Славянское фэнтези: истоки и метасюжет (к постановке проблемы)

А.А. Колесова (РК-10-1),
М.Ю. Кузьмина, к.ф.н., доцент

Славянское фэнтези: истоки и метасюжет (к постановке проблемы)
В последние годы одним из ведущих направлений в современной фантастической литературе стало фэнтези. Считается, что данное направление получило популярность в России благодаря влиянию западного фэнтези, хлынувшего на отечественный книжный рынок в конце 1980-х гг., и именно на его основе появился большой поток авторов, образовавших “новую ветвь” – славянское фэнтези. С середины 1990-х гг. отечественные авторы начали уверенно теснить зарубежных писателей на книжных прилавках. Славянскому фэнтези понадобилось около пяти лет, чтобы утвердиться в качестве самостоятельного направления наряду с классическим фэнтези западного типа. Под славянским фэнтези мы понимаем "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жанр, окончательно сформировавшийся на рубеже XX и XXI века. Славянское фэнтези представляет собой использование [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (преданий, былин, мифов) в общих для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] канонах построения произведений"[4]. Цель данной статьи – показать фольклорно-литературные истоки жанра и попытаться определить его метасюжет. Исходя из того, что славянское фэнтези сформировалось недавно, исследований по нему немного. В основном все исследования заключаются в рассмотрении мифологической стороны, в поиске истоков славянского фэнтези, в анализе произведений отдельных авторов. Но никто еще не пытался рассмотреть славянское фэнтези с точки зрения метасюжета. Метасюжет для нас – это "сюжет, который встречается в произведениях различных авторов, фольклоре, а также в различных произведениях одного и того же писателя. Метасюжет – это своего рода организованный контекст в виде структурированной истории, его формируют персонажи, происходящие с ними или по их инициативе события. Метасюжет существует в «отрыве» от отдельного произведения, писателя, вбирая в себя все, что попадает в его сферу"[3]. Нам представляется интересным показать, что истоки такого популярного направления отечественной литературы, как славянское фэнтези, уходят в глубь веков и связаны с первыми опытами переработки фольклорно-мифологического материала в форме беллетристики. Это впервые сделали писатели второй половины XVIII века В. Левшин (“Русские сказки”) и М. Чулков (“Пересмешник, или Славенские сказки”) [2], создавшие и задавшие тот идейно-социальный контекст, в котором в наше время сформировался читательский спрос на условную древнеславянскую тематику. В XIX веке интерес к славянской культуре проявился в произведениях Н.В. Гоголя (цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки") и А.С. Пушкина (поэма "Руслан и Людмила"). Дальним предшественником славянского фэнтези можно считать забытого писателя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], автора романов «Кощей Бессмертный» (1833) и «Святославович, вражий питомец» (1834). На рубеже XIX–XX вв. в качестве предвестников славянского фэнтези можно назвать романы В.И. Кржыжановской (Рочестер) ("Маги", "Жизненный эликсир"), роман А.В. Амфитеатрова «Жар-цвет» (1910) и др. произведения писателей Серебряного века: например, А. Ремизова, А. Кондратьева. Большой вклад в развитие подобной литературы внесла историческая школа, пропагандировавшая славянофильские идеи и стремившаяся доказать приоритет славянской культуры. Это проявилось и в изобразительном искусстве: популяризацию славянской тематики осуществляли члены Общества возрождения художественной Руси В.М. Васнецов, Н.К. Рерих и др. В советское время широкий общественный интерес к славянству стимулировали публикации работ академик Б.А. Рыбакова и его последователей, а в поле литературы возникло такое явление, как советский героико-исторический "славянский" роман: это произведения Д.М. Балашова, А.К. Югова и др. Таким образом, можно утверждать, что к 90-м годам, когда в Россию хлынул поток переводной западной фэнтези, в отечественной литературе существовала устойчивая традиция художественной интерпретации славянского фольклорно-мифологического материала. Для российского фэнтези национальный фактор оказался определяющим. Собственно, он и привел к появлению такого направления, как "славянское фэнтези". Стоить отметить, что подобное явление характерно не только для русской, но и для других славянских литератур. "Славянская фэнтези является одним из наиболее востребованных направлений фэнтези не только в России, но и в других славянских странах. В произведениях русских, украинских, белорусских, чешских, польских писателей наблюдается определенное единообразие в способах реализации славянских фольклорно-мифологических мотивов"[1; 250]. Основателями российского славянского фэнтези принято считать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]а с серией романов «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» и Марию Семенову с циклом романов "Волкодав" и романом "Валькирия". Другими представителями этого направления являются: О. Громыко ("О бедном Кощее замолвите слово"), А. Белянин (цикл "Тайный сыск царя Гороха"), Л. Дворецкая (цикл "Огнедева", "Князья леса"), Е. Шумская ("Как стать чародеем"), С. Шведов ("Шатун"), Е. Самойлова (циклы "Синяя птица", "Змеиное золото"), Макс Фрай ("Мой Рагнарёк") и другие. Начиная с 90-х годов, возникает множество разновидностей славянского фэнтези. В связи с этим существует проблема их систематизации. Исследователь Е. Сафрон на основе наблюдений М.