Конспект урока истории на тему Древняя Спарта (5 класс)


Древняя Спарта
Автор разработки: П.В. Кленин - учитель истории и обществознания гимназии ГБОУ гимназии №32 «Гимназия Петербургской культуры» Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Цель: познакомить учащихся с особенностями политического и культурного устройства Спарты
Задачи: 1). Научить учащихся анализировать причины политического устройства в связи с культурной и географической обусловленностью 2). Научить учащихся осмыслять необходимость определённых педагогических процедур в связи с конкретной образовательной задачей
Методическое обеспечение: изображения Спартанского война и илота; карта Эгейского моря.
Метапредметные связи: география, обществознание.
Ход занятия:
Ввести учащихся в историю возникновения Спарты. Объяснить необходимость соединения племён в одну общность. Открытое обсуждение на тему преимуществ государственного устройства над племенным образом жизни.
Рассказ о географическом расположении Спарты, продемонстрировать на карте захваченную территорию. Описание процесса деления на сословия в Спарте в связи с внешней политикой. Рассказ о принципах сословного общества. Постановка вопросов: Какие государственные задачи лежат перед спартанцами? Какие государственные задачи лежат перед илотами?
Приведение примеров жестокого отношения спартанцев к илотам. Открытое обсуждение вопроса об отношении «рабов и господ». Приведение учеников к мысли, что каждое сословие необходимо друг другу для определённых целей, а способ их взаимодействия обусловлен особенностями экономической и духовной жизни государства.
Рассказ об устройстве политической власти. Объяснение необходимости возникновения совета старейшин. Постановка вопроса: Почему только самые старшие должны принимать участие в совете? Объяснение необходимости возникновения народного собрания, описание целей и задач этого института. Описание власти царей, их возможностей и обязанностей.
Описание системы Агогэ. Постановка вопросов: С какой целью ребёнка отлучали от родителей? Как политическое положение Спарты связано с таким способом ведения педагогических процедур?
Рассказ о возникновении фразеологизма «Лаконичная речь». Учитель задаёт вопросы, ученики должны ответить на них лаконично.
Подведение итогов занятия: Открытое обсуждение особенностей и понравившихся моментов в политической и культурной жизни древней Спарты. Учителю предлагается подвести учеников к мысли о том, что каждое особенное устройство государства неразрывно связанно с образовательной парадигмой и политическими взглядами.