Рабочая программа по Внеклассному чтению


к НОП ООО МКОУ «Ишимская ООШ» утверждённой приказом МКОУ «Ишимская ООШ» №___
от «__»______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
для учащихся 2-3 классов
Количество часов - 68 часов
.
Принята на
заседании РМО
Протокол № _________
от «___» __________2016г.
Руководитель РМО ______ Принята педагогическим советом
Протокол № __________
от «___» ___________2016г



Ишим
2016
262890019621500
Содержание
I. Пояснительная записка………….………………………..………………………..……3- 9
II. Планируемые результаты освоения учебного курса..…...…………………………...9-11
III. Содержание учебного курса…….……………………….…………………………..11-17
IV. Тематическое планирование…………………………….……….…………………..17-19

262509030480
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом авторской программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение (Внеклассное чтение) — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения (внеклассное чтение) направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение (внеклассное чтение) как учебный курс в особой мере влияет на решение следующих задач:
Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает формирование у младших школьников осмысленного читательского навыка, т.е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией, интерпретировать информацию в соответствии с запросами.

Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строя монологические высказывания ( на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным материалом учебника, находя информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения, как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать ( на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения (внеклассное чтение) пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
«Литературное чтение. Внеклассное чтение» как систематический курс начинается со 2 класса сразу после обучения 1 класса.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения( внеклассного чтения) совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Литературное чтение. Внеклассное чтение» рассчитан на 68 ч. Во 2—3 классах по 34 ч (1 ч в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Планируемые результаты
Делить текст на части, озаглавливать части
Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных
Подробно и выборочно пересказывать текст
Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану
Размышлять о характере и поступках героя
Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.
Различать народную и литературную (авторскую) сказку
Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные предметы
Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои – помощники, нейтральные персонажи)
Соотносить автора, название и героев прочитанного произведения

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным,
учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). И зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
2 КЛАСС (34 ч)
№ Наименование разделов Кол-во часов
1 Сказки зарубежных писателей 8
2 Устное народное творчество 8
3 Литературные сказки 4
4 О братьях наших меньших. 6
5 Я и мои друзья. 8
Итого часов: 34
3 КЛАСС (34 ч)
№ Наименование разделов Кол-во часов
1 Сказки зарубежных писателей 8
2 Устное народное творчество 6
3 Литературные сказки 5
4 О братьях наших меньших. 6
5 Я и мои друзья. 9
Итого часов: 34
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 ч)
Наименование разделов и тем уроков Кол-во часов
Раздел 1: «Сказки зарубежных писателей» 8
1.1 Г.Х.Андерсен «Ромашка» 1
1.2 Г.Х.Андерсен «Свинопас». 1
1.3 Братья Гримм «Король – лягушонок и Железный Генрих» 1
1.4 Братья Гримм «Необыкновенный музыкант» 1
1.5 Ш. Перро «Волшебница» 1
1.6 Ш.Перро «Замарашка» 1
1.7 Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» 1
1.8 Урок – отчет «По дорогам сказок» 1
Раздел 2: «Устное народное творчество» 8
2.1 Баба – Яга и ягоды (русская народная сказка) 1
