Урок литературы на тему: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»


Мясникова Ирина Александровна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 2»
Бавлинского МР РТ
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 4.
Тема урока: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Тип урока:знакомство с новым произведением.
Цель: подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро - бессмертен, что безнравственный эгоизм-обречён.
Задачи:
1. Совершенствовать предметные умения:
- отвечать на вопросы по содержанию текста,
- находить в тексте материал для характеристики героя,
- относить произведение к одному из жанров,
- формулировать главную мысль.
2. Формировать УУД:
- осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);
- формулировать проблемный вопрос; извлекать необходимую информацию; выбирать критерии для сравнения; выдвигать гипотезы и обосновывать их; осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД);
- с полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД);
- оценивать поступки героев (Личностные УУД).
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 4-й класс» Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова В.М., мультимедийное оборудование (презентация), иллюстрированный материал с изображением жабы, розы, портрет В.М.Гаршина, музыка - А.Г.Рубинштейн «Мелодия»,
Этапы занятия Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты
( личностные и метапредметные)
I.Мотивация учебной деятельности.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.
- Предлагаю вам прочитать слова известной детской поэтессы Агнии Барто.
- Как вы понимаете «прикоснуться к красоте можно только сердцем»?
- Сегодня мы попробуем «прикоснуться к красоте сердцем». А поможет нам в этом произведение В.М. Гаршина. «Сказка о жабе и розе»
Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна «Мелодия» (на фоне музыки учитель читает)
- Однажды Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского в частном доме, где играл Антон Рубинштейн. Рубинштейн сидел и играл за роялем. Музыка была прекрасна. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновничий старик. Гаршин смотрел на них обоих, и у него возникла мысль о жабе и розе. Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова будущей сказки:
-Прочитайте отрывок со слайда.(Слайд3) Дети получают положительный настрой.
«Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
-Значит, радоваться всему живому. Улыбаться бабочкам, цветам. Знать, что это нужно любить беречь. Ощутить эту красоту Ученики высказывают своё понимание.
.
Включаются в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы учителя.
Дети получают эмоциональный настрой.
«Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в её сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, смотрела и смотрела». Так была создана сказка о жабе и розе. Личностные:
формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу
Регулятивные:
выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2. Проверка домашнего задания
- Дома вы прочитали это произведение.
- Судя по названию данное произведение, относится к жанру сказка.
- Докажите, что это сказка.
Возможные ответы учеников:
В сказке есть начало (зачин), а в рассказе (завязка).
Самый напряженный момент рассказа (кульминация)
Заключительная часть рассказа (развязка).
3. Поиск решения проблемы
1. Выдвижение гипотез, их обоснование.
- Назовите главную мысль данного произведения.
- Сколько разных мнений у нас получилось?
- На какой вопрос будем искать ответ сегодня на уроке?
Ученики высказывают свои мысли.
Учитель записывает их на доске.
(Какая главная мысль данного произведения?)
Учитель записывает проблемный вопрос на доске.
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Познавательные:
уметь оформлять свои мысли вустной формы
4.1. Определение темы, цели, задач и гипотезы исследования
4.2.Формулирование цели исследования.
4.3.Выдвижение гипотезы.
4.4. Выбор метода решения проблемной ситуации.
4.5. Составление плана исследования.
Тема исследования:
«Какая главная мысль данного произведения?»(Слайд 5)
- Давайте проведем исследование выдвинемгипотезу.
Цель исследования:-понять главную мысль произведения(Слайд 6)
Гипотеза - исследовать главную мысль произведения
-Наметим план нашего исследования
План исследования:
1. Выделить в произведении сюжетные линии
2. Раскрыть образ героев произведения.
3. Сравнить образы этих героев
4. Сделать вывод
- Что символизирует роза? Какие у вас есть предположения?
- Что символизирует жаба? Какие у вас есть предположения?
Ученики высказывают свои предположения. Учитель записывает их на доске.
- Найдите подтверждениев тексте.
-Найти в тексте другие отрывки.
Вывод:Мир жабы злобен и коварен; нам предстояло весь его раскрыть,
А роза, милое создание, она сотворена любить.
