Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тепловская средняя общеобразовательная школа
Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Фестиваль педагогического мастерства «Золотые россыпи»
Учитель начальных классов:
Рыжевская Елена Васильевна
2012 г
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, человеческой культуре».
Д.С. Лихачев
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.
Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (С.Д. Дерябо).
Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
В реализации задач экологического воспитания необходимо разрешить следующие педагогические противоречия:
Противоречия Задачи
Между позитивными экокультурными установками и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом. Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом.
Между активной природой младшего школьника и преобладанием вербальных методов в практике экологического воспитания. Разнообразие форм работы по экологическому воспитанию.
Между потребностью формирования у учащихся патриотического отношения к малой родине, бережного отношения к родной природе и отсутствием эколого-краеведческих знаний. Изучение истории своего края, его природы, культуры.
Между развитием навыков здоровьесбережения младших школьников и недостаточностью знаний и навыков по данной проблеме у учеников и родителей. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.
Эти противоречия создают проблему, заключающуюся в необходимости развития и становления экологической культуры младших школьников. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и практической деятельности на основе изучения эколого-краеведческого материала.
С.Н. Глазачев писал: «Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как… французскую косметику. Она рождается как результат взаимодействия природы и человека, культуры и ландшафта».
В качестве основных структурных компонентов экологического образования называются:
Экологическая образованность;
Экологическое сознание, мышление, мировоззрение;
Культура экологически оправданного поведения.
Сообразуясь с данными структурными компонентами, определяются следующие цели:
расширение экологических знаний;
развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;
воспитание эстетического отношения к природе;
воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;
воспитание потребности поддерживать экологическое здоровье личности.
Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.
Функции экологического воспитания младших школьников:
1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.
2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.
3. Воспитывающая – социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию, использование в практике различные виды заданий, такие как, сочинение сказок, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных и растениях родного края. Эффективны приемы ТРКМ: «Шесть шляп», «Инсерт», составление «Синквейна», «Кластера», «Диаманты». На уроках и во внеурочное время дети занимаются исследовательской деятельностью.
Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений и животных (медведь, ворона, воробей, береза, желудь). Учащиеся рассказывают все, что они знают о том или другом представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Эту задачу помогают решать загадки и пословицы о природе и погоде. Например:
Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. ( Заяц)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. ( Медведь)
При изучении частей речи применяются карточки с пословицами и народными приметами для индивидуальной и коллективной работы. С помощью них ребенок также познает окружающий мир. Использование игр экологического содержания позволяет сделать обучение познавательным и интересным. Игра «Подбери слово».
Дети, познакомившись с признаками, отгадывают, о каком предмете идет речь.
Серый, маленький, пугливый, шустрый, драчливый. ( Воробей)
Маленькая, тонкая, ветвистая, кудрявая, белая. ( Береза)
Игра «Определи спряжение глаголов»
Прыгает ловко, Никто не пугает,
Любит морковку. ( Заяц) А вся дрожит. ( Осина)
Большие возможности для осуществления экологического образования содержат уроки чтения и произведения писателей – натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. С. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
Проблему экологического воспитания помогают решать математические задачи с использованием местных топонимов и этно-экологической карты с. Тёплова. Например:
Путники прошли от Лихого до Соснового болота 3 км за 1 час и от Соснового болота до Волчьего поля 4 км 800м за 2 часа. Какой путь путники прошли быстрее?
Второклассники очистили 200м берега р. Тёши, а третьеклассники в 2 раза больше. Сколько метров берега р. Тёши очистили ученики?
К прилету птиц 7 мальчиков из 4-б класса смастерили по 2 скворечника, а мальчики из нашего класса на 2 скворечника больше. Сколько скворечников смастерили ребята?
В первый день выпускники нашей школы посадили 20 деревьев, во второй день на 4 дерева больше, чем в первый день, а в третий день столько, сколько в первый и во второй дни. Сколько деревьев посадили выпускники?
В четвертом классе одни ученики с успехом составляют подобные задачи, а другие с удовольствием их решают.
Во время устного счета или закрепления изученного материала дети выполняют такие задания.
Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».
Береза – 28.
Сосна – 17.
Тополь – 23.
Чтобы ответить на этот вопрос, реши выражение: 15 х 8 – (48 + 49).
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки окружающего мира. Большой и разнообразный материал дают экскурсии. Уже в 1 классе на первой учебной неделе дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой.
Необходимо, чтобы дети учились сопереживать, чтобы в них утвердилась мысль, что вся планета – наш дом и о нем надо заботиться.
На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии.Для этого предварительно продумывается и составляется подробный план подготовки к экскурсии:1. Намечается тема. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.2. Определяется цель, задачи и составляется предварительный план экскурсии.3. Выбирается место проведения экскурсии. По возможности предусматривается место для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала. 4. Уточняется содержание воспитательного и познавательного материала, подбирается игровой материал, стихи, загадки, викторины.5. Продумывается методика проведения экскурсионного занятия.6. Планируются организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.7. Продумывается, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.Предлагается детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина, загадки С. Маршака, Е. Серовой, Р.Федькина. Перед экскурсией можно дать детям различные задания по наблюдению за животными и растениями. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях способствуют дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?»
Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового. Игра «Экологический светофор».