2.2 Баба – Яга и Заморышек (русская народная сказка) 1
2.3 Барин и собака (русская народная сказка) 1
2.4 Береза и три сокола (русская народная сказка) 1
2.5 Два плута (датская сказка) 1
2.6 Бей, не жалей, моя палочка (венгерская сказка) 1
2.7 Волшебная гора (польская сказка) 1
2.8 Волшебная мазь (английская сказка) 1
Раздел 3: «Литературные сказки» 4
3.1 А.Н.Толстой «Верблюд» 1
3.2 Н.Н.Носов «Заплатка» 1
3.3 В.А.Жуковский «Война мышей и лягушек» 1
3.4 Проект «Моя любимая сказка» 1
Раздел 4: «О братьях наших меньших» 6
4.1 В.В. Бианки «Заячьи хитрости» 1
4.2 К.Г. Паустовский «Грач в троллейбусе» 1
4.3 И.С.Соколов- Микитов «Муравьи» 1
4.4 Б.С.Житков «Про слона» 1
4.5 Б.С.Житков «Медведь» 1
4.6 Проект «Эти забавные животные» 1
Раздел 5: «Я и мои друзья» 8
5.1 Н.Коровин «Вуколка и Николка» 1
5.2 И.Шмелев «Михайлов день» 1
5.3 А. Гайдар «Чук и Гек» 1
5.4 Л.И.Понтилеев «Буква ТЫ» 1
5.5 Н.Н.Носов «Карасик» 1
5.6 Н.Н.Носов «Друждок» 1
5.7 Проект «Я и мои друзья» 1
5.8 Проект «Я и мои друзья» 1
Итого часов: 34
3 КЛАСС (34 ч)
Наименование разделов и тем уроков Кол-во часов
Раздел 1: «Сказки зарубежных писателей» 8
1.1 Ш.Перро «Красная Шапочка» 1
1.2 Ш.Перро «Золушка или Хрустальная туфелька» 1
1.3 Ш. Перро «Спящая красавица» 1
1.4 Ш. Перро «Кот в сапогах» 1
1.5 Братья Гримм «Госпожа метелица» 1
1.6 Братья Гримм «Бременские музыканты» 1
1.7 Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб» 1
1.8 Урок – отчет «По дорогам сказок» 1
Раздел 2: «Устное народное творчество» 6
2.1 Безногий и слепой богатыри (русская народная сказка) 1
2.2 Волшебный конь (русская народная сказка) 1
2.3 Пузырь, Соломинка и Лапоть (русская народная сказка) 1
2.4 Больше умом, чем силою (венгерская сказка) 1
2.5 Благородная змея (польская сказка) 1
2.6 Вили и поросенок (английская сказка) 1
Раздел 3: « Литературные сказки» 5
3.1 С.Г.Козлов «Трям, здравствуйте» 1
3.2 А.Н.Толстой «Глиняный парень» 1
3.3 Б. Шергин «Волшебное кольцо» 1
3.4 С.Я.Маршак «Горя бояться – счастья не видать» 1
3.5 Проект «Мы, дети …» 1
Раздел 4: «О братьях наших меньших» 6
4.1 В.В. Бианки «Сказки о животных» 1
4.2 К.Г.Паустовский «Барсучий нос» 1
4.3 К.Г.Паустовский «Белые кролики» 1
4.4 И.С.Соколов –Микитов «Барсуки» 1
4.5 Б.С.Житков «Беспризорная кошка» 1
4.6 Проект «Такие разные животные» 1
Раздел 5: «Я и мои друзья» 9
5.1 Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка» 1
5.2 К.Г.Паустовский «Стальное колечко» 1
5.3 А.Гайдар «Голубая чашка» 1
5.4 А.Гайдар «Горячий камень» 1
5.5 Л.И. Пантелеев «Честное слово» 1
5.6 В.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» 1
5.7 Н.Н.Носов «Огурцы» 1
5.8 Проект «Я и мои друзья» 1
5.9 Проект «Я и мои друзья» 1
Итого часов: 34

Календарно – тематическое планирование
№ урока № по разделу Наименование разделов и тем: Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся Форма контроля Дата проведения
Раздел 1: «Сказки зарубежных писателей» 8 1 1.1 Г.Х.Андерсен «Ромашка» 1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
.Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-популярный текст
Читать , отражая характер героя произведения
Находить слова, которые отражают характер героя 2 1.2 Г.Х.Андерсен «Свинопас». 1 3 1.3 Братья Гримм «Король – лягушонок и Железный Генрих» 1 4 1.4 Братья Гримм «Необыкновенный музыкант» 1 5 1.5 Ш. Перро «Волшебница» 1 6 1.6 Ш.Перро «Замарашка» 1 7 1.7 Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» 1 8 1.8 Урок – отчет «По дорогам сказок» 1 Проект Итого по разделу: 8 Раздел 2: «Устное народное творчество» 8 9 2.1 Баба – Яга и ягоды (русская народная сказка) 1 Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений 10 2.2 Баба – Яга и Заморышек (русская народная сказка) 1 11 2.3 Барин и собака (русская народная сказка) 1 12 2.4 Береза и три сокола (русская народная сказка) 1 13 2.5 Два плута (датская сказка) 1 Отличать сказки народов мира от русских народных сказок. Осмысливать содержание прочитанного. Определять особенности сказок мира. 14 2.6 Бей, не жалей, моя палочка (венгерская сказка) 1 15 2.7 Волшебная гора (польская сказка) 1 16 2.8 Волшебная мазь (английская сказка) 1 Итого по разделу: 8 Раздел 3: «Литературные сказки» 4 17 3.1 А.