С. Кагана создала классификацию славянского фэнтези: 1.Славянское фэнтези с национальной спецификой: собственно «славянское» фэнтези. Например, роман М. Семеновой "Волкодав", в данном произведении представлены мотивы, образы, персонажи славянской мифологии; 2.Славянское фэнтези с сюжетно-тематическим принципом: эпическое, романтическое фэнтези. Пример романтического фэнтези – цикл Е. Самойловой "Синяя птица", где ведущей темой становится любовь, как небесная, так и земная. Примером эпического фэнтези является цикл Ю.А. Никитина «Трое из леса». "Эпическая фэнтези изображает масштабные явления в подробно выписанном фантастическом мире: речь идёт о борьбе героев за спасение всего человечества. Сюжет в произведении этого жанра нелинеен, т.е. события могут происходить параллельно" [2]. 3. Славянское фэнтези с точки зрения хронологического отрезка времени: историческое фэнтези. Например: романы О.А. Григорьевой «Ладога» (о молодости киевского князя Олега), «Колдун» (о борьбе язычества и христианства незадолго до крещения Руси), цикл С. Фомичёва «Мещёрские волхвы», цикл А.В. Мазина «Варяг», роман А.Д. Прозорова «Ведун». 4.Славянское фэнтези с аксиологическим началом: героическое, юмористическое фэнтези. Примером является цикл А. Белянина "Тайный сыск царя Гороха", роман О. Громыко "Верные враги", цикл "Год крысы". Героическое славянское фэнтези представлено романом М. Семеновой "Волкодав", который, в принципе, попадает под все разновидности. 5.Славянское фэнтези с мировоззренческим началом: «славянское» фэнтези с элементами научной фантастики, «славянская» «техномагия». Например, романы Н. Перумова "Техмагия", представляющие собой сочетание фэнтези и технологий.
6. Славянское фэнтези смешанного типа, сочетающее в себе наравне с отечественной традицией иные элементы культуры и мировоззренческие принципы. Сюда можно отнести роман Ю.С. Буркина и С.В. Лукьяненко «Остров Русь» (1993), стоящий на стыке «славянской» фэнтези и научной фантастики. Действие происходит в заповеднике славянской культуры на острове Мадагаскар. Писатели изображают искусственно созданный группой энтузиастов-славянофилов в эпоху высоких технологий мир русской сказки. Здесь можно отметить влияние западной культуры. Итак, можно заметить, что современное славянское фэнтези основывается на различных литературных интерпретациях славянского метасюжета. "Славянским метасюжетом" мы, вслед за К.М. Королевым, считаем "общий культурно-идеологический контекст, в котором доминирует интерес к славянской древности, истории, мифологии и фольклору, попытки установить преемственность между древнеславянской и современной культурой, стремление обособить культуру славянских народов от других культурных традиций и даже противопоставить последним, нередко подчеркивая приоритет славян в достижениях мировой материальной и художественной культуры" [1; 250]. Отметим, что славянское фэнтези не является "монолитным" идейно-литературным направлением: в нем без труда вычленяются подсюжеты, представляющие собой вариации трактовок славянского метасюжета. Все сюжеты славянского фэнтези можно отнести к трем базовым вариантам:
"Эпический" или "богатырский": повествование связано с судьбой, жизнью и подвигами воина, былинного славянского витязя, в его различных ипостасях, своего рода "славянского Конана" (цикл Ю.А. Никитина "Трое их леса").
"Языческий": в нем основную роль играют славянские декорации, магические и обрядовые практики, славянское ведьмовство и волховство, мифология и демонология (роман М. Семеновой "Валькирия")
"Преодоление славянства": здесь славянский метасюжет, понимаемый как описание эволюции условно-славянской фэнтезийной реальности, переосмысляется юмористически или сатирически. Это так называемое юмористическое, или ироническое, фэнтези (романы М. Успенского "Устав соколиной охоты", О. Громыко "О бедном Кощее замолвите слово", цикл Е. Самойловой "Синяя птица" и др.). На наш взгляд, современное славянское фэнтези следует рассматривать именно с точки зрения обозначенного метасюжета, без изучения и анализа которого все попытки осмыслить славянское фэнтези как социокультурное явление будут неизбежно сводиться к признанию его вторичности и даже к выводу о "чужеродности" самого направления фэнтези для русской литературы.

Литература 1. Королев К.М. Жанр фэнтези в России: предыстория и метасюжет // Русская литература. 2013. №2. С.243-258. 2. Сафрон Е.А. "Славянская" фэнтези: фольклорно-мифологические аспекты семантики // [Электронный ресурс]. Сайт Авторефераты диссертаций - URL: http://dis.podelise.ru. 3.Метасюжет // [Электронный ресурс]. Сайт филологического факультета МГУ имени М..В. Ломоносова - URL: http://www.philol.msu.ru.
4. Славянское фэнтези // [Электронный ресурс]. Сайт Википедия. Свободная энциклопедия - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Славянское_фэнтези.

15