Логопедическое занятие (разработка) тема: Осень, для детей средней группы


Конспект занятия в средней группе.
Тема. Осень.
Цели.
Закрепить и расширить знания об осени, о погодных явлениях
Развивать зрительное ,слуховое внимание, память, воображение, мышление.
Совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь; совершенствовать навык развернутого ответа на поставленный вопрос.
Воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование:
- сюжетные картинки по теме осень;
- картинки листьев;
- мнемотаблица к стихотворению.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть!
А какое у вас настроение , покажите мне.
Посмотрите на картину и скажите, какое время года изобразил художник?
Дети. На картине художник изобразил осень.
Логопед. Сегодня мы поговорим об осени, о том, как красиво это время года. О том, как меняемся природа осенью.
Логопед. Посмотрите, к нам из Африки прилетела обезьянка.
Обезьянка ( речь на магнитофоне записана) .Ребята у нас в Африке всегда жарко и я очень удивилась, увидев вашу природу. Расскажите мне про осень.
Логопед. Какое время осени на картине?
Дети. На картине ранняя осень.
Логопед. Давайте вспомним, какая ещё бывает осень?
Д. Ранняя, поздняя, дождливая, холодная, теплая, золотая.
Л. Ребята, посмотрите на картину и представьте, что мы оказались в этом осеннем лесу. Если мы пройдемся по нему, то под ногами у нас зашуршит листва
Какой звук будут издавать листья под ногами?
Д. ш-ш-ш.
Л.Как мы будем произносить этот звук? ( артикуляция звука).
Губы?
Язык?
Дети отвечают.
Звучит музыка. (разбросать листву по полу).
Л.Давайте пройдёмся по листве скользящим шагом и произнесём, как шуршит листва
Дети идут и произносят: ш-ш-шАртикуляционно-дыхательные упражнения.
Л.Листва шуршит громко: ш-ш-ш.
Ветер свистит: с-с-с. ( руки вверх, пальцы раздвинуть)
Листочки опадают и кружатся: ( берут со стола листочек на ниточке и дуют).
Л. Вдох через нос и плавный выдох через рот.
Дети выполняют.
Упражнения на закрепление звука «л».
Ла –ла-ла –осень к нам пришла (дети хлопают в ладоши)
Ул-ул-ул-ветер подул (поднимают руки вверх)
Ила-ила-ила-листва в воздухе кружила (раздвигают пальцы и вращают кистями)
Али-али-али- все мы осень ждали (скользящие хлопки.)
Л.А какая сейчас у нас осень?
Д.У нас сейчас поздняя осень.
Обезьянка. ( магнитофонная запись).Расскажите мне стихотворение об осени.
Л. Давайте вспомним стихотворение И.Михайловой « Как обидно».
Дети рассказывают по мнемотаблице.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой -
Как хорош ты ,лист цветной!
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет –
лишь ветки видно.
Развитие общей моторики. (физминутка)
Листья осенние тихо кружатся (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся. ( приседают)
И под ногами шуршат, шелестят. (движения руками влево, вправо.)
Будто опять закружиться хотят.(поднимаются и кружатся)
Л.Посмотрите на картинки и скажите: « Листья каких деревьев у вас нарисованы?»
Дети называют.
Игра « Угадай листочек».
Л. Лист от клена ( какой это лист?) - Д.- кленовый
Рябины – Д. - рябиновыйБерезы – Д - березовыйДуба – Д - дубовыйЛипы – Д - липовыйОльхи – Д - ольховыйОсины – Д - осиновый.
Л. А что происходит с листьями осенью?
Д Падают, летят, кружатся, порхают. Шуршат, шелестят.
Л. Все эти деревья произрастают в Приморском крае.
Закрепление мимических мышц.
Л.Листья опали.
Удивились.
Рассердились
Огорчились
И улыбнулись.
Л. У вас на столах лежат разрезные картинки, их надо собрать и сказать, что там изображено.
Дети собирают и говорят.( лист березы, лист дуба, лист клена, лист осины, лист рябины, лист ольхи.)
Обезьянка. Молодцы , ребята! Вы сегодня мне рассказали о деревьях , которые растут у вас в Приморском крае .Большое вам спасибо. Я приглашаю вас к себе в Африку и расскажу о её природе вам. А с Африки я вам привезла подарок вот в этом сундучке. До свидания.
(Изображение картины осени)
Логопед. Ребята представьте, что мы оказались в осеннем лесу. Мы сейчас пройдем по нему, а под ногами у нас будут шуршать листья. ( разбросать осеннюю листву).
Какой звук будут издавать листья под ногами?