Формирование основ экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы I ступени. Доклад



Формирование основ экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы I ступени
Среди многих наук есть одна особая – о Доме, нашей Земле, обо всем, что наc окружает. Имя ей - Экология. Сегодня общество начинает осознавать, как дорого приходится расплачиваться за незнание элементарных основ этой науки. Поэтому экологическое образование становится приоритетным. Его основная цель – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с природой. Однако для решения этой задачи необходимо создавать соответствующую среду, разрабатывать и внедрять эффективную методическую базу, издавать необходимую программную и учебную экологическую литературу, при это максимально использовать существующую, а также накопленный опыт и современные методы и технологии обучения. Очень важным фактором является соответствующая переподготовка педагогов.
Еще на межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи правительствам всех стран, среди которых важнейшими являются:
- принятие практических первоочередных мер по предотвращению экологического кризиса;
-воспитывать и формировать экологическую культуру подрастающего поколения.
До определенного момента воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. В связи с этим решение проблем экологического воспитания и образования стало наиболее актуальным.
Человечество не может развиваться, не взаимодействуя и не влияя на окружающую природную среду. Степень этого влияния соответствует тому, какой характер имеют его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда отдельные, накапливаемые знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Слово «экология» не ассоциируется с забавными мордашками первоклашек. Представив себе этих маленьких человечков, понимаешь, что речь должна идти не только об экологическом образовании, но и об образе жизни. В этом возрасте дети самый благодатный «материал», еще не принимающий все сказанное учителем без сомнения и самое главное – в собственных детях будущих гениев, являются первыми помощниками учителя в создании у ребенка экологического мировоззрения, т.к. грамотной, осознанной любви к природе. Поэтому «дети – родители - педагог» - это неразрывная цепочка образовательного процесса. Говоря об экологическом образовании как о воспитании норм жизни, следует определить особенности методики работы с младшим возрастом детям, не забывая их родителей. Роль родителей – одна из основных в экологическом образовании. Очевидно, необходимы встречи с родителями на начальном этапе работы для объяснения значимости уроков экологии.
Во-первых, обязательное участие в экологических праздниках, устраиваемых для детей и родителей.
Во-вторых, совместное с детьми выполнение домашних заданий и экологических проектов.
В-третьих, что очень важно, подводной частью «айсберга» экологического образования, т.е. невидимой стороной, но очень действенной, является соответствующее домашнее воспитание детей. Родители должны стать главными участниками формирования экологического образа жизни своего ребенка, всегда выполняя определенные правила по отношению к себе и природе.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом образования и воспитания. У детей этого возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой, что включает: эмоциональную сторону, восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально - положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, а также деловую готовность – возможность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности и зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия).
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания – отношения - поведение». При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность, прежде всего, через игры.
Вопросы о природе и сущности игр волновали и до сих пор продолжают привлекать внимание многих исследователей. Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо…
Детская игра – «зеркало жизни» и свободное проявление внутреннего мира». Игра – это мостик от внутреннего мира к природе. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
Всем известно, что играя, ребенок учится. Во время игры, за несколько минут, он усваивает столько, что иным способом не выучит и за час. Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем простую передачу знаний. Но следует помнить, что учитель постоянно должен искать повод одухотворить, осмыслить игру, сделать ее уроком жизни. Важно, чтобы педагог в течение игры сам проявлял те качества, которым он хочет научить детей, был примером справедливого внимательного отношения к людям, к природе, умел наблюдать, быстро реагировать, был вежливым, терпеливым.
Игровые ситуации раскрепостят ребенка: позволят ему почувствовать себя личностью, мнения и жизненная позиция которой интересны окружающим: дадут ему уверенность в том, что его понимание проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения: разовьют в нем наблюдательность и интерес ко всему происходящему. Научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными действиями и анализировать их, дети, повзрослев, смогут всесторонне осмысленно решать самые серьезные и глубокие вопросы жизни.
Специфическая обобщенность экологической игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. Поэтому важно как можно шире использовать экологические игры, как в учебном процессе, так и во внеклассной воспитательной деятельности.
