Классный час 5 законов глупости


СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка………………….. стр. 2
Содержательная часть
Первый закон глупости…………….. стр. 3-4
Второй закон глупости …………….. стр. 5-6
Третий закон глупости …………….. стр. 7-9
Четвертый закон глупости ………… стр. 10
Пятый закон глупости ……………... стр. 11-12
Заключение ………………………………. стр. 12
Литература ……………………………….. стр. 13
Пояснительная записка
Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают беседы. Они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к своему педагогу.
Данный классный час был рассчитан и подготовлен для определенной аудитории, а конкретно – для студентов группы 25.
Прочитанная статья итальянского историка – экономист Карло Чиполла, в которой он основательно подошел к вопросу о природе глупости, натолкнула меня, как классного руководителя, на появление этого тематического классного час – беседы.
Цель проведения: показать актуальность проблемы глупости, неадекватности поведения, не желания соблюдать определенные правила поведения.
Задачи:
Попытаться заставить студентов взглянуть на свое поведение в колледже с новой стороны.
Дать возможность задуматься над своим отношением к учебе.
Показать им «взгляд со стороны» людей, не входящих в их круг общения.
Метод проведения: метод дилемм
Форма проведения: лекция – беседа
Технические средства: компьютер; проектор; экран
Место проведения: кабинет 22
Продолжительность: 90 минут
Аудитория: студенты 2 курса
Содержательная часть
Итальянский историк-экономист Карло Чиполла очень основательно подошел к вопросу о природе глупости. Долгие годы исследований привели ученого к тому, что он сформулировал пять универсальных законов, работающих в любом обществе. Оказалось, что глупость сама по себе намного опаснее, чем мы привыкли о ней думать.
Первый закон глупости Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают.

Звучит как размытая банальность и снобизм, но жизнь доказывает его истинность. Как бы вы ни оценивали людей, вы постоянно будете сталкиваться со следующими ситуациями:
Человек, который всегда выглядел умным и рациональным, оказывается невероятным идиотом;
Глупцы все время возникают в самых неожиданных местах в самое неподходящее время, чтобы разрушить ваши планы.
Первый закон удерживает от соблазна определить количественную долю глупцов в обществе: это все равно будет преуменьшением.
Современные тренды западной культуры, которая считается наиболее прогрессивной, основаны на эгалитаристском подходе к жизни. Всем нравится думать, что все люди сошли с конвейера на каком-то технологически совершенном заводе равными, и если кто-то из них оказывается равнее других, то это происходит за счет воспитания, а не его природы.
Однако, люди не равны, одни глупы, другие нет, и это качество закладывается природой, а не культурными факторами. Человек является глупцом так же, как он является рыжим или имеет первую группу крови. Он таким родился по воле Провидения, если хотите.
Второй закон глупости Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств.

Образование не имеет ничего общего с вероятностью наличия определенного числа глупцов в обществе. Это подтвердили многочисленные эксперименты над пятью группами:
студенты,
офисные служащие,
обслуживающий персонал,
сотрудники госучреждений;
преподаватели.
Если проанализировать группу низкоквалифицированных сотрудников, то число глупцов оказывается больше, чем ожидаешь (Первый закон), и это можно списать на социальные условия: бедность, сегрегацию, недостаток образования.
Но поднимаясь выше по социальной лестнице, те же соотношение видны и среди белых воротничков, и студентов.
Еще более впечатляющим оказалось увидеть то же число среди профессуры — в независимости - маленький провинциальный колледж или крупный университет .Всё та же доля преподавателей оказывалась глупцами.

Идею, которую выражает Второй закон, сложно принять, но многочисленные эксперименты подтверждают ее железобетонную правоту.
Феминистки поддержат Второй закон, поскольку он гласит, что дур среди женщин не больше, чем дураков среди мужчин.
Жители стран третьего мира утешатся тем, что развитые страны не такие уж и развитые.
Выводы из Второго закона пугают:
станете ли вы вращаться в британском высшем обществе или переедете в Полинезию, подружившись с местными охотниками за головами;
заточите ли вы себя в монастыре или проведете остаток жизни в казино,
вам везде придется сталкиваться с таким же количеством идиотов, которое всегда будет превышать ваши ожидания.
Третий закон глупости
Все люди делятся на 4 группы: простаки (П), умники (У), бандиты (Б) и глупцы (Г).

Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него.
Рассмотрим такой пример:
Петя предпринимает действие, от которого несет потери и при этом приносит выгоду Васе. Назовем Петю – простаком (зона П).
Петя делает нечто, что приносит выгоду и ему, и Васе. Конечно же Петя умник, потому что действовал умно (зона У).
Действия Пети несут ему выгоду, а Вася от них страдает. В этом случае Петя — бандит (зона Б).
Ну и наконец – любые действия Пети ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. Естественно, Петя – глупец… (зона Г)
Большинство людей не действуют последовательно и не находятся постоянно в одной зоне. Под влиянием одних обстоятельств тот же Петя поступает как умник, под гнетом других — как простак или бандит. Единственным исключением являются глупцы: они оказываются в зоне Г гораздо чаще, чем во всех остальных зонах. Любого человека, исходя из анализа его поступков, можно поместить где-то на этом графике: он будет там, куда приведет большинство его дел. Исходя из этого, можно сделать интересные выводы относительно глупцов и бандитов.
Обратимся к математическому методу исследования.
П У

О

Б2 Б1
Г Б М
Идеальный бандит — это тот, кто наносит другим людям ущерб, эквивалентный своей выгоде. Самая простая иллюстрация — воровство: вор украл у вас тысячу рублей, не причинив иного вреда. Он нанес вам ущерб в тысячу и принес себе прибыль в ту же тысячу: идеальный бандит. На графике он будет размещаться на диагонали ОМ, которая симметрично делит зону Б пополам. Идеальные бандиты в жизни встречаются редко, каждый из них обычно попадает или в Б1, или в Б2.
Бандиты из области Б1 — это те, чьи действия принесли им выгоду большую, по сравнению с потерями других людей. Например, грабитель, который уносит застрахованные деньги из банка, не калеча при этом сотрудников и клиентов. Бандиты из Б1 тем умнее, чем ближе они находятся к правой части оси Х. В жизни их также немного. В жизни большинство бандитов принадлежат к области Б2. Например, гопник, который убивает вас в переулке ради тысячи рублей, чтобы сводить жену в клуб.
Частотное распределение глупцов кардинально отличается от распределения бандитов. Бандиты распределены по всей области, в то время как большинство глупцов концентрируются в районе точки О, в отрицательной части плоскости. Они постоянно наносят вред другим исключительно в силу своей глупости, без особой пользы или вреда для себя. Есть и сверхглупцы, которые вредят и себе, и другим. Они будут располагаться в зоне Г слева от оси Y и ниже оси Х, на приличном расстоянии от точки О.
Глупые люди опасны потому, что рациональные люди с трудом могут представить логику неразумного поведения. Умный человек способен понять логику бандита, потому что бандит рационален — он всего лишь хочет получить больше благ и при этом недостаточно умен, чтобы заработать их. Бандит предсказуем, потому против него можно выстроить защиту. Спрогнозировать действия глупца невозможно, он навредит вам без причины, без цели, без плана, в самом неожиданном месте, в самое неподходящее время. У вас нет способов предугадать, когда идиот нанесет удар. В конфронтации с голупцом умный человек полностью отдает себя на милость оного, рандомного создания без понятных умнику правил.

Четвертый закон глупости Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов.

Простаки из зоны П обычно не способны распознать опасность дураков из зоны Г, что неудивительно. Удивительно как раз то, что глупцов также недооценивают и умники, и бандиты. В присутствии глупца они расслабляются и наслаждаются своим интеллектуальным превосходством, вместо того, чтобы срочно мобилизироваться и минимизировать ущерб, когда дурак что-нибудь выкинет.
Распространенный стереотип — что дурак вредит лишь самому себе. Нет. Не нужно путать дураков с беспомощными простаками. Никогда не вступайте в альянс с дураками, воображая, что можете использовать их ради своей выгоды — если вы так поступите, то очевидно, что вы не понимаете природы глупости. Так вы сами предоставляете дураку поле, на котором он может разгуляться и нанести больший урон.
Пятый закон глупости Глупец — самый опасный тип личности. Следствие: Глупец опаснее, чем бандит.

Результат действий идеального бандита — простой переход благ от одного человека к другому. Обществу в целом от этого ни холодно ни жарко. Если бы все члены этого социума были идеальными бандитами, оно бы тихо гнило, но катастрофы бы не случилось. Вся система сводилась бы к трансферу богатств в пользу тех, кто предпринимает ради этого действия, и поскольку идеальными бандитами были бы все, система наслаждалась бы стабильностью. Это легко видеть на примере любой страны, где власти коррумпированы, а граждане постоянно обходят законы.
Заключение
Когда на сцену выходят дураки, картина жизни полностью меняется. Они наносят урон, не извлекая выгоды. Блага уничтожаются, общество беднеет.
История подтверждает, что в любой период страна прогрессирует тогда, когда у власти находится достаточно умных людей, чтобы сдерживать активных дураков и не давать им разрушить то, что умники произвели. В регрессирующей стране дураков столько же, однако среди верхушки наблюдается рост доли глупых бандитов, а среди остального населения — наивных простаков. Такая смена расклада неизменно усиливает деструктивные последствия действий дураков, и вся страна катится в тар тарары...
Используемая литература:
1.Александрова М. А., Степанова Е.Н. «Классному руководителю о классном часе», под ред. изд. «Сфера», М, 2005.
2. Бушелева Б.В. «Поговорим о воспитанности», изд. «Просвещение»,М,1989.
3.  Татарникова А. С. «Формы и методы проведения нравственного классного часа», изд. «Нигма», С-П, 2009.