Урок по литературному чтению на тему В. М. Гаршин Сказка о жабе и розе (4 класс)


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Большелуковская основная общеобразовательная школа
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе
по теме:
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Учитель: Ищукова О. Н.
I категория
2016 г.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: беседа
Цель деятельности учителя: подвести к полному пониманию текста, смысла красоты в содержании сказки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
отвечать на вопросы по содержанию художественного текста;
использовать поисковый вид чтения с целью доказательства ответа;
выражать свое мнение о героях произведения и их поступках;
формулировать на основе анализа текста главную мысль произведения
Метапредметные:
регулятивные: определять учебную задачу урока; оценивать свою деятельность;
познавательные:
осуществлять поиск информации в прочитанном тексте в соответствии с заданиями учителя;
создавать с помощью найденной информации модель сказки;
подбирать слова, характеризующие поступки героев;
осуществлять сравнения внутренних качеств, главных героев
коммуникативные:
принимать участие в работе в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
владеть диалогической формой коммуникации
Личностные:
осознавать силу и смысл красоты;
видеть красоту взаимоотношений брата и сестры;
принимать ценности семьи, любви, красоты
Формы обучения: индивидуальная, коллективная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
МТО: учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), иллюстрированный материал с изображением: жабы, розы, мальчика, сестры, портрета В.М. Гаршина, музыка - А.Г. Рубинштейн «Мелодия», «Песня о доброте».Организационная структура урока
Мотивация к учебной деятельности
Звучит музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия»
- Ребята, понравилась ли вам мелодия?
- Какие чувства она вызвала у вас?
Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Напротив Гаршина сидел весьма несимпатичный, неприятного вида старик. Гаршин смотрел на него, и у него возникла мысль о жабе и розе. Под звуки музыки Рубинштейна у него складывалась в голове маленькая трогательная сказка о жабе и розе, которую мы прочитали на предыдущем уроке. А сегодня будем говорить о содержании этой сказки.
Постановка проблемного вопроса
Какой главный проблемный вопрос поставим? (Почему возникла идея о написании сказки? Какую мысль хотел донести до читателя автор?)
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьёзны, и не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из неё уроки.
Ш. Организация познавательной деятельности
- Ребята, скажите, а какие чувства испытывали вы, читая «Сказку о жабе и розе»?
- Дома вы должны были подумать над тем, сколько сюжетов в этой сказке? (Их два. Первый - о розе и жабе, второй – о брате и сестре )- А почему в названии сказки только жаба и роза? Может, попробуете подобрать другие названия. (учитель записывает на доске предложенные названия сказки) Давайте пока остановимся на этом и вернёмся к названию ещё раз, когда немного разберёмся в этом произведении.
- Сейчас мы с вами попробуем описать героев сказки из первого сюжета по следующему плану:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Мечты, эмоции, чувства.
- Ваша задача - как можно точнее и подробнее выразить свои представления о розе, подтверждая их словами и выражениями из текста (ученик выбирает картинку розы из предложенного набора цветов прикрепляет к доске)
Окружающая обстановка
(Ответы детей: "хорошее майское утро", " голубое небо", "свежий утренний ветерок", "лучи сиявшего солнца", "утренняя роса", "вокруг неё было так хорошо, так чисто и ясно", "в цветнике было мирно и спокойно").
- Как себя чувствует роза в такой обстановке? (Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо)
- А человек как себя чувствует в такой обстановке? (Ответы детей: хорошо, приятно)
Внешний вид
– Подробно ли описана красота розы? (Нет, описана кратко)
(Ответы детей: "роскошный цветок", "пышный цветок", "нежные розовые лепестки", "тонкие лепестки", "душистое и прекрасное создание", "бледный цветок", "была самым красивым созданием").
- Вам нравится роза?
Действия.
(Ответы детей: "не могла говорить, она могла только разливать запах и этот запах был её словами, слезами и молитвой", "росла и красовалась", "совсем уж распустилась")
- О чём молилась роза? («- Господи! – молилась она. – Хоть бы умереть другою смертью!)
4 группа - Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: "если бы она могла в самом деле плакать не от горя, а от счастья жить", не может вспорхнуть и улететь, как бабочка", испытывала ужас, когда скверные лапки цеплялись за ветки куста, испытывала счастье, слушая песню соловья )
- Кому свойственны эти действия: красоваться собой, молиться, плакать от счастья? Кому свойственны мечты, различные чувства?(человеку)
- Какой литературный приём использует автор? (олицетворение).
- Значит роза это…
- Образ розы – положительный или отрицательный? (положительный).
- Значит роза – это символ добра? (да). А можно сказать, что это символ красоты? - Красоты только внешней?
(Рядом с картинкой розы вывешиваются карточки со словом «добро», «красота»)
- Поговорим о жабе.
- Расскажите, как показана жаба.
Окружающая обстановка.
(Ответы детей: "между корнями куста", "сырая земля", " выбрала местечко потенистее и посырее").
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
(Ответы детей: неуютно).
Внешний вид.
(Ответы детей: "жирная", "старая", "грязно-серые бородавчатые и липкие бока", "плоское брюхо", безобразная лапа", "жабьи глаза", "злые безобразные глаза", "скверные липкие лапы").
- Вам нравится жаба?
- Действия.
(Ответы детей: "ленится", "отдыхает", "наелась и собралась отдыхать", "прохрипела", "переползла", "карабкалась", "свалилась", "поплелась").
- Оцените её действия. Что для жабы главное в жизни?
(Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).
Мечты, эмоции, чувства.
(Ответы детей: не умеет радоваться солнцу, утру, хорошей погоде, мечтает слопать розу, погубить её, " запах розы причиняет ей смутное беспокойство", ненавидит розу, испытывает злость, зависть).
- Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу?
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться? (зависть и злоба).
- Как она выразила свои чувства?(-Постой, - прохрипела она,- я тебя слопаю!)
-Каково эмоциональное состояние жабы после первой попытки слопать розу?
(жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
- Остановили острые шипы жабу? ( нет. «На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала её, но она храбро лезла всё вверх»)
- Каким чувством переполнена жаба? (учитель помещает карточку со словом «ненависть»)
- Итак, жаба- это образ положительный или отрицательный? (отрицательный).
- Значит, жаба - это символ чего? (символ зла).
(Рядом с картинкой жабы вывешиваются карточки со словом «зло»)
11010902376805
22917152647315
2292985139065ненависть
00ненависть