Каждый урок экологии, независимо от формы проведения, включает в себя огромное разнообразие методов и приемов, нацеленных на возникновение и поддержания устойчивого интереса детей. В возрасте 6-7 лет окружающий мир для ребенка познается через все пять его органов чувств, на которых и строятся все занятия. Все экологические понятия, которые необходимо ввести в сознание ребенка и закрепить там надолго, следует пропустить через его чувства и играя с ним.
В некотором царстве
В разных углах игровой площадки разложите карточки со стилизованными изображениями трех Царств живой природы – растений, животных и грибов. Раздайте детям картинки с изображением различных живых существ и скажите, что с помощью волшебной фразы они будут превращается в «жителей» разных Царств живой природы. После ваших слов «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были замечательные существа!» каждый ребенок «превращается» в живое существо, изображенное на его картинке: «грибы» – садятся на корточки и кладут сцепленные ладони на голову; «растения» - стоят на месте, покачиваясь из стороны в сторону; «животные» - передвигаются, издавая характерные звуки. Затем, после фразы «Раз, два,три – в своё царство беги!», все разбегаются по соответствующим царствам.
Обязательно проверти правильность выбора царства каждым ребенком, и обсудите ошибки.
Паутина жизни
Дети образую круг. Один из них берет в руки клубок бечевки и называет одно из растений или животных леса, например, «береза». Ведущий задает всем вопрос: «Кто питается листьями березы?» Кто- то из детей отвечает: «Гусеница» . Ребенок, сказавший: «Береза», отдаёт клубок бечевки тому, кто сказал: «Гусеница», оставив в руках конец бечевки. Ведущий задает следующий вопрос : «Кто питается древесиной березы?». Ответ «Жук-короед». Далее ведущий задает аналогичные вопросы имеющие отношение не только к пищевым, но и к не пищевым связям между природными компонентами: «На каких деревьях еще могут жить жуки- короеды» (Дуб); «Для жизни всем растениям нужен солнечный свет. Дуб нуждается в солнечном свете?»: «Какой еще компонент неживой природы нужен для жизни дерева?» (Почва и вода). К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и не пищевые связи между компонентами леса.
Узнай свое дерево
Цель: включить тактильные, слуховые, обонятельные и другие анализаторы при включенном зрительном; показать, что информация об окружающем мире может приходить не только визуально.
Участники объединяются в пары. Одному человеку из пары завязывают глаза. Второй человек берет его за руку и ведет к какому-нибудь дереву или другому природному объекту. Желательно вести не прямым путем, а запутать . По достижении искомого дерева участнику игры с завязанными глазами предлагается ощупать, обнюхать дерево. После чего участника с завязанными глазами сложным путем уводят от дерева. Затем повязку снимают и предлагают уже с открытыми глазами найти свое дерево. Далеко от дерева желательно не уводить!
Обними дерево
Основные цели: развивать способности, сопереживать живому существу; развивать умение идентифицировать, стимулировать воображение.
Ориентировочное время : 20 минут.
Участники, держась за руки, окружают дерево. Сужая круг, прижимаются к дереву, крепко его обнимая, изо всех сил стараются поднять его.
У кого больше сил – у нас или у дерева? Откуда оно берет эти силы.
Теперь можно нежно обнять дерево и потереться об него щекой. У дерева есть мягкие участки? Закрыть глаза и погладить кору. Понюхать дерево. Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами? Участникам предлагается изобразить разные деревья с помощью своего тела, показать, как они растут из маленького семени.
Дереву нужно дать описательное имя, как это было у индейцев («добрая тетушка, спасающая нас от жары под своей кроной»). Прижавшись к дереву ухом, можно послушать его сокровенную тайну, а затем рассказать свою. В кругу можно обменяться сообщениями, о том, что кому рассказало дерево. Что можем сделать мы для этого дерева? Уходя, поблагодари дерево, и попрощайся с ним.
Созерцание природы
Цель: научиться созерцать природу
В школьном парке выбирается красивое место. Участникам предлагается сесть (лечь, встать) там, где им удобно. В течение десяти минут дети созерцают природу в полной тишине. Через 10 минут участникам предлагается на небольших карточках изобразить свои ощущения и впечатления ( лучше цветными карандашами). После чего участники игры раскладывают свои карточки в несколько рядов, обсуждают свои впечатления; пытаются отгадать, кто какую картинку нарисовал.
