Интеллектуальная игра Умники и умницы для 3 класса


12.02.13г.
Игра «Умники и умницы»
Цель: активизация интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
Активизация и расширение знаний учащихся по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру.
Формирование умения решать нестандартные, диалектические задачи.
Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе.
Развитие познавательных процессов: мышление, речь, память, воображение, внимание.
Формирование умения использовать смекалку, сообразительность.
Воспитание терпимости, уважения друг к другу.
Ход игры.
Оргмомент.
Подготовительный этап. Распределение на команды.
- Мы сегодня не на уроке, а на игре «Умники и умницы». Вы будете поделены на 4 команды и попробуете посоревноваться друг с другом.
Примечание: музыка «что?где?когда?».+ слайд на доске.
- Чтобы поделиться на команды, вам надо вспомнить, как называется произведение, которое написал Алан Милн, а перевел для нас Борис Заходер? (Винни Пух и все-все-все.)
- Напомните мне героев этого произведения (Пятачок, Винни Пух, Кролик, Сова, Иа)
-Вот эти герои и помогут нам поделиться на 4 команды.
Примечание: каждый ученик подходит и вытягивает карточку с изображением героя. Дети садятся за соответствующие столы.
Далее выбирают капитана команды.
Объяснение правил игры.
- Итак, каждая команда сейчас должна будет проявить смекалку, сообразительность, находчивость, вежливость, умение красиво соревноваться, не обижать соперников. В игре есть определенные правила. Капитаны команд получат от меня секретные письма, которые им написали герои Винни Пух, Пятачок, Кролик и Иа. В этих письмах 10 заданий. На выполнение заданий вам 20 минут. Вы должны вместе посовещаться и постараться ответить на каверзные вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Ответы надо писать на красивом бланке. За нарушение дисциплины, правил игры команда получает штраф – минус 1 балл. После того, как время истечет, каждая команда представит нам свои ответы. И в конце нашей игры, подсчитав баллы, определим команду-победителя.
4. Основной этап.
- Прежде чем раздать конверты, давайте потренируемся отвечать на каверзные вопросы.
Примечание: вопросы на слайде.
1.Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую?
Ответ. Его не надо варить, ведь оно уже сварено.
2.В сказках цари часто посылают героев «за тридевять земель». Внимание, вопрос! Тридевять — это сколько?
Ответ. Тридевять — это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам: три девять — это 9*3=27.
3. Назовите пословицы, связанные с числом.
Ответ. Семь раз отмерь — один отрежь. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного.
4. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыбка выполнила пожелания старухи?
Ответ. 5 раз.
Далее идет раздача конвертов с вопросами. Команды начинают игру.
1 команда «Пятачок»
Вопросы:
Известно, что 10 единиц составляют - десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т. д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?
Ответ. Потому, что на наших руках 10 пальцев. Дело в том, что одним из первых «аппаратов» для счета, который наиболее часто использовал древний человек, были руки.
Сколько домов находится между домами № 26 и № 56, расположенными на одной стороне улицы? Подсказка: это четная сторона улицы.
Ответ: 14 домов.
Три котёнка - Касьянка, Том и Плут -съели плотвичку, окуня и карася. Касьянка не ел ни плотвичку, ни окуня. Том не ел плотвичку. Какую рыбу съел каждый котёнок?
Ответ: Касьянка съел карася, Том - окуня, Плут - плотвичку.
Какие города носят название рек?
Ответ: Москва, Воронеж, Печора, Вологда.

Ответ: голодный волк, грязная свинья, колючий еж, бородатый козел, стройная лань, косолапый медведь, длинноногая цапля, желторотый птенец, расфуфыренный павлин.Решите ребус.

Ответ: Родина.
Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях?
Ответ: вода.
В названии какой птицы 40 букв?
Ответ: Сорока - 40А.
Сколько лет рыбачил старