Урок по литературному чтению на тему Русская народная сказка Лиса и Тетерев

8



Урок
по литературному чтению
проведён в 3 – В классе
на тему:
«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)



Подготовила
Учитель нач. классов
Кучеренко О.А.






2014-2015 уч. год. 1. Орг. момент
Психологическая гимнастика.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Мальчики: Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Девочки: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

2. Подготовка к усвоению нового материала.
Прочитайте фразу А. С. Пушкина (запись на доске) и определите, какого слова не хватает.
«. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о сказках)
- Давайте вспомним, что такое сказка? (жанр народного творчества)
- А кто же их сочинял? (авторские – конкретный человек, народные – автор неизвестен)
- На какие группы мы можем разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные, смешанного типа – схема открывается на доске)
- Какие сказки о животных вы уже знаете?
- Каких героев вы встречали во многих народных сказках?
- Какое животное  встречается чаще других?
- Почему лиса- героиня многих нар. сказок? Как называет лису народ?

( появляется Лиса).
Лиса: Кто это тут обо мне толкует?
- Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки.
Лиса: Я хороша собой, но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!
- Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?
( дети объясняют значения выражений).
А) зарубить на носу- означает запомнить крепко- накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резали делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Б) дело в шляпе- означает, что все хорошо , все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в как сейчас не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.
В) держать нос по ветру- следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует( это морской термин).
Г) обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть.
- Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли?
Лиса: У нас в сказках все так разговаривают. В сказках свой язык, особый, язык- народный. И у каждого народа он неповторим.
- Ребята, наша Лисонька говорит, словно реченька журчит.
Присядь, Лисонька, отдохни. А ребята тебе сказку почитают.
3.Изучение нового материала.
Словарная работа.
- Но прежде, чем читать сказку, нам надо провести словарную работу.
На доске: тетерев тетеревочек
друг дружочек
голос голосочек
трава травушка
теперь нынче
слышал слыхал
-Давайте распределим слова, т. е. разделим их на сказочные слова и обыденные. Почему так поделили?
- В наших словах встретилось слово Тетерев. Дети, а кто знает, кто это такой?
Рассказ ранее подготовленного ученика.
Тетерев птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.
Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле тут они кормятся. Ночуют на деревьях.  Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник. 
 - Вам встретится в тексте слово «
·Указ».
- Лексическое значение слова указ- письменное приказание. Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.
Знакомство с новым произведением.
Прослушивание аудио – сказки «Лиса и Тетерев». (Дети следят за текстом в учебнике)
- Только слушайте, и следите внимательно, т. к. в следующий раз вы будете озвучивать главных героев этой сказки.
ПАУЗА!!!
- Как вы думаете, сойдет тетерев на землю или нет? Почему?
- Дослушаем сказку и узнаем, кто из вас оказался прав.
- Кто из ребят оказался прав?
- Понравилась сказка?
Беседа после первичного прослушивания
- Кто автор сказки?
Как лиса хотела перехитрить тетерева?
Ответы детей.
Как лиса называет тетерева?
Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек.
- Почему же план Лисы не удался ? (т.к Тетерев оказался умнее).
- Кто же оказался умнее?
Физминутка
Звериная зарядка. Раз – присядка, два – прыжок. Это заячья зарядка. А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза) Любят долго потянуться (потянуться) Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой) Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны) А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед) И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх) Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса) Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч) То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу) Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны) А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Ну а вы тихонько сели,
Поработать, чтоб успели.
Ролевое чтение детьми сказки
Беседа после прочитанного текста
-Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)
- Что ответил на ее приветствие тетерев?
- Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)
- А что говорилось в указе? (выборочное чтение)
- Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)
- Зачем он сказал лисе о собаках?
- Давайте немного отдохнем.
Закрепление изученного материала
Соедини героя с подходящим словом.
Легкомысленная
Смышленый
Хитрая
Беззаботная
Умный
Льстивая
Рассудительный
Соедини манеру говорения с героем из сказки.
ласково
спокойно
грубо
нежно
тихо
громко
медленно
торопливо
Подведение итогов.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Прочитайте эти пословицы про себя. Тот, у кого пословица подходит к сказке, пусть встанет и прочитает ее в слух.
Дети выполняют задание.
Примеры пословицы и поговорки.

Язык мягок – что хочет, то и лопочет.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
Чего себе не хочется, того и другому не делай.
Правда, как ни прячь, наружу выйдет.
-Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица?
«Чего себе не хочешь, того и другому не делай»
- Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла.
- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- А я думаю, что еще подойдет такая пословица:
«Правда, как ни прячь , наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы.
- Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки? (Не всегда можно доверять  ласковым, льстивым  словам. Сказка учит различать,  где добро, а где зло, учит  мудрости).
- А еще, сказка учит, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному. Разве вы ни разу не проявляли любопытства, которое приводило вас к, различного рода, неприятностям. Разве не было случаев, когда вас предупреждали об опасности, а вы не слушались и попадали в беду? Значит, сказка и сейчас нас учит.
- А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему?
- Итак, работа над сказкой подходит к концу.
6. Домашнее задание
Читать дома текст по ролям по желанию нарисовать рисунок к любому из отрывков.