Экологическая этика
Основные цели: формировать экологическое мировоззрение; расширять стратегии взаимодействия с миром природы; усвоить способы взаимодействия с живыми существами.
Ориентировочное время: 1 ч.
Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляет этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражают свои обязательства, гарантии ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.
Примечание. Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае кодекс оформляется в виде своего рода «брачного контракта». Он подписывается с одной стороны всеми членами семьи, а с другой – одним из них от имени животного или растения. Этот член семьи должен стараться «отстаивать» интересы животного или растения, а в дальнейшем выступает в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего если этим адвокатом будет ребенок). В постоянно действующей игровой группе может быть создан Совет адвокатов, регулярно собирающийся для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих в связи с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.
Благодарение
Основные цели: ощутить единство с миром природы и психологической включенностью в этот мир.
Ориентировочное время: 15 минут.

Материалы и подготовка: упражнение проводится на местности, где растет щавель, заячья капуста или другие съедобные растения; с собой нужно взять яблоки и хлеб.
Процедура. Учитель собирает и съедает несколько листиков, затем благодарит растение, предлагает ребятам сделать это же.
- Что чувствует человек, когда благодарит растение?
- За что еще мы можем быть благодарны растениям? (За жилье, книги, тепло в печи, кислород и т.д.).
Детям предлагается откусить яблоко со словами благодарности: «Спасибо, Солнце, за то, что даешь энергию яблоне, яблоку и мне! Спасибо и тебе, Яблоня, за этот замечательный плод!»
Семечко от яблока можно посадить в землю. Откусив хлеба, оставить кусочек и для птиц там, где им будет удобно его найти.
Примечание. Если ваша группа на экскурсии попала под дождь, то эту ситуацию также можно использовать для ритуала благодарения.
Встаньте в круг. Подставьте ладони дождю, почувствуйте его и поблагодарите за то хорошее, что он делает для нас: «Спасибо, Дождь, что ты напоил Землю и растения! Спасибо, Дождь, что ты заполняешь наши бочки для воды!» и т.п. Все соединяют руки и говорят: «Спасибо!»
О показателях сформированности экологической культуры ребенка младшего школьного возраста можно судить по таким проявлениям:
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
-у ребенка выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
-ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождаются готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.
Письмо зеленому другу
Игра помогает не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботится о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребенок вводится в следующую ситуацию.
«Представь, что где-то в глубине леса растет небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше маленького школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…»
Далее учитель предлагает детям: «Напишите письмо деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждет. Подумайте, о чем ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами».
Письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п.
Лес благодарит и сердится
Эта игра позволяет выявить отношение младших школьников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.
После предварительной беседы, в ходе которой дети вспоминают свои прогулки в лес, парк, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку: напиши, за что лес (парк) мог бы сказать тебе спасибо, рассердиться на тебя.
При анализе детских работ необходимо обратить внимание на то, что преобладает в детских ответах в графе «Лес благодарит» - перечисление норм и правил поведения в лесу (например, «Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки» и т.д.) или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, «Лес скажет нам спасибо за то, что мы соберем мусор или будем подкармливать птиц» и др.) Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
Как часто в графе «Лес сердится» появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие детей ( например, «Лес сердится, если мы не кормим птиц, или не приходим очистить его от мусора» и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребенка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности ( в отличие от нормы «не причинять природе вреда»).
Дети готовы играть до бесконечности, особенно если все происходит на природе, да еще в хорошую погоду. Но если, вы встанете на путь построения любого занятия или экскурсии в виде механического набора игровых приемов – эффекта не будет.
Предостерегаем вас от такого подхода в экологическом образовании и воспитании и напоминаем, что «за деревьями нужно видеть лес». Каждая игра (как и любой другой методический прием) должна быть подобрана и необходима для раскрытия темы того или иного занятия в помещении или на природе. Ни в коем случае не используйте эффектные приемы ради самих приемов! Игра - не самоцель, а эффективный способ передачи информации и приобретения навыков, проверенное средство создания мотивации к обучению. Не забывайте, что обязательным завершением каждой игры должен стать ее анализ.