Н.Толстой «Верблюд» 1 Познакомиться с биографией А.Н.Толстогог сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..18 3.2 Н.Н.Носов «Заплатка» 1 Познакомиться с биографией Н.Н.Носова, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..19 3.3 В.А.Жуковский «Война мышей и лягушек» 1 Познакомиться с В.А.Жуковского, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..20 3.4 Проект «Сочиняем сказку» 1 Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Проект Итого по разделу: 4 Раздел 4: «О братьях наших меньших» 6 21 4.1 В.В. Бианки «Заячьи хитрости» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Познакомиться с биографией В.В.Бианки , сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.. Определять главную мысль произведения. Анализировать произведение, участвовать в обсуждении, прочитанного произведения 22 4.2 К.Г. Паустовский «Грач в троллейбусе» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Познакомиться с биографией К. Г. Паустовского, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..23 4.3 И.С.Соколов- Микитов «Муравьи» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Познакомиться с биографией И.С.Соколов- Микитова сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..Определять главную мысль произведения. Анализировать произведение, участвовать в обсуждении, прочитанного произведения 24 4.4 Б.С.Житков «Про слона» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Познакомиться с биографией Б.С.Житкова сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..Определять главную мысль произведения. Анализировать произведение, участвовать в обсуждении, прочитанного произведения 25 4.5 Б.С.Житков «Медведь» 1 26 4.6 Проект «Эти забавные животные» 1 Принимать участие в коллективном сочинении стихов и рассказов о детях, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои истории Проект Итого по разделу: 6 Раздел 5: «Я и мои друзья» 8 27 5.1 Н.Коровин «Вуколка и Николка» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя;
увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Определять последовательность событий в произведении.
Придумывать продолжение рассказа.
Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей.
Объяснять нравственный смысл рассказов.
Объяснять и понимать поступки героев.
Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям.
Составлять план рассказа; пересказывать по плану.
Оценивать свой ответ в соответствии с образом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. 28 5.2 И.Шмелев «Михайлов день» 1 29 5.3 А. Гайдар «Чук и Гек» 1 30 5.4 Л.И.Понтилеев «Буква ТЫ» 1 31 5.5 Н.Н.Носов «Карасик» 1 32 5.6 Н.Н.Носов «Дружок» 1 33 5.7 Проект «Я и мои друзья» 1 Проект 34 5.8 Проект «Я и мои друзья» 1 Итого по разделу: 8 Всего: 34 Календарно-тематическое планирование
№ урока № по разделу Наименование разделов и тем: Кол-во часов Характеристика деятельности учащихся Форма контроля Дата проведения
Раздел 1: «Сказки зарубежных писателей» 8 1 1.1 Ш.Перро «Красная Шапочка» 1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. 03.09
2 1.2 Ш.Перро «Золушка или Хрустальная туфелька» 1 10.09
3 1.3 Ш. Перро «Спящая красавица» 1 17.09
4 1.4 Ш. Перро «Кот в сапогах» 1 24.09
5 1.5 Братья Гримм «Госпожа метелица» 1 01.10
6 1.6 Братья Гримм «Бременские музыканты» 1 08.10
7 1.7 Братья Гримм «Соломинка, уголь и боб» 1 15.10
8 1.8 Урок – отчет «По дорогам сказок» 1 Проект 22.10
Итого по разделу: 8 Раздел 2: «Устное народное творчество» 69 2.1 Безногий и слепой богатыри (русская народная сказка) 1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Воспринимать на слух художественное произведение