Задача нашего урока - добро и зло разоблачить.
Возможные предположения
Выдвижение гипотезы
- Роза-добро, жаба-зло
-Выборочное чтение отрывков.
О розе:
О жабе: Определяют черты характера
доброго и злого человека. Познавательные:
уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Регулятивные:
выполнять задание в соответствии с целью.
5. Сравнительная характеристика жабы и розы.
Групповая работа
Индивидуальная работа
- Есть четыре действующих лица это…. (Слайд 9)
-Сколько сюжетных линий?
- Первая сюжетная линия
- вторая
- Что объединяло всех героев произведения?
- Найдите описание цветника. (2 абзац с. 171)
- Прочитайте слова, которые помогут словесно описать его. Каким вы его представили?
- Чей это был цветник?
- Почему он был так запущен?
- Стал ли он от этого хуже? Подтвердите словами из текста (3 абзац, с. 171-172)
- А теперь вернемся к первой сюжетной линии. Попробуйте выразить свои представления о жабе и розе.
- Что вы можете сказать об обычной розе? Какая она? (Картинка на доску)
- Какой вы представляете себе обычную жабу? Какая она? (Картинка на доску)
-Давайте договоримся, по какому плану можно дать характеристику героев?
Предлагаю поработать группами.
План:
1. Окружающая обстановка.
2. Внешний вид.
3. Действия.
4. Отношение к жизни.
- А теперь каждая группа прочитает свою характеристику, по пунктам плана (1 мин)
Проверка. По одному ученику от каждой группы зачитывают записи
Вывод и анализ каждого пункта:
По розе:
1.- Как себя чувствует роза в такой обстановке?
- А человек?
Вывод: обстановка вокруг розы солнечная, тёплая, мирная.
2.-Вам нравится роза?
Вывод: Роза красивая, а красота вызывает добрые чувства.
3.- А почему роза плачет?
- Разве роза может плакать?
- Какой литературный приём использует автор?
- О чем могла молиться роза?
Вывод: роза хочет жить и принести пользу людям.
4.- Какие чувства испытывает роза?
Значит, главное для розы - это счастье жить:
- Что помогает понять счастье розы?
- Как вы понимаете фразу "Тонкий аромат был словами, слезами, молитвами:"?
- Итак, какой показывает нам розу автор? Как он к ней относится?
- Какими человеческими качествами наделена роза?
- С кем из героев она у вас ассоциируется?
- Почему? Что их сближает?
- Какой это образ - положительный или отрицательный?
Итог: - Значит роза - это символ добра? (да).
Поговорим о жабе:
1.- Как чувствует себя жаба в такой обстановке?
- А как человек может чувствовать себя в такой обстановке?
2.- Вам нравится жаба?
3. Оцените её действия.
4. Прочитайте, что было с жабой, когда она впервые увидела розу? (стр 175)
- Как вы понимаете фразу "Что-то странное зашевелилось в жабьем сердце"?
- Что могло зашевелиться?
-Каково эмоциональное состояние жабы?
Вывод: Как жаба относится к розе?
- Итак, какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится?
- Какой это образ - положительный или отрицательный? (отрицательный).
Вывод:
- Значит, жаба - это символ чего? Зла?
-Как вы думаете, что спрятал автор под символами «жаба» и «роза»?
-- Можно ли сказать: мальчик умер, роза завяла, они навсегда ушли из жизни?
Вывод: роза - символ добра, жаба - символ зла. Слайд 13.
- Чтобы подвести итог вашей работе и сделать вывод, предлагаю провести СИНКВЭЙН (Слайд 11)
- Жаба, роза, мальчик, девочка.
- Мальчик и девочка, которые были братом и сестрой, жили вместе
- Роза и жаба
- Цветник
- Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решётка облезла, рассохлась и развалилась…
- Семьи, которая жила в доме, в частности - мальчика
Мальчик заболел
Роза – это красивый цветок с приятным ароматом. Растет кустом, имеет шипы, цветет с середины лета до осени
- Жаба – земноводное животное, скользкая, холодная, вся в пупырышках, внешне - безобразная
На листочке каждый дает характеристику своего пункта
1.Окружающая обстановка
- Роза: хорошее солнечное майское утро, голубое небо, кругом мирно и спокойно, пение соловья, птички, бабочки и пчелки летали вокруг.
- Жаба: сырая земля, среди корней кустов, тень, розовый куст.
2.Внешний вид
- Роза: душистое прекрасное создание в цветнике, нежный, роскошный, бледный цветок, лепестки ее были тонкие...)- Жаба: жирная, старая, грязно-серые, липкие, бородавчатые безобразные лапы, плоское брюхо, жабьи глаза, жабье сердце.3.Действия
- Роза: росла, красовалась, могла бы плакать не от горя, а от счастья жить, не могла говорить, а разливать ароматный запах, не может летать как бабочка, слушала пение соловья, срезали недаром
- Жаба: ленилась, обжиралась, карабкалась, шлепнулась, поползла, захрипела, отлетела, что-то зашевелилось в жабьем сердце.4.Отношение к жизни
- Роза: испытывает душевные переживания, любит жизнь, все ее радует, ее тонкий аромат-это и слова, и слезы и молитва, была счастлива
- Жаба: не умеет радоваться солнцу, не умеет проявлять свои чувства, мечтает погубить прекрасное, ненависть, злость
Ответы детей: мирно и спокойно, роза счастлива, ей хорошо.
Ответы детей: хорошо, приятно.
Ответы детей: она растёт среди запустения, поэтому и плачет).Ответы детей: нет, роза - это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания).Ответы детей: олицетворение
Ответы детей: о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести людям пользу, чтобы жить в лучших условиях:
плакать не от горя, а от счастья жить:
её аромат
Ответы детей: роза не говорит, она только разливает вокруг себя тонкий аромат, роза мечтала служить миру своей красотой, изливая чудесный свет и аромат.
Ответы детей: для описания розы автор использует эпитеты, красивые образные выражения, он показывает нам розу красивой, ароматной, она хочет жить и принестилюдям пользу
доброта, человечность, жизнелюбием
мальчик
добрый, нежный, тоже хотел жить)
(положительный).
(Ответы детей: хорошо, ей нравится:)Ответы детей: неуютно, угнетённо
(Ответы детей: нет, она уродлива и безобразна, а это вызывает плохие чувства).
Ответы детей: главное для жабы - это плотно поесть и отдохнуть после еды, т.е. жаба ленива и прожорлива. Она хочет довести начатое дело до конца - слопать розу, уничтожить красоту. А это плохо).(зависть и злоба).
жаба оцарапала всё брюхо и лапы о шипы розы, ей больно, она не достигла своей цели, поэтому с ненавистью смотрит на цветок).
(жаба ненавидит розу, злое животное, гадкое.)
(Ответы детей: жаба бесчувственное и безобразное животное)
(да).
( жизнь, смерть)
( нет, мальчик будет жить в памяти близких, розу засушили, но придёт весна и новый цветок распустится и будет дарить радость)
Памятка (на доске читают памятку)
1 группа –
1.Роза
2.Красива, добрая
3.Радуется, плачет, пахнет
4.Роза – прекрасный цветок
Роза - «добро»
2 группа –
1.Жаба
2.Уродливая, злая
3.Ленится, слопать, хрипела
4.Жаба - мерзкое животное
Жаба – «зло» Личностные:
проявлять интерес к выполнению групповой работы;
Познавательные:
определять, в чем незаконченность выполнения групповой работы, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
ФИЗМИНУТКА С музыкальным сопровождением
6..Оценка поступков героев.
Парная работа
- До этих пор сюжеты сказки развивались отдельно «роза-жаба», «мальчик-девочка», что происходит дальше?
(раздать схемы сюжетных линий, показать, как они пересекаются)
- На стрелках попробуйте расставить знаки «+» или «-», оценивая отношения героев.
-Почему стрелки совпали со знаками?
- Когда в сказке наступает кульминационный момент?
