
Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые дети выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Таким образом, пассивность процесса восприятия является еще одной его характерной особенностью. Глядя на какой-нибудь предмет, умственно отсталый ребенок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Умственно отсталые дети не умеют самостоятельно рассматривать, всматриваться, им необходимо постоянное побуждение
Кроме перечисленных особенностей, восприятие при умственной отсталости недостаточно устойчиво, хаотично, с нарушенными целенаправленностью и целостностью. У умственно отсталых отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений. Наблюдается нарушение представлений о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др. для представлений детей этой категории характерны недифференцированность, фрагментарность, поверхностный характер и уподобление образов. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний –основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.
Ощущение и восприятие - процессы, отражающие действия. Стимуляция зрительного и слухового восприятия происходит за счет использования наглядности – таблицы, плакаты, иллюстрации, натуральные предметы, муляжи, игрушки, учебные видеофильмы.    Необходимым условием успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. «То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом». 
Так, при демонстрации предметов окружающего мира учащиеся знакомятся с ними, не только рассматривая, а привлекая и другие анализаторы, - трогают, нюхают, пробуют на вкус, определяют легкость или тяжесть, взвешивая в руках, и т. п. Знакомство с предметным миром, организуемое на полисенсорной основе, будет способствовать полноценности и прочности формируемых представлений и знаний. 
В ряде случаев осмысленному восприятию демонстрируемых правил выполнения трудовых действий, приемов, операций, а также пониманию необходимости их выполнения (например: необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке ее к работе; требование вертикальной установки утюга в нерабочий период) может содействовать и демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения  этих действий, операций  (например: попытка шитья при отсутствии узелка на нити; демонстрация куска ткани с желтым пятном от утюга; показ неправильно пришитых пуговиц).
Обогащение жизненного опыта, расширение круга представлений и знаний – основные средства улучшения качества ощущений и представлений. Это обогащение осуществляется через экскурсии. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке.
Во внеурочной деятельности можно использовать также следующие упражнения(от простых к сложным):
Работа с картинками и предметами.
- разбей на группы :фигуры, слова, предметы, людей (по различным признакам).
- дорисуй (недостающие части)
- опиши картинку
- найди ошибку
Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом.
Работа с текстами
-выделение характеристик
- выделение причин
-выделение основной мысли
-дополни текст недостающими словами
- Определение предмета по словесному описанию.
-изображение описанного предмета (лепка, аппликация, конструирование, рисование и т.д)
Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, но его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в рисунке свои мысли, впечатления от окружающего мира.     Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь  четкое представление о  нем, т.е. видеть характерные черты  предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. У детей формируются мыслительные операции такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение.    Также происходит развитие наглядно-образного  мышления. Исследование Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений, об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. 
 Большое значение имеют сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся обыгрывают жизненные ситуации. Рекомендуется, в качестве примера учащимся предлагать готовые диалоги, которые выдаются учащимся (например, диалог работодателя и соискателя на вакансию, покупка билета в железнодорожной кассе, получение справки по телефону, диалоги с различными работниками жилищных контор) и т. д.
Работа с видеоматериалами
- характеристика персонажей (мимика, жесты)
- оценка поступков
- выделение основной идеи
Для коррекции слуховых восприятий использую
-выполнение движений под счёт, под музыку.
- графические диктанты
Наблюдения за природой
Способствуют коррекции временных и пространственных представлений.
Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их представлений и знаний — основные средства улучшения качества восприятий и ощущений.
Развивая ощущения и восприятия у умственно отсталых детей, педагог должен помнить, что это не самоцель, а средство, облегчающее развитие их мышления.