100711046990красота
00красота

2416810120015зло
00зло

100711032385добро
00добро

Физминутка «Я добрый человек»
- Давайте перейдём ко второй сюжетной линии. Кто в этой сюжетной линии главный герой? (мальчик) Почему вы так считаете?
-Найдите слова, которые описывают внешний вид мальчика. (Он был маленький лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.) Вышедший к доске ученик выбирает соответствующую фотографию.
- Где любил проводить каждый ясный летний день наш герой? (в цветнике)
- Как автор доказывает нам, что это был цветник мальчика? с. 171 (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко)
- О чём мальчик любил читать? (с. 171- «о робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках»)
- Что делал мальчик в цветнике, когда ему надоедало читать? (с. 171- «забирался в чащу цветника…»)
- Найдите в тексте момент встречи мальчика с ёжиком. Прочитайте вслух. (с. 171-172)
- Какие чувства испытывал мальчик ? (восторг, радость)
- А вы когда-нибудь испытывали такое чувство?
- Какой у него был характер? (тихий, кроткий, заботливый)
Словарная работа
Кроткий (поиск значения слова в толковом словаре)
- Можно ли розу назвать кроткой? Почему?
(Можно, потому что не гордится своей красотой, смиряется с тем, в каких условиях она живет.)
Что случилось с мальчиком? Почему он перестал заходить в сад?
Кто всё время находился рядом с Васей? (сестра Маша)
Как Маша относится к брату? (с. 172,173,176,177 до слов «Поставить тебе её сюда на столик в стакане? Да?». Сестра постоянно находится рядом с братом)
Какие чувства проявляет сестра к брату? (любовь, заботу, преданность)
Можно ли назвать отношения между братом и сестрой красивыми? (да)
Что происходит в конце сказки? Можно ли сказать, что сюжеты пересекаются?
О чём попросил мальчик сестру, когда она принесла розу? («- Дай её мне, - прошептал он. – Я понюхаю»)
Какую последнюю фразу произнёс мальчик? («Ах, как хорошо…»)
- Какую роль сыграла роза в последний момент жизни мальчика? (принесла ему счастье, спокойствие, умиротворение)
- А роза это понимала? Докажите строчками из текста (с.178)
- Можно ли сказать, что исполнилось желание розы умереть другой смертью? (да)
- Счастлива ли была роза таким концом своей короткой жизни? Докажите словами из текста.
- Что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает)
- Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни..?
К концу беседы на доске появляется модель, которая постепенно пополнялась по ходу беседы:
172402541675053215640418655500

315976076835Преданность
00Преданность
174942595885восторг
00восторг

264541014605красота
00красота
18357859525Любовь
00Любовь

2645410171450добро
00добро

- Давайте проследим отношение сестры к розе. (поставили в отдельном бокале, поднесла к губам и поцеловала, когда начала вянуть, её положили в толстую старую книгу и высушили…)
486092572250300028790907282180
392049073488552247907566025
-104648064770ненависть
00ненависть
2620645147955красота
00красота
1687195195580красота
00красота
3506470142875Преданность
00Преданность

-894080181610зло
00зло

262064561595добро
00добро
168656056515восторг
00восторг
350647085090благодарность
00благодарность

1750060163195добро
00добро

5089525-3810добро
00добро
130238513970Красота спасёт мир
00Красота спасёт мир

127381085090Добро победит зло
00Добро победит зло

- Какое чувство проявляет сестра к розе? (благодарность)
IV. Подведение итогов
- Что хотел сказать нам автор этими последними строчками? (По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир)
При затруднении дополнительные вопросы:
- Посмотрите внимательно на модель сказки. Чего больше в мире, по мнению автора?
- Какой след оставила роза в душе людей?
- Выберите из списка пословиц те, которые можно взять за лозунг к нашему произведению:
1. Красота спасет мир.
2. Добро победит зло.
3. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
4. Доброе дело два века живёт.
6. Плохо тому, кто добра не творит никому.
- В. М. Гаршин жил в XIX в. А сейчас у нас XXI век.
- Ребята, а какое у вас представление о мире?
- С чем вы чаще встречаетесь с добром или злом?
- Как вы себя ведёте, если сталкиваетесь с различными негативными проявлениями со стороны окружающих вас людей?
- У Галины Есауловой есть стихотворение «Благодарить?». Прочитайте его. (читают по ролям на фоне музыки)
Благодарить?
Благодарить…
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить…
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги…
Поднять упавшего?
Поднять…
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить…
И проклинающих?
Их тоже…
Любить жестокий мир?
Любить…
Его спасти любовь лишь может…
- К чему призывает нас автор?
- Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: (на экране)
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
- Стремитесь к прекрасному и доброму, игнорируйте, избегайте зло во всех его проявлениях, будьте красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.
V. Домашнее задание
1. Пересказать сказку от лица жабы или розы.
2. По желанию
Сочинить сказку о жабе. Жаба должна быть положительным героем.