конспект урока Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (5 класс)


Тема: Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»
Цели: обобщить материал по изученным темам; используя различные методы, развивать навык применения правил на письме; расширять словарный запас учащихся; воспитывать внимательность, сосредоточенность, ответственность при выполнении заданий.
Ход урока.
1. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: помогите мне, пожалуйста, сформулировать тему. Когда я шла на урок, то обнаружила, что одно слово исчезло, а на его месте нашла записку.
Тема записана на доске, но пропущено одно слово (слайд 1).
Перед вами текст записки. (слайд 2)

(слайд 3)
Ключевое слово: знания.
- Какое слово исчезло? Прочитайте тему урока.
Сформулируйте тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» (слайд 4)
Цель урока учащиеся должны сформулировать самостоятельно.
2. Работа над темой урока.
1) Устный опрос.
- Что изучает фонетика?
- Как различить звук и букву? (слайд 5)
- Какой знак (равно, больше или меньше) вы бы поставили между этими двумя словами? Почему? (слайд 5)
- Сколько звуков в русском языке? букв? (слайд 5)
- Какие звуки произносятся только голосом?
- Как мы будем характеризовать гласный звук при фонетическом разборе? согласный?
- Какая речь появилась раньше – устная или письменная? Свой отчет докажите (слайд 6).
2) Учитель: Ой, кажется наши звуки поссорились и разбежались кто куда! Помогите их вернуть! (слайд 7)

Дым на улице стоит,
Дом из труб его валит.
На чердак залезла ложка,
Со стола упала кошка.
В день весенний у ворот
Начал дружно таять мёд.
Пироги пекутся в речке,
Рыбаки сидят у печки.
Путник в город шел мешком.
Вы слыхали о таком?
Кто не верит чудесам,
Убедиться может сам!
Что произошло? Почему получилась такая путаница?
3) Учитель: Всегда ли слово имеет одинаковое количество букв и звуков? От чего это будет зависеть? Какие буквы не обозначают звуков? Какие буквы и когда обозначают 2 звука?
Задание (слайд 8)

4) Индивидуальная карточка
Найдите ошибки в переносе слов и исправьте их.
По-ддержка, разъе-хаться, на-двязать, прос-ледить, сто-л, ла-йка, доп-латить, ка-ссир.
Работа с классом:
- Сколько в слове может быть слогов? Как определить количество слогов в слове?
Работа проводится устно. Учитель диктует слова, вызванные ученики определяют количество слогов в слове: всплеск, стресс, мостик, вышка, осень, улей, закричал, пожелтевшая.Проверка карточки (слайд 9).
5) Индивидуальное задание:
Прочитайте текс.
Найдите орфографические ошибки и исправьте их.Обьявление
Прапал зайчонок.
На вит 6 месяцеф. Цвет серый, жывотик белый.
Подшерсткой беленкий пух. Гласки крастные, касые.
Работа с классом.
Задание: Восстановите буквенный облик предложения.
На доске [Л'охк'ий', л'охк'ий' в'ит'ирок,што так слатка, т'иха в'эиш] (слайд 10)

Легкий, легкий ветерок, что так сладко, тихо веешь? (слайд 11)

Учитель: найдите орфограммы, объясните правописание слов.
Проверка карточки (слайд 12).

6) Индивидуальная карточка.
Задание: Расставьте ударения в словах: сантиметр, жалюзи, свекла, столяр, каталог, украинский, красивее, цепочка. Работа с классом. Орфографическое лото. Учитель показывает рисунок, на котором изображен предмет, учащиеся записывают слово, но это слово должно быть обязательно на орфограмму «Удвоенные согласные в заимствованных словах».
Антенна, теннис, колонна, конфетти, аллея, стеллаж, хоккей, гиппопотам.
Проверка карточки.
7) Тестирование.
Тест-миниатюра
1) Укажите группу слов, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
я) яма, ёж, день;
ю) семья, баян, жюри;
у) юла, семья, яма, баян.
2) Укажите группу слов, в которой буква Л обозначает только твердый [Л]:
л) ливень, лагерь, лодка;
м) лад, ложка, злой;
в) жалеть, слуга, легкий;
3) В каком слове количество букв и звуков совпадает?
м) Осень;
н) ясень;
л) ёлка;
4) В каком ряду правильно расставлены ударения?
а) Ку´хонный, фо´рзац;
е) красивее´, звони´шь;
и) украи´нский, звони´шь;
5) Ь пишется во всех словах:
ц) ш..ю, в..юнок, мал..чик;
щ) камен..щик, стул..чик, в..юга;
ч) барабан..щик, воз..мем, ноч..ка;
3) Укажите правильную фонетическую транскрипцию слов юг.
о) [йук]
я) [юк]
а) [й’ук].
Ответ: УМНИЦА (Слайд 13) – овации для умниц!
Слайд 14 (пустой)
8) Работа с текстом (слайд 14).
1. Жила в зеленом лесу серая сова. 2.Была она ленивой-преленивой.
3.Как-то днем задремала сова. 4.Слышит, а над ее головой кто-то летает. 5.Оказывается, это маленькая синичка пух тополиный себе на гнездо собирает. 6.А кругом птицы снуют кузнечики звенят мошки жужжат.
7.Наступила холодная ночь. 8.Сова дрожала и плотнее прижимала крылья к телу. 9. Вспомнила она о теплом гнезде синички. 10. Захотелось и ей такое. 11. Всю ночь сова поджидала восхода солнца.
12. Наконец, солнце взошло и согрело ее. 13.Разомлела сова от тепла и сладко заснула.
Прочитайте текст. Озаглавьте. Определите тему, идею текста.
Задания по тексту:
1) Найти в 5 предложении слова, где буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука (слайд 16).
Проверка (слайд 17).
2) Из предложения 13 выписать слово, в котором только звонкие согласные (слайд 18).
3) Из 11 предложения выписать слово, в котором происходит оглушение (слайд 19)
4) Сделать фонетический разбор слова «всю».
Проверка (слайд 20)
4. Итоги урока.
5. Домашнее задание: выполнить задание на карточках.
«На закуску»
Решите задачу-шутку:
И с той стороны, и с другой стороны.
Шёл по дороге старик, а навстречу ему боец. "Здравствуй, отец", - говорит боец. А старик ему в ответ: "Здорово, служилый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца это слово читай - всё значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь, слева направо читай, хочешь наоборот - всё одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растёт растение с чудным названием, что можно как угодно читать. И имя моей бабки с тем же свойством. А когда я в армии служил, то меня называли тоже таким именем, что читай хоть справа, хоть слева - всё одинаково. Вот и разгадай".
Задумался боец. Может, ты ему поможешь?!
(Дед. Тит. Шалаш, Боб, Анна, Казак.)Словарный диктант: гибкий тростник, известный поэт, ночной гость, съедобный гриб, гладкая дорога, луч солнца, радостное чувство.
Литература
1. Челышева И. Л. Все уроки русского языка. 5 класс. — Х. : Изд. группа
«Основа», 2009. — 303 [1] с. : ил., табл. — (Серия «12-летняя школа»).
Интернет-ресурсы
1. http://festival.1september.ru/articles/586306/