- Зачитайте, как к мальчику приходит смерть? (24-26 абзац, с. 180).
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
- Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни (Слайд 12) - Они пересекаются
Анализ результатов:
- Видим, что стрелки исходящие со знаком + возвращаются со знаком + к субъекту, стрелка со знаком – не дает субъекту +.
Вывод: добро возвращается добром.
Когда мальчик умирает
Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуту.
нет
Вывод: добрые дела и поступки не забываются и остаются в памяти людей на долгие годы Делают выводы Личностные:
проявлять интерес к выполнению парной работы;
Познавательные:
определять, в чем незаконченность выполнения групповой работы, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
7.Оценочно-рефлексивный этап
7.1 Вывод по результатам исследовательской работы.
-Что же спрятал автор под символами «Роза» и «Жаба» и чему учат символы?
- Вспомните, когда Гаршин описывал розу, с кем он ее сравнивал?
- Может быть, это и есть ключ к разгадке существования символов в творчестве писателя.
- Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: (Слайд 13)
«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»
- Как вы понимаете эти слова?
К кому из героев подходят эти замечательные слова?
- Вот мы подобрались к смыслу произведения и можем ответить на вопрос
«Какая главная мысль данного произведения?»
- Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
- С человеком.
- Розе
- Образы розы и жабы - символы добра и зла.
Что жаба и роза две противоположности:
ужасное-прекрасное, доброе –злое, борьба двух противоположностей добра и зла.
Обучающиеся осознают успешность восприятия и осмысления объектов изучения, выполнения исследовательской работы.
Соотносят полученный результат с поставленной целью;
Личностные:
проявлять интерес к выполнению исследовательской работы;
Познавательные:
определять, в чем незаконченность выполнения исследовательской работы, обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
выполнять задание в соответствии с целью.
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
4.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
-.С каким произведением мы сегодня работали?
- Кто автор данного произведения?
Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:
Я понял, что ….
Меня удивило ….
Мне захотелось …. Оценивают свою работу
На листочках самостоятельно выполняют работу 2-3 мин.
Заслушать желающих 2-3 человека
Самооценка работы Личностные:
проявлять интерес к самооценке;
Познавательные:
Определять, каким образом полученные знания пригодятся в жизни, обосновывать своё мнение.
Коммуникативные:
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
5. Домашнее задание Но у меня остался один вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая.)
- Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – это только символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она?
- Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая?
- Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». (Слайд 16)
-Заканчивая урок, мне хочется вам пожелать - пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.
(Слайд 17)
- Благодарю за работу. - В этом произведении она воплощение зла, значит, плохая.
- Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.
- Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна. ПРИЛОЖЕНИЕ
Всеволод Михайлович Гаршин Сказка о жабе и розе.
Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, когда-то выкрашенная зеленой масляной краской, теперь совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики и, чтобы отбиваться от сердитого барбоса с компаниею прочих собак, подходившие к дому мужики. А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Колючие чертополохи на жирной и влажной почве цветника (вокруг него был большой тенистый сад) достигали таких больших размеров, что казались чуть не деревьями. Желтые коровьяки подымали свои усаженные цветами стрелки ещё выше их. Крапива занимала целый угол цветника; она, конечно, жглась, но можно было и издали любоваться ее темною зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы. Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой. А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать. Но когда ветерок на минуту стихал и запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство; однако она долго ленилась посмотреть, откуда несется этот запах. В цветник, где росла роза и где сидела жаба, уже давно никто не ходил. Еще в прошлом году осенью, в тот самый день, когда жаба, отыскав себе хорошую щель под одним из камней фундамента дома, собиралась залезть туда на зимнюю спячку, в цветник в последний раз зашел маленький мальчик, который целое лето сидел в нем каждый ясный день под окном дома. Взрослая девушка, его сестра, сидела у окна; она читала книгу или шила что-нибудь и изредка поглядывала на брата. Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он очень любил свой цветник (это был его цветник, потому что, кроме него, почти никто не ходил в это заброшенное местечко) и, придя в него, садился на солнышке, на старую деревянную скамейку, стоявшую на сухой песчаной дорожке, уцелевшей около самого дома, потому что по ней ходили закрывать ставни, и начинал читать принесенную с собой книжку.- Вася, хочешь, я тебе брошу мячик? - спрашивает из окна сестра. - Может быть, ты с ним побегаешь? - Нет, Маша, я лучше так, с книжкой. И он сидел долго и читал. А когда ему надоедало читать о Робинзонах, и диких странах, и морских разбойниках, он оставлял раскрытую книжку и забирался в чащу цветника. Тут ему был знаком каждый куст и чуть ли не каждый стебель. Он садился на корточки перед толстым, окруженным мохнатыми беловатыми листьями стеблем коровьяка, который был втрое выше его, и подолгу смотрел, как муравьиный народ бегает вверх к своим коровам - травяным тлям, как муравей деликатно трогает тонкие трубочки, торчащие у тлей на спине, и подбирает чистые капельки сладкой жидкости, показывавшиеся на кончиках трубочек. Он смотрел, как навозный жук хлопотливо и усердно тащит куда-то свой шар, как паук, раскинув хитрую радужную сеть, сторожит мух, как ящерица, раскрыв тупую мордочку, сидит на солнце, блестя зелеными щитиками своей спины; а один раз, под вечер, он увидел живого ежа! Тут и он не мог удержаться от радости и чуть было не закричал и не захлопал руками, но боясь спугнуть колючего зверька, притаил дыхание и, широко раскрыв счастливые глаза, в восторге смотрел, как тот, фыркая, обнюхивал своим свиным рыльцем корни розового куста, ища между ними червей, и смешно перебирал толстенькими лапами, похожими на медвежьи. - Вася, милый, иди домой, сыро становится, - громко сказала сестра. И ежик, испугавшись человеческого голоса, живо надвинул себе на лоб и на задние лапы колючую шубу и превратился в шар. Мальчик тихонько коснулся его колючек; зверек еще больше съежился и глухо и торопливо запыхтел, как маленькая паровая машина. Потом он немного познакомился с этим ежиком. Он был такой слабый, тихий и кроткий мальчик, что даже разная звериная мелкота как будто понимала это и скоро привыкала к нему. Какая была радость, когда еж попробовал молока из принесенного хозяином цветника блюдечка! В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему было трудно поднять свою исхудалую голову с белых подушек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок. - Маша! - вдруг шепчет он сестре. - Что, милый? - Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели? Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку. - Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели. Вот в понедельник мы пойдем туда вместе. Доктор позволит тебе выйти. Мальчик не отвечает и глубоко вздыхает. Сестра начинает снова читать. - Уже будет. Я устал. Я лучше посплю. Сестра поправила ему подушки и белое одеяльце, он с трудом повернулся к стенке и замолчал. Солнце светило сквозь окно, выходившее на цветник, и кидало яркие лучи на постель и на лежавшее на ней маленькое тельце, освещая подушки и одеяло и золотя коротко остриженные волосы и худенькую шею ребенка. Роза ничего этого не знала; она росла и красовалась; на другой день она должна была распуститься полным цветом, а на третий начать вянуть и осыпаться. Вот и вся розовая жизнь! Но и в эту короткую жизнь ей довелось испытать немало страха и горя. Ее заметила жаба. Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных розовых лепестков и все смотрела и смотрела. Ей очень понравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов: - Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю! Роза содрогнулась. Зачем она была прикреплена к своему стебельку? Вольные птички, щебетавшие вокруг нее, перепрыгивали и перелетали с ветки на ветку; иногда они уносились куда-то далеко, куда - не знала роза. Бабочки тоже были свободны. Как она завидовала им! Будь она такою, как они, она вспорхнула бы и улетела от злых глаз, преследовавших ее своим пристальным взглядом. Роза не знала, что жабы подстерегают иногда и бабочек. - Я тебя слопаю! - повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило еще ужаснее, и переползла поближе к розе. - Я тебя слопаю! - повторила она, все глядя на цветок. И бедное создание с ужасом увидело, как скверные липкие лапы цепляются за ветви куста, на котором она росла. Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно ползать и прыгать только по ровному месту. После каждого усилия она глядела вверх, где качался цветок, и роза замирала. - Господи! - молилась она, - хоть бы умереть другою смертью! А жаба все карабкалась выше. Но там, где кончались старые стволы и начинались молодые ветви, ей пришлось немного пострадать. Темно-зеленая гладкая кора розового куста была вся усажена острыми и крепкими шипами. Жаба переколола себе о них лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок...- Я сказала, что я тебя слопаю! - повторила она. Наступил вечер; нужно было подумать об ужине, и раненая жаба поплелась подстерегать неосторожных насекомых. Злость не помешала ей набить себе живот, как всегда; ее царапины были не очень опасны, и она решилась, отдохнув, снова добираться до привлекавшего ее и ненавистного ей цветка. Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике. Некому было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно лежал на своей постельке, сестра не отходила от него и не показывалась у окна. Только птицы и бабочки сновали около розы, да пчелы, жужжа, садились иногда в ее раскрытый венчик и вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли. Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива: ей казалось, что соловей поет для нее, а может быть, это была и правда. Она не видела, как ее враг незаметно взбирался на ветки. На этот раз жаба уже не жалела ни лапок, ни брюха: кровь покрывала ее, но она храбро лезла все вверх - и вдруг, среди звонкого и нежного рокота соловья, роза услышала знакомое хрипение: - Я сказала, что слопаю, и слопаю! Жабьи глаза пристально смотрели на нее с соседней ветки. Злому животному оставалось только одно движение, чтобы схватить цветок. Роза поняла, что погибает... Маленький хозяин уже давно неподвижно лежал на постели. Сестра, сидевшая у изголовья в кресле, думала, что он спит. На коленях у нее лежала развернутая книга, но она не читала ее. Понемногу ее усталая голова склонилась: бедная девушка не спала несколько ночей, не отходя от больного брата, и теперь слегка задремала. - Маша, - вдруг прошептал он. Сестра встрепенулась. Ей приснилось, что она сидит у окна, что маленький брат играет, как в прошлом году, в цветнике и зовет ее. Открыв глаза и увидев его в постели, худого и слабого, она тяжело вздохнула. - Что милый? - Маша, ты мне сказала, что розы расцвели! Можно мне... одну? - Можно, голубчик, можно! - Она подошла к окну и посмотрела на куст. Там росла одна, но очень пышная роза. - Как раз для тебя распустилась роза, и какая славная! Поставить тебе ее сюда на столик в стакане? Да? - Да, на столик. Мне хочется. Девушка взяла ножницы и вышла в сад. Она давно уже не выходила из комнаты; солнце ослепило ее, и от свежего воздуха у нее слегка закружилась голова. Она подошла к кусту в то самое мгновение, когда жаба хотела схватить цветок. - Ах, какая гадость! - вскрикнула она. И схватив ветку, она сильно тряхнула ее: жаба свалилась на землю и шлепнулась брюхом. В ярости она было прыгнула на девушку, но не могла подскочить выше края платья и тотчас далеко отлетела, отброшенная носком башмака. Она не посмела попробовать еще раз и только издали видела, как девушка осторожно срезала цветок и понесла его в комнату. Когда мальчик увидел сестру с цветком в руке, то в первый раз после долгого времени слабо улыбнулся и с трудом сделал движение худенькой рукой. - Дай ее мне, - прошептал он. - Я понюхаю. Сестра вложила стебелек ему в руку и помогла подвинуть ее к лицу. Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал: - Ах, как хорошо... Потом его личико сделалось серьезным и неподвижным, и он замолчал... навсегда. Роза, хотя и была срезана прежде, чем начала осыпаться, чувствовала, что ее срезали недаром. Ее поставили в отдельном бокале у маленького гробика. Тут были целые букеты и других цветов, но на них, по правде сказать, никто не обращал внимания, а розу молодая девушка, когда ставила ее на стол, поднесла к губам и поцеловала. Маленькая слезинка упала с ее щеки на цветок, и это было самым лучшим происшествием в жизни розы. Когда она начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю.