Письмо строчной буквы щ, слоги ща и щу 1 класс


Письмо строчной буквы щ, слоги ща и щуЦели урока:
1) образовательные:
•закрепление навыка письма строчной буквы щ;
•учить применять на практике правило написания сочетаний ЩА, ЩУ;
2) развития:
•развивать навык грамотного письма;
•развивать умение составлять рассказ по иллюстрации;
•тренировать логическое мышление;
3) воспитательные:
•воспитывать любовь к природе, уважение к труду.
Оборудование: карточки с написанием строчной буквы щ и ее элементов, иллюстрации щавеля и маленькой щуки, карточки с правилом написания сочетаний ЩА, ЩУ, карточки для штриховки буквы щ, карточки для составления слов, иллюстрация для составления рассказа по картине о маме.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Проверка готовности к уроку, рабочего места)
2. Активизация знаний учащихся.
– О какой букве идет речь в стихотворении:
Эта буква поможет нам
чистить зубы по утрам.
3. Работа над пройденным материалом. Работа в тетради.
1) – Дайте характеристику звуку [щ’].
– У вас на парте лежат листочки с печатной буквой щ, заштрихуйте ее вертикальными, прямыми линиями. Каким цветом выполните штриховку? (зеленым) Почему?
2)– Отложите листочек.
(на доске буква щ состоящая из разборных элементов)
– Из скольких элементов состоит строчная буква щ? (4 элемента) Проверим. (Учитель разбирает букву на доске, дети считают количество элементов)
– В каких буквах мы уже встречали подобные элементы? (Заслушиваются варианты детей, на доске вывешиваются называемые буквы)
– Обведите данные элементы в тетради, в рамке у нашего помощника карандаша напишите строчную букву щ.

3) Письмо строки букв щ и ш.

– Как вы думаете, почему эти буквы написаны на одной строке? (есть похожие элементы) Чем отличается написание? (в букве щ есть замочек)
– Какой звук обозначают эти буквы по звонкости-глухости? (глухой)
– В чем разница звуков? (в твердости и мягкости)
– Напишите по половине строки каждую букву, обозначьте точками звуки?
ФИЗ./ПАУЗА
4) Работа со словами.
а) – Приготовьте карточки с заштрихованной буквой. Игра “Услышь звук”.
– Пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.
б) Прочитайте слова, написанные на доске.

– Что общего в этих словах? ( написаны с буквы щ)
– Запишите слова, обозначьте звуки, посчитайте количество букв и звуков. (выполняется учащимися на доске)
– Почему в этих словах количество букв совпадает, а количество звуков нет?
5) Работа над предложением.

а) Развитие речи.
– Посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен на ней?
– Что делают женщина и дочка?
– Как вы думаете, к какому празднику они готовятся?
– Составь рассказ по картинке?
б) – Прочитайте предложение.
– Кто знает, что за суп такой – щи?
– Сколько слов в этом предложении? 1? 2? 3?
– Назовите правила записи предложений?
– Прочитаем по слогам, запишем в тетради предложение.
ФИЗ./ПАУЗА (для рук, и глаз)
4) Игра “Составь слова”
(на доске написаны слова и внизу расположены карточки со слогами ЩА, ЩУ)
– Добавьте к имеющимся слогам карточки со слогами, чтобы получились новые слова.
Ро.., .. ка, ча.., чи...
– Какое правило вспоминали, когда ставили карточки со слогами? (хором повторяют правило)
– Запишите эти слова, подчеркивая сочетания ЩА, ЩУ. (дети дописывают слова в тетради, а один ученик на доске)

*) Буквенный диктант. Повторение.
– Напишите на пустой строке, буквы, которые обозначают всегда твердые, мягкие звуки, букву, которая звука не обозначает.

4. Итог урока.
– Что сегодня вы узнали на уроке?
– Что понравилось вам на уроке?
– Было ли вам трудно?