Правила игры: все участники получают по три кружочка: красный, жёлтый, зелёный. Красный запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и людям. Жёлтый предупреждает об осторожности, чтобы меньше нанести вреда природе. Зелёный разрешает и поощряет действия, помогающие растениям и животным. Победитель определяется по количеству правильных ответов.
В школьных кабинетах, коридорах, ученики выращивают комнатные растения.
Каждую зиму учащиеся школы проводят операцию «Птичья столовая»
Месяц май. На лесной поляне, среди красивых цветов хорошо провести выходной день. Громкая, весёлая музыка, игра в футбол, костер – и правда, прекрасный отдых.
Ящерицу всегда можно хватать за хвост. Даже если он отпадёт, вырастет новый. (этого нельзя делать, ящерица отбрасывает хвост в ответ на боль)
В лесу мы нашли муравейник и решили узнать, как он устроен, разворошив его прутиком. Мы – настоящие следопыты.
Из леса домой мы принесли кусочки мха, чтобы устроить зелёный уголок.
Мы нашли большой боровик и стали разрывать мох вокруг него, чтобы найти мелкие грибочки.
Мы нашли гнездо птицы, но не стали его трогать.
Мы любим только один вид охоты в лесу – фотоохоту.
Мы нашли в лесу непотушенный костёр и затушили его.
При изучении темы «Разнообразие растений» используется прием «Шесть шляп» ( ТРКМ).
Класс делится на 6 групп. Каждой группе выделяется одна из шести шляп. Предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
Обобщите высказывания других групп.
Еще одна занимательная форма урока это заочные путешествия и экскурсии, где дети выступают в роли путешественников, врачей, геологов. Класс делился на группы-команды: "Березка", "Родничок", "Скворушка". Во время путешествий проводили игры: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес", "Устами младенца", "Почемучка".
Огромное значение в нашей школе уделяется экологии человека. Учащиеся школы проводят исследовательскую работу по изучению современных продуктов питания и ими выявлено много интересного. Так при изучении темы «Наше питание» в 3 классе дети исследовали некоторые продукты питания и узнали, какие же пищевые добавки входят. Чем опасны и какой вред могут причинить организму? Ведь здоровье - самая большая ценность человеческой жизни, источник радости. Нет здоровья – нет и настроения, нет и счастья.
Пищевые добавки – простой и дешевый способ придать продукту привлекательный вид и цвет, усилить вкус, а также продлить срок его хранения. Вот список пищевых добавок, которые чрезвычайно вредны, и которых лучше избегать. Нитрат Натрия – чаще всего добавляют в бекон, ветчину, сосиски и т.п. Вещество канцерогенное, т.е. может вызвать рак.
Бензонат натрия (Е 211) - добавляют в газировку и чипсы, в мясо и кетчуп. Длительное употребление в пищу может привести к нарушениям в обмене веществ и вызвать рак. Глутамат натрия (Е 621) – используется везде, усиливает запах и вкус, его добавляют в бульонные кубики для усиления вкуса. Если превысить норму – можно отравиться.
Поэтому нужно употреблять экологически чистые продукты – свежие овощи, фрукты и ягоды.
Во внеурочное время деятельность школьника существенно расширяется.Работа учащихся ведётся по различным направлениям:• защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором – выпуск листовок «Скажем мусору «нет», без свалок и грязи мы встретим рассвет»);• улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора, предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок с правилами поведения в лесу);• пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, участие в конкурсах рисунков, проведение экологических викторин);• сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок).
Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка используются следующие формы работы:
- Наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);- Экскурсии в природу;- Беседы, доклады, сообщения;- Экологические игры;- Праздники;- Исследовательские проекты.
Материалы исследований в области местной экологии в процессе внеклассной работы, являются предметом для решения разнообразных жизненных ситуаций. Исследование — непростая задача. Необходимо не только найти нужный материал, но и изучить его, проанализировать, систематизировать, грамотно изложить и оформить, подкрепив фактами, различными фотодокументами. Совместно с творческим объединением «Радуга» подросткового клуба «Светлячок» проведено исследование на тему « Семь чудес родного края». В основу работы положено изучение топонимов нашего села и близлежащих сел.
Был проведен опрос местных жителей, какие места на ваш взгляд являются самыми необычными и удивительными, в результате выявили, что с наиболее интересной историей оказались такие объекты: «Лихое», «Барский двор», р.Тёша, «Тятяев ключ», источник Михаила Архангела (п.Гремячево), храм Пресвятой Живоначальной Троицы, Кутузовка.

Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.
С детьми было проведено исследование уровня экологической культуры. Были предложены вопросы анкеты.
Что такое природа?
Что природа дает человеку?
Назовите охраняемые растения нашей местности.
Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?
Какие насекомые появляются весной первыми?
Что такое «фотоохота»?
Назовите лекарственные растения.
Как вы оцениваете состояние окружающей среды в нашей местности?
Как человек разрушает природу?
Что могут сделать дети для охраны природы?

Диагностические данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании навыков экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа достигает цели при правильной ее реализации. Повышение интереса младших школьников к проблемам охраны природы повлияло на изменение их отношения к природе.
Проблема экологического воспитания младших школьников является актуальной. Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, то есть формируются навыки экологической культуры, стремление изменить мир к лучшему.
Замечательный писатель и большой любитель природы М.Пришвин писал «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»