Урок — повторение «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография»


(1 слайд)
Эпиграф: Необыкновенный язык наш есть еще тайна.
В нем все тоны и оттенки , все переходы звуков от
самых твердых до самых нежных и мягких …
Н.В. Гоголь
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Н.В. Гоголя. Давайте прочитаем эти слова.
(Ученик читает)
- О чем говорит писатель?
(Ученик:Гоголь говорит о необыкновенности русского языка, о том, что в русском языке много разнообразных звуков)
- В каком разделе русского языка изучаются звуки речи?
(Ученик:Звуки речи изучаются в фонетике)
- С какими другими разделами связана фонетика?
(Ученик:Фонетика связана с графикой и орфоэпией)
- Что изучает графика?
(Ученик:Графика изучает буквы, их начертания и виды)
- Что изучает орфоэпия?
(Ученик:Орфоэпия изучает правила произношения и ударения в словах)
(2 слайд)
Повторение темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография»
- Мы с вами изучили такой раздел русского языка как «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Тема нашего сегодняшнего урока: Повторение темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Откройте тетради, запишите тему.
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Ученик: Цель нашего урока – повторить пройденное по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».)
(Ученик:Цель нашего урока – узнать, хорошо ли мы знаем фонетику.)
- Правильно, ребята, цели сегодняшнего урока :
(3 слайд)
Цели:
обобщить, закрепить сведения по фонетике, графике, орфоэпии;
выявить уровень знаний учащихся;
развивать познавательный интерес к русскому языку;
воспитывать любовь к слову и речевой культуре.
(4 слайд) – страна «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Названии станций.
- Для того, чтобы достичь этих целей мы отправимся в путешествиепо удивительной стране «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Перед вами станции, по которым мы будем путешествовать.
(5 слайд) – Станция «Согласная».
- Итак, первая станция – это станция «Согласная». Ребята скажите мне:
Сколько согласных букв и звуков в русском языке?
(Ученик: в русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков)
Какие согласные бывают?
(Ученик:Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие)
Перечислите согласные парные по звонкости и глухости.
(Ученик: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
- А теперь выполните задание. Вы будете работать в группе
(Раздаю карточки)
(6 слайд) – 1 задание.
Сколько раз встречается указанный согласный звук?
1 группа:
[З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.
[Д’] Дед Демьян ходил на молотьбу.
[C’] Саня Семёнов сидел на скамейке.
[B’] Всегда вкусна свежая морковь.
группа:
[Т’] Твоими бы устами да мёд пить.
[К] Язык мой- враг мой.
[Б’] Борис бидон бросил в прорубь.
(Ученики выполняют задания)
- Какая группа готова, поднимайте руки. Кто будет отвечать?
(7 слайд) – ответы задания.
1 группа:
1.[З’] Зина обратилась с просьбой к Лизе.(3 раза: Зина, просьбой, Лизе)
2.[Д’] Дед Демьян ходил на молотьбу. (4 раза: дед, Демьян, ходил, молотьбу)
3.[C’] Саня Семёнов сидел на скамейке. (2 раза:Семёнов, сидел)
4.[B’] Всегда вкусна свежая морковь. (1 раз:Свежая)
группа:
1.[Т’] Твоими бы устами да мёд пить. (1 раз: пить)
2.[К] Язык мой- враг мой. (2 раза: язык, враг)
3.[Б’] Борис бидон бросил в прорубь. (2 раза: бидон, прорубь)
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Следующая станция – это станция «Гласная».
(8 слайд) – станция «Гласная».
- Ответьте мне на вопросы:
- Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
(Ученик:В русском языке 10 гласных букв, 6 гласных звуков)
- А теперь прочитаем стихотворение.
(9 слайд) –задание.
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. С. Никитин
- Найдите слова, в которых буквыЕ, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
(10 слайд) – ответ к заданию
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Весело сияет
Месяц над селом,
Белый снег сверкает
Синим огоньком.
И. С. Никитин
- Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?
(Учение: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: 1) в начале слова; 2) после гласных; 3) после Ь и Ъ знака.
(11 слайд) – станция «Орфографическая»
- А теперь следующая станция «Орфографическая». Сейчас мы напишем небольшой объяснительный диктант.
Снег, ёлка, варежки, лёд, чтобы, хищник, сияет, вьюга, клюв, праздник, баян.
(12 слайд) - слова
Снег, ёлка, варежки, лёд, чтобы, хищник, сияет, вьюга, клюв, праздник, баян.
- А теперь, ребята, объясните мне правописание этих слов.
Снег – на конце слова слышится К пишем Г, проверочное слово снега
Ёлка – в начале слова слышится Й’О, пишем Ё
Варежки – слышится Ш, пишем Ж, проверочное слово варежек.
Лёд – на конце слова слышится Т, пишем Д, проверочное слово Льда.
Чтобы – слышится шт, пишем чт.
Хищник – в сочетании щн мягкий знак не пишется.
Сияет – слышится Й’А, пишем Я.
Вьюга – слышится Й’У, пишем Ю
Клюв – на конце слова слышится Ф, пишем В, проверочное слово клюва
Праздник – здесь есть непроизносимая согласная Д. Это словарное слово.
Баян – слышится Й’А, пишем Я.
- Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. А теперь давайте отдохнем.
(13 слайд) – физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся,
Руки в стороны развел.
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(14 слайд) – станция «Орфоэпическая»
- Следующая станция «Орфоэпическая». Что вы должны уметь на этой станции?
(Ученик: мы должны уметь правильно произносить звуки речи и ставить ударения)
(15 слайд) – задание «Орфоэпическая минутка»
Орфоэпическая минутка
Произнесите правильно слова:
АлфавИтСрЕдства
ШофЁрКрасИвее
СантимЕтрПозвонИшь
КиломЕтрЖдалА
ПортфЕльПриговОр
СвЁклаМагазИн
- Молодцы, ребята! Запомните, как произносятся эти слова.
(16 слайд) – станция «Разбор»
- А теперь следующая станция – станция «Разбор». Что вы должны уметь на этой станции?
(Ученик: мы должны уметь производить фонетический разбор)
- Разгадайте загадку: «Без чего птица не улетит?»
(Ученик: без крыльев)
(17 слайд) – фонетический разбор слова.
- Произведите фонетический разбор слова «Крылья».
( 1 ученик делает у доски, остальные в тетрадях)
(18 слайд) – Проверь себя!
- А теперь проверим.
Проверь себя!
КрЫлья, крЫль-я, 2 слога, [к р ы л’ й’ а]
к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный.
р – [р] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, твердый, парный.
ы – [ы] – гласный, ударный.
л – [л’] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, парный.
ь – [-]
я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий, непарный.
[а] – гласный, безударный.
6 букв, 6 звуков
- Молодец, Арслан!
- А теперь следующая станция – станция «Алфавитная»
(19 слайд) – станция «Алфавитная»
- Что такое алфавит?
(Ученик:Алфавит – буквы, расположенные в определенном порядке)
- Сколько в алфавите букв?
(Ученик: в алфавите 33 буквы, 21 согласных, 10 гласных, мягкий и твердый знаки звук не обозначают)
- Следующее задание. Расположите слова в алфавитном порядке. Работаем по парам.
(20 слайд) – задание
- Расположите слова в алфавитном порядке:
1 пара: 2 пара: 3 пара: 4 пара:
Варежки БерегЯрлыкДоска
Линия АрбузАнанасЮрта
Апельсин Молоко БулкаВьюга
Чаща ЯблокоЩёткаПарта
Облако ЮбкаМелЯчмень
- А теперь проверим.
(21 слайд) – ответы к заданию
Проверь себя!
1 пара:2 пара: 3 пара:4 пара
АпельсинАрбуз АнанасВьюга
ВарежкиБерег БулкаДоска
ЛинияМолоко МелПарта
ОблакоЮбка ЩёткаЮрта
ЧащаЯблоко ЯрлыкЯчмень
- Молодцы, ребята! А теперь давайте поиграем. Игра называется «Угадай-ка».
(22 слайд) – Ира «Угадай-ка».
(23 слайд)
- Сколько букв и звуков в слове листья?
