Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе Глагол как часть речи. «Космическое путешествие в галактику «Глаголия».



Разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе
Глагол как часть речи.
«Космическое путешествие в галактику «Глаголия».
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Форма урока: дидактическая игра. Урок-путешествие.
Цели урока:
Обучающая – обобщение и систематизация знаний о глаголе как о части речи: повторение грамматических признаков глагола (вид, спряжение; время, род, число). Закрепление умения логически рассуждать на грамматическую тему.
Развивающая - наблюдение за выразительным использованием глаголов в предложениях и текстах; обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку, работа по сплочению детского коллектива.

Оборудование:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор.
программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация;
путеводители для каждого ученика.

Структура урока:
разъяснение целей урока и правил игры;
актуализация опорных знаний;
выполнение специально подобранных заданий;
подведение общих итогов.

Организационный момент: приветствие, тема, цели урока.
Круг радости.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, Родина моя!
Очень любим мы тебя.
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй вся моя семья!

Ход урока
Вступление

- Ребята, рано утром пришло загадочное послание, которое нужно расшифровать. (Слайд № 1)
- Перед вами какой-то непонятный набор букв, посмотрите внимательно, из каких букв состоит послание? (только из согласных)
- А каких не хватает? (гласных)
- Попробуйте составить слова, подбирая гласные буквы?
ПТШСТВ В СТРН «ГЛГЛ»
(ПУТЕШЕСТВИЕ В ГАЛАКТИКУ «Глаголия»)
- Вот именно так и будет называться сегодняшний наш урок.
Запись в тетрадь (число, классная работа, тема)
Чтение учителем стихотворения: (Слайд 2)

Вам скучно и грустно? Вы снова в миноре?
Позвольте мне вас пригласить на прогулку.
Не в город, залитый неоновым морем,
Не в залы музеев, пустынных и гулких.
Подальше от темных и пыльных подъездов,
Бензиновых радуг на мокром асфальте.
Я вас проведу по кварталам созвездий,
Вы грусть и тревогу забудьте, оставьте.
Я буду вам гидом, и в нашем буклете (показать листы)
Узором сплетется и правда, и небыль.
По узкой дорожке из лунного света
Мы ступим на бархат мерцающий неба.
(Слайд мерцающего неба)
- На дворе апрель. Это второй весенний месяц. Апрель – это месяц триумфа науки и всех людей, посвятивших себя космонавтике.
- А как вы думаете, для людей, которые должны были совершить полет в космос, стояли какие-то задачи? (Да, они чувствовали очень большую ответственность, должны были исследовать и изучить незнакомое космическое пространство, планеты, звезды).
- Значит перед нами тоже должны стоять определенные задачи? Прочитайте еще раз тему: «Путешествие в галактику «Глаголия».
Какие задачи будут стоять перед нами?

Определение целей урока: (Слайд 3)
Давайте вместе попробуем определить цели сегодняшнего урока:
Повторить и обобщить знания о глаголе.
Систематизировать знания и уметь определять грамматические признаки глагола.
Повторить морфологические признаки глагола и уметь их определять.
Повторить орфограммы и уметь применять их на практике.

- Сегодня мы отправимся в настоящее путешествие в открытый космос. У каждого из вас на столе лежит индивидуальный маршрутный лист (Приложение 1) с уже обозначенными названиями планет, где вам необходимо будет выполнить определенные задания и упражнения. Ваша задача на протяжении всего урока заполнить этот лист, определяя самое важное для каждой из указанных планет. А вашими помощниками в этом трудном и интересном путешествии будут опытные проводники – это учащиеся 11 класса Тулебаева Карлыгаш и Байтлеуова Самал.

Проблемная ситуация. Повторение ранее изученного материала.

- Но как нам полететь в космос не запустив наши ракеты? Предлагаю вам выполнить небольшое задание, так называемый «Цифровой диктант», который даст вам определенный набор цифр для запуска ракет. (Слайд 5)

Задание: Определите, верно ли каждое утверждение? Если вы считаете, что ДА, то ставьте цифру 1, если Нет – 0. Я утверждаю, что во всех словах не с глаголом пишется раздельно:
Не пришел 5. Не пользовался
Не участвовал 6. Не годовал
Не доумевал 7. Не предлагал
Не попал 8. Не навидел
9. Не посетил
Код: 110110101 для полета

Вывод:
- Что помогло вам правильно узнать код? ( знание правила. не с глаголами пишутся раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются).
Перед вами карта галактики, которая состоит из планет: Глагол, Спряжение, Вид, Время, Число и др. Вот именно на эти планеты мы и совершим путешествие.


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Задание 1.Предстартовая подготовка.

Фронтальный опрос для группы №1.
Задание 1.

Заполни таблицу

Общее значение
Вопросы
Морфологические признаки
Синтаксическая роль









Фронтальный опрос для группы №2.
Восстанови текст.