пересказывать текст подробно, выборочно;
-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое
Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений
Отличать сказки народов мира от русских народных сказок. Осмысливать содержание прочитанного. Определять особенности сказок мира. 29.10
10 2.2 Волшебный конь (русская народная сказка) 1 12.11
11 2.3 Пузырь, Соломинка и Лапоть (русская народная сказка) 1 19.11
12 2.4 Больше умом, чем силою (венгерская сказка) 1 26.11
13 2.5 Благородная змея (польская сказка) 1 03.12
14 2.6 Вили и поросенок (английская сказка) 1 10.12
Итого по разделу: 6 Раздел 3: « Литературные сказки» 5 15 3.1 С.Г.Козлов «Трям, здравствуйте» 1 Познакомиться с биографией С. Г. Козлова, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.. 17.12
16 3.2 А.Н.Толстой «Глиняный парень» 1 Познакомиться с биографией А.Н.Толстого, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.. 24.12
17 3.3 Б. Шергин «Волшебное кольцо» 1 Познакомиться с биографией Б.Шергина, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..14.01
18 3.4 С.Я.Маршак «Горя бояться – счастья не видать» 1 Познакомиться с биографией С.Я.Маршака, сделать обзор произведений писателя. Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении..21.01
19 3.5 Проект «Мы, дети …» 1 Подбирать из различных источников информацию о характере детей. Составлять по аналогии с данным объектом, учавствовать в презентации своей работы. Проект 28.01
Итого по разделу: 5 Раздел 4: «О братьях наших меньших» 6 20 4.1 В.В. Бианки «Сказки о животных» 1 Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке.
Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
Воспринимать на слух прочитанное.
Сравнивать художественный и
научно-познавательный тексты.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
Пересказывать подробно по плану произведение.
Видеть красоту природы, изображённую в
Художественных произведениях.
Определять героев произведения; характеризовать их.
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.
Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
Выбирать книги по темам и по авторам.
Пользоваться тематической картотекой дляориентировки в доступном кругу чтения 04.02
21 4.2 К.Г.Паустовский «Барсучий нос» 1 11.02
22 4.3 К.Г.Паустовский «Белые кролики» 1 18.02
23 4.4 И.С.Соколов –Микитов «Барсуки» 1 25.02
24 4.5 Б.С.Житков «Беспризорная кошка» 1 04.03
25 4.6 Проект «Такие разные животные» 1 Проект 11.03
Итого по разделу: 6 Раздел 5: « Я и мои друзья» 9 26 5.1 Ю. Я. Яковлев «Полосатая палка» 1 Познакомиться с биографией Ю. Я. Яковлева, сделать обзор произведений писателя. Отвечать на вопросы. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении 18.03
27 5.2 К.Г.Паустовский «Стальное колечко» 1 Сделать обзор произведений писателя.
Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Участвовать в обсуждении 08.04
28 5.3 А.Гайдар «Голубая чашка» 1 Познакомиться с биографией А. Гайдар , Сделать обзор произведений писателя.
Пересказывать текст. Давать рактеристики героев. Участвовать в обсуждении 15.04
29 5.4 А.Гайдар «Горячий камень» 1 22.04
30 5.5 Л.И. Пантелеев «Честное слово» 1 Познакомиться с биографией А.И. Пантелеева, сделать обзор произведений писателя.
Пересказывать текст. Давать рактеристики героев. Участвовать в обсуждении 29.04
31 5.6 В.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» 1 Познакомиться с биографией В. В.Медведева, сделать обзор произведений писателя.
Пересказывать текст. Давать характеристики героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. 06.05
32 5.7 Н.Н.Носов «Огурцы» 1 Сделать обзор произведений писателя. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении, определять главную мысль. 13.05
33-34 5.8-5.9 Проект «Я и мои друзья»
2 Участвовать в проекте «Я и мои друзья»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Писать (составлять) свои рассказы и стихи о дружбе Проект 20.05
Итого по разделу: 9 Всего: 34