КВН по русскому зыку «Сто вопросов — сто ответов» 6 класс коррекционная школа 8 вид


КОУ ВО « Руднянская школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Сценарий проведения КВН по русскому языку в 6 классе)КВН «Сто вопросов - сто ответов»
Цель: прививать интерес к родному языку, коммуникативность, умение работать в группе.
Оборудование: конверты с квадратиками жёлтого и красного цвета;
магнитофон;
жетоны оранжевого и синего цвета;
слово «ТРАНСПОРТ»;
отрывки из рассказов для изображения «немой сценки»;
высказывания о русском языке;
листы для жюри.
Подготовка. Домашнее задание.
Ребятам заранее даётся задание найти или придумать историю. Это может быть басня, притча, афоризм и т. д. Требования - она должна быть короткая, интересная, умело рассказанная.
Ход игры.
(Выходят дети и читают стихи, каждый по две строчки.)
1 чтец:
Грамматика, грамматика -
Наука очень строгая!
2 чтец:
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
3 чтец:
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё.
4 чтец:
Не составишь телеграмму
И открытку не отправишь,
5 чтец:
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!
6 чтец:
Отправляя поздравленье,
Помни правила склоненья,
7 чтец:
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
8 чтец:
А приставки и частицы -
Вроде хитреньких зверьков:
9 чтец:
Им охота порезвиться,Обмануть учеников.
10 чтец:
Ты к себе их приручи
Их привычки изучи!
11 чтец:
Сколько правил! Сколько правил!
С непривычки бросит в дрожь!
Все вместе:
Будь внимательным и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
Ведущий: Ребята, вы уже заканчиваете четвёртый класс, начальную школу. За эти четыре года вы многому научились, многое узнали. Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Потому что мы с вами будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Для этого нам нужно создать две команды. В команды попадут те из вас, которые первыми верно ответят. На все мои вопросы. Каждый отвечает только один раз. Кто даёт правильный ответ, получает жетон оранжевого или синего цвета, они и будут пропуском в команду. Остальные станут болельщиками.
Вопросы:
Какая часть слова самая главная? (Корень)
У какой части речи суффикс может стоять после окончания? (У глаголов)
Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)
Сколько гласных звуков в русской речи? (6 звуков)
Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными буквами и, е, ё, ю, я.)
Когда пишется разделительный твёрдый знак? (После приставок, оканчивающихся на согласную букву, перед буквами е, ё, ю, я.)
Какие слова называются синонимами? (Близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.)
Какие слова называются антонимами? (Противоположные по значению.)
Какие слова в русском языке называются однокоренными?
С помощью каких частей слова образуются слова других частей речи?
Что называется спряжением?
Что называется склонением?
Как образовать начальную форму имени прилагательного?
Как образовать начальную форму глагола? (Поставить глагол в неопределённой форме.)
Ведущий: У нас образовались две команды: первая команда - те, у кого оранжевые жетоны, вторая - те, у кого синие жетоны. Члены жюри - учителя, которые будут вас учить в пятом классе. А пока посовещайтесь, выберите капитана, придумайте название команды и девиз.
Разминка: «Назовите одним словом»
Болтливый человек - … (болтун).
Ленивый человек - … (лентяй).
Храбрый человек - … (храбрец).
Мудрый человек - (мудрец).
Богатый человек - … (богач).
Грубый человек - … (грубиян).
Сильный человек - … (силач).
Весёлый человек - … (весельчак)
Бедный человек - … (бедняк).
Конкурсы
Поставьте правильно ударение:
1-я команда:
Портфель
Случай
Статуя
Магазин
Красивее
Звонит
Иконопись
Договор
Туфля
2-я команда:
Алфавит
Средства
Столяр
Жалюзи
Баловать
Километр
Повторим
Каталог
Диспансер
Вставьте пропущенные буквы в словах, где они нужны.
(По одному игроку из каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы.1-я команда
2-я команда
чудес…ныймес…ностьгла…кий
но…кипо…писатьоб…явление
тр…пинка
б…бл… …текапрекрас…ныйтрос…ник
сколь…кий
ло…кио…датьс…ёмка
сн…жинка…вт…м…биль(В это время проводят конкурсы для болельщиков.)
Произнесите отгадку орфоэпически, то есть чётко и правильно, так как пишется.
Как называется игра на льду, в процессе которой игроки бегают на коньках за шайбой? (Хок-кей)
Дорога, обсаженная деревьями с обеих сторон. (Ал-лея)
Место, где продают билеты в кино, театр, цирк. (Кас-са)
Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта. (Пас-са-жир)
Дорога, покрытая асфальтом, соединяет населённые пункты. (Шос-се)
Комната в школе, в которой учатся дети. (Класс)
Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в совах.
1-я команда:
Юла - … (3 буквы, 4 звука).
Коньки - … (6 букв, 5 звуков).
Солнце - … (6 букв, 5 звуков).
2-я команда:
Ёж - … (2 буквы, 3 звука).
Деньки - … (6 букв, 5 звуков).
Сердце - … (6 букв, 5 звуков).
(Музыкальная пауза.)
Конкурс «Словесный конструктор».
Из букв слова «ТРАНСПОРТ» нужно составить как можно больше новых слов.
(Спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, наст, нос, сон, рот, спор, пот, сор, рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап, тост, ар, тон, нота)Конкурс придворных поэтов.
Сейчас устроим турнир придворных поэтов. Вам даны рифмы. Вы должны сочинить четверостишие.
1-я команда:
…солнце
…оконце
…привет
…кабинет
(Дети могут предложить несколько вариантов четверостиший.)
Пример одного из них:
Весёлое летнее солнце
Заглянуло к Маше в оконце.
Она этот весёлый привет
Несёт в папин большой кабинет.
2-я команда:
…не спешу
…пишу
…в тетрадь
…пять
Пример:
Закончить уроки я не спешу.
Я упорно слова пишу
В опрятную свою тетрадь,
Хочу получить отметку «пять».
Кто в лесу живёт?
Поочерёдно вспомните и назовите сказки, в которой одно из действующих лиц - медведь.
Конкурс «Весёлая белка».
За 1 минуту должны подобрать и записать как можно больше слов, обозначающих действия белочки.
(Музыкальная пауза.)
Конкурс капитанов.
Ведущий называет слово, а капитаны должны добавить по одной букве так, чтобы получилось новое слово. Капитаны отвечают по очереди. Анна (ванна), рот (крот), ель (мель), вал (овал), игры (тигры), рубка (трубка), лён (клён), ров (кров), кол (укол), овцы (ловцы).Хитрый вопрос для капитана 1-ой команды: Как из маленького хвостика сделать большой? (Хвост).
Хитрый вопрос для капитана 2-ой команды: Можно ли рыбу превратить в человека? (Рыбак, рыболов).
Конкурс «Собери слово».
Составьте слово по названным частям речи.
1-я команда:
Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», окончание, как у слова «волк». (Перелесок)
2-я команда:
Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание, как у слова «заяц». (Подорожник)
Конкурс «Части речи» (Выходят дети и читают стихи, члены команды называют часть речи.)
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена. (Местоимение)
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. (Прилагательное)
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Существительное)
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду - всё в действие придёт. (Глагол)
Творческое задание. Молча изобразить, проинсценироать отрывки, которые учитель прочитает из детских художественных книг. Команда-соперница должна определить название рассказа и автора.
Конкурс «Догадайся».
(По одному представителю от каждой команды).
(Раскрыть скобки в предложениях).
Язык (до) Киева (до) ведёт.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
Колобок (по) катился (по) тропинке.Друзья (до) брались (до) опушки.(С) горы (с) бежал поток проворный.
(До) школы (до) шли быстро.
(Музыкальная пауза.)
К данным группам слов подберите и добавьте после них такое слово, чтобы получилось новое слово.
1-я команда:
Мыло, стекло. (Добавить можно слово «вар»: мыловар, стекловар.)
Град, кон, тон, яр. (Добавить можно слово «ус»: градус, конус, тонус, ярус.)
2-я команда:
Гриф, пост, штаб. (Добавить можно слово «ель»: грифель, постель, штабель.)
Какое существительное можно присоединить к словам «тать», «покой», «корь», «вой», чтобы превратить их в глаголы? (Это слово - «ус»: устать, успокой, ускорь, усвой.)
Какое слово превращает глаголы «стой», «мыл», «лёг», «жал» в имена прилагательные? ( Слово «кий»: стойкий, мылкий, лёгкий, жалкий.)
Вспомните слова, которые при чтении слева направо, так и в обратном чтении имели бы следующее значение:
Прибыль - … (доход).
Повар на корабле - … (кок).
Огнестрельное оружие - … (наган).
Шелковица - … (тут).
Палатка из веток или соломы - … (шалаш).
Назовите слова, которые имели бы следующие значения.
1-я команда:
При чтении слева направо - это лиственное растение, а при чтении справа налево - это правильный шестигранник, все грани которого - квадраты. (Бук - куб)
Прибор для определения моря, а наоборот - взрывчатое вещество. (Лот - тол)
Узкая горная или лесная дорога, а наоборот - сорт яблок. (Тропа - апорт)
2-я команда:
При чтении слева направо - это нестройный гул голосов, шум, а при чтении справа налево - это волшебник, фокусник. (Гам - маг)
Место для молотьбы, а наоборот - домашнее животное. (Ток - кот)
Кушанье из мелко нарезанного мяса или рыбы с овощами и острой приправой, а наоборот - отравление удушливым газом, получающимся при неполном сгорании углерода. (Рагу - угар)
Конкурс «Добавить слово».
Задание 1 команде: Кто получит низкий … Не пройдёт на царский … (балл, бал)
Задание 2 команде: Если в замке много … В замке может вспыхнуть … (сора, ссора)
Конкурс «Можем ли мы диктант писать на «4» и на «5».
Ведущий диктует текст. Команды работают у доски одновременно. Каждый член команды записывает по 2 слова и предлагает следующему участнику.
Примерный текст диктанта.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Теплотой веет от близких с детства слов: ручей, роща, полянка, тропинка.
(За каждую ошибку со счёта команды снимается 1 балл.)
Конкурс «Домашнее задание».
Дети знакомят с придуманной историей.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Ведущий: Подошло время подвести окончательные результаты нашего познавательного КВН, пока жюри совещается, вспомним слов русских писателей о родном языке.
«Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо и владеть». Так писал Максим Горький.
Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».