Глагол - ... часть речи, которая обозначает .и отвечает на вопросы
Морфологические признаки:
постоянные – глаголы имеют ,
непостоянные изменяются по . (, . И ), в настоящем и будущем времени по и , в прошедшем времени по и
Синтаксическая роль: в предложении обычно бывает и согласуется с .
Игра «Да (+) и нет (-)»
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол обозначает действие предмета.
Глагол – самостоятельная часть речи.
Глагол обозначает предмет.
Глагол имеет вид и спряжение.
Все глаголы склоняются.
У глаголов 3 спряжения.
Глаголы изменяются по временам.
Не с глаголами пиши всегда слитно.
В предложении глагол является сказуемым и согласуется с подлежащим.

Вооружившись багажом знаний, мы совершим первую прогулку на планету Время.
Задание 2 «Ох, уж эти времена!»

Работа с текстом.
Найдите в тексте слова, которыми автор рисует действия, подчеркните их, как член предложения, и распределите в три столбика:
1)глаголы прошедшего времени; 2) глаголы настоящего времени; 3) глаголы будущего времени. Сколько глаголов вы не записали? Почему?

Кто может лететь в космос

Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы. Отбор шел в продолжение нескольких недель. Вновь будут исключать немало ребят. Я остался в числе отобранных летчиков – кандидатов в космонавты.
Впервые в жизни я, младший офицер, с трепетом в душе надеюсь, что буду беседовать с главным маршалом авиации. И это произошло. Он встретил нас по-отцовски, как своих сыновей. Интересовался прохождением службы, семейными делами, расспрашивал о женах и детях и в заключение сказал: «Родина надеется на вас и доверяет».
Я с сожалением расстаюсь с полком, прощаюсь с товарищами и вместе с семьей отбываю к месту новой службы. Открывается новая, незабываемая, самая интересная страница в моей жизни, которую проживу достойно.
(По Ю.Гагарину).

Игра-разминка «Царь-горох». (Вы должны записать и назвать действие, которое показывают ученики, и соответствующую этому действию профессию).


Задание 3.
Нас ждет планета «Совершенный и несовершенный вид»
Сравни видовые пары глаголов. Чем они отличаются? Укажи приставки и суффиксы. Определи вид.

Группа №1. Группа №2

вопросы: ? ?
вопросы: ? ?

читать – прочитать
писать – написать
учить – выучить
делать - сделать
решать – решить
толкать – толкнуть
сгорать – сгореть
чихать - чихнуть

Вывод:
Задание 4.
По ряду глаголов определите предмет, который совершает эти действия.
Блестит, сушит, жжет, согревает, освещает. (Солнце)
Стоит, растет, зеленеет, шумит, гнется, качается. (Дерево)
Идет, покрывает, ложится, белеет, блестит, скрипит. (Снег)
Идет, стучит, барабанит, льет, питает. (Дождь)
(ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ №14)

Объясните написание глаголов на –ться и -тся. (Примеры из задания)
Для помощников: подбери антонимы к глаголам:
Строить -
Соединять -
Увеличивать -
Улучшать -
Продавать -
Веселиться -
Брать -
А теперь пришло время для отдыха.
Физминутка.
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
Задание 5.
Собери пословицу. Кто быстрее? (ТБ при работе с ножницами и клеем).
Давайте научим инопланетян нашим житейским премудростям.

Семь раз отмерь -
люби и саночки возить.

Любишь кататься
один отрежь.

Труд кормит,
век учись.

Нет друга – ищи,
людей насмешишь.

Поспешишь -
а лень портит.

Век живи -
а нашел – береги.



Задание 6.
Игра «Паровозик». Каждой команде я даю одно предложение. Вы должны, добавляя по одному слову, расширить его.
Я лечу в космос.
Я иду в школу.
Для помощников:
Расширьте текст:
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное поле.
Задание 7.
Упражнение «четвертый лишний».
Трещит, скрипит, воет, скулил.
Встречает, визжал, поскрипывал, дул.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил.
Докажи????

Задание 8. Молодцы, теперь мы полетим домой, через просторы и необъятные широты вселенной на нашу родную, необыкновенно красивую Землю.
Упражнение «Кто самый внимательный?»
Я читаю слова, а вы хлопаете в ладоши, как только слышите глаголы и топаете ногами, когда слышите другие части речи:
Треть, тереть, петь, медь, мешать, лошадь, держать, грусть, грызть, злость, скатерть, сеять, кровать, ходить, крыть, косить, любить.

- Ребята, давайте подытожим сегодняшнее, надеюсь, интересное путешествие.
- Достигли ли мы целей? (краткое объяснение)

Домашнее задание.
Дать лексическое значению слову «галактика». Составить предложения или связный рассказ по теме «Космос».
Роману: переписать в тетрадь отрывок текста.
Рефлексия.
- У вас на столах лежат маленькие звездочки, возьмите одну и раскрасьте в тот цвет, который отражает ваше настроение и впечатления от сегодняшнего урока. В этом нам поможет характеристика цветов Макса Лютера.

Красный цвет – радостное, восторженное настроение, передающее активность и уверенность;
Синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость, желание отдохнуть;
Зелёный цвет – активность, но прослеживается усталость;
Жёлтый цвет – спокойный цвет, цвет пассивности ребёнка;
Чёрный цвет – уныние, отрицание, нежелание выполнять задание