1) 6б., 7зв.
2) 7б., 6зв.
3) 6б., 5зв.
4) 6б., 6зв.
(24 слайд) – проверь себя!
Проверь себя!
1) 6б., 7зв.
2) 7б., 6зв.
3) 6б., 5зв.
4) 6б., 6зв.
(25 слайд)
- В каком слове все согласные звуки твёрдые?
1) юла;
2) цемент;
3) пороша;
4) жадность.
(26 слайд) – проверь себя!
Проверь себя!
1) юла;
2) цемент;
3) пороша;
4) жадность.
(27 слайд)
- В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) цапля;
2) деревья;
3) ветка;
4) жили.
(28 слайд) – проверь себя!
Проверь себя!
1) цапля;
2) деревья;
3) ветка;
4) жили.
- Наше путешествие на этом закончилось.
Рефлексия
- Чем мы сегодня занимались на уроке? Что вам понравилось? Чему вы научились?
( Ученики: Мы сегодня путешествовали по станциям, выполняли разные задания, повторяли тему «Фонетика. Графика. Орфоэпия».)
(Ученики: мне понравилось делать фонетический разбор)
(Ученик: мне понравились задания)
- Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо поработали.
- Оценки за урок
- Домашнее задание: повторить п. 50-63, упр. 320 (там вы должны сделать фонетический разбор выделенных слов).
(29 слайд)
Спасибо за урок!
Разделы русского языка «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи» изучаются в 5 классе общеобразовательной школы. На изучение материала отводится 15 часов + 3 урока на развитие речи.
Цели изучения данного раздела: 1.Сформировать у школьников представления о фонетической системе русского литературного языка 2.Познакомить их с основными понятиями данного раздела 3.Выработать практические навыки фонетического и орфоэпического анализа
5. Задачи раздела:
- Обучающие: 1. Дать представление о звуках речи;2.Привести в систему знания обучающихся о звуковом строе речи, о взаимосвязи фонетики с орфоэпией, орфографией и графикой русскогоязыка;3.Познакомить обучающихся с понятием «фонема»,«сонорные согласные», «сильная слабая позиция» гласных и согласных звуков, «орфоэпия»,«графика», «каллиграфия».
- Развивающие: 1.Совершенствование умений слышать и анализировать устную речь, звуки русского языка 2.Овладение произносительными нормами русского литературного языка и средствами выразительности; 3.Развитие речевого слуха и чувства красоты звучания устной речи.
- Воспитательные: 1. Прививать любовь к русскому языку, воспитывать культуру речи
В процессе изучения фонетики, орфоэпии, графики, орфографии обучающиеся должны овладеть суммой определенных знаний: 1.Понятия фонемы; 2.Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные звонкие, глухие и сонорные, согласные твердые и мягкие; 3.Гласные и согласные звуки в сильной и слабой позиции; 4.Понятия об орфоэпии как науки языка; 5.Принципы произношения; 6.Культура речи.
После изучения данного раздела обучающиеся должны приобрести следующие умения:1.Умение на слух различать звуки речи; 2.Умение выделять в слове нужный согласный и правильно произносить его; 3.Умение определять место ударения в слове; 4.Умение производить фонетический разбор слова, правильно объясняя соотношение звуков и букв; 5.Умение отчетливо произносить слова, следя за правильностью произношения; 6.Умение правильно строить свою устную речь и анализировать речь собеседника.
В зависимости от темы урока и его целей я выбираю формы уроков: •Уроки изучения нового материала •Уроки-презентации •Уроки-практикумы •Уроки развития речи •Тесты
Я планирую уроки, чтобы дать возможность обучающимся выразить свою мысль, логически мыслить, правильно строить свою устную речь, закреплять изученное ранее, активно работать на уроке, высказывая и доказывая свое мнение по тому или иному спорному вопросу. А также применяю разнообразные формы работы на уроке: работа в парах, в малых группах, индивидуальная и фронтальная работа. В работе с обучающимися я в этом разделе для успешного усвоения учебного материала использую таблицы, схемы, слайды, словари, чтобы повысить качество успеваемости обучающихся.