Урок по ФГОС 6 класс «Мир смутных вопросов и ощущений»


Урок литературы 6 класс
"Мир смутных вопросов и ощущений"
(по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")
по ФГОС
Пиджаковой Галины Васильевны
Урок литературы 6 класс "Мир смутных вопросов и ощущений" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")
Учитель: Пиджакова Галина Васильевна, учитель ОБЖ, МКОУ «СОШ№7» первая квалификационная категория
Автор учебника: О.М. Хренова, М.А. Снежневская
Предмет: литература
Класс: 6
Тип урока: «открытие »новых знаний
Тема: "Мир смутных вопросов и ощущений" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья")
Цель: создать условия для осмысления IV-VI глав повести В. Г. Короленко “Дети подземелья”, понимания тех изменений, которые происходят в сознании главного героя под влиянием жизненных обстоятельств; способствовать переосмыслению понятия “человек в ситуации нравственного выбора”.
Предметные: – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”. Характеризовать поступки литературного героя.
Метапредметные. Познавательные: выделять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ события, образ предмета), характеризовать персонажа, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, получение новой информации; умение вычленять нужную информацию из общей информации; умение использовать знаково – символические средства; логические, вывод, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Регулятивные: умение организовывать свою работу; формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью; умение оценивать свои знания и делать выводы; оценивать уровень своих познаний; находить ошибки в тексте, уметь их исправлять ,формировать вопросы по тексту произведения, уметь пересказывать текст от 1-го лица, понимать и объяснять смысл слов, найденных в тексте, выбирать способы достижения целей.
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать для достижения цели и приводить доказательства; контроль , коррекция, оценка действия партнера умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение контролировать действия партнера; высказывать свое мнение; выслушивать мнение партнера; выступать с развернутыми сообщениями, обобщающими наблюдения, умение работать в группе, уметь аргументировать свою точку зрения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Личностные: – умение сотрудничать; проявление интереса и терпения при выполнении; мотивация к новому учебному материалу; формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества; формировать гражданский патриотизм, сформировать мотивацию к учению и воспитывать чувство ответственности.
Планируемый результат: понять, какие изменения происходят в сознании главного героя извлечение нравственных уроков из
взаимоотношений Васи с представителями “дурного общества”?
Оборудование: учебник О.М. Хренова, М.А. Снежневская; таблица с объяснением слов; раздаточный материал (кроссворды).
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащегося Универсальные учебные действия
Мотивация Эмоциональный настрой на работу Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу Личностные: самоопределение, сформировать мотивацию к учению
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиАктуализация знаний 1.Какие чувства испытали дети во время экскурсии в часовню?
2. Чем эти чувства были вызваны?
3. Пересказ III главы о знакомстве Васи с будущими друзьями.
4.Почему назревавшая драка не состоялась? Отвечает на вопросы по III главе, пересказывает, находит ошибки и исправляет. Коммуникативные: выступать с развернутыми сообщениями, обобщающими наблюдения, уметь аргументировать свою точку зрения
Регулятивные: умение оценивать свои знания и делать выводы; оценивать уровень своих познаний; находить ошибки в тексте, уметь их исправлять. м, ердие
Постановка проблемы Понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями “дурного общества”.
Работа проводится по таблице.
Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке Нравственность, сочувствие, сострадание, милосердие. Уточняет значение слов Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Познавательные: характеризовать персонажа, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение вычленять нужную информацию из общей информации; логические, вывод, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Регулятивные: умение организовывать свою работу; формировать умение выполнения учебной деятельности в соответствии с поставленной целью.
Совместные пути решения проблемы Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?
Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?
Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними? Что сделало их такими?
Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”
Обратим внимание на описание подземелья.
Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?
Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию. Отвечает на вопросы и подводит итог своим наблюдениям.
Работает по тексту в учебнике, зачитывает описание подземелья
Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.
Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы. Познавательные: выделять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ события, образ предмета), характеризовать персонажа.
Регулятивные: умение организовывать свою работу; формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью, уметь пересказывать текст от 1-го лица, понимать и объяснять смысл слов, найденных в тексте, выбирать способы достижения целей.
Коммуникативные: Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий; формировать умение сотрудничать для достижения цели и приводить доказательства; высказывать свое мнение; выслушивать мнение партнера; выступать с развернутыми сообщениями, обобщающими наблюдения, умение работать в группе, уметь аргументировать свою точку зрения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками
Закрепление изученного Сопоставьте ваши наблюдения , из таблицы, со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)
А теперь разгадайте кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтете по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.
Учитель дает толкование лексического значения этого слова. Ответы учащихся
Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.
Отгадывают кроссворд и учащиеся читают ключевое слово гуманизм. Регулятивные: умение организовывать свою работу; формировать умение выполнения учебной деятельности, самостоятельной оценки правильности выполнения действий в соответствии с поставленной целью; умение оценивать свои знания и делать выводы; оценивать уровень своих познаний; находить ошибки в тексте, уметь их исправлять ,формировать вопросы по тексту произведения.
Коммуникативные: контроль , коррекция, оценка своих ответов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; высказывать свое мнение; выслушивать мнение партнера; уметь аргументировать свою точку зрения.
Личностные: проявление интереса и терпения при выполнении; мотивация к новому учебному материалу; формировать умение проявлять удивление, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества.
Рефлексия деятельности Организует деятельность по применению новых знаний Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.
Личностные: смыслообразование;
Коммуникативные: контроль , коррекция, оценка своих ответов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; высказывать свое мнение; выслушивать мнение партнера; уметь аргументировать свою точку зрения.
Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации; логические, вывод, формирование умения устанавливать причинно – следственные связи; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Домашнее задание Прочитать главы VI, VII, VIII.
Подготовить пересказ на тему: “Последняя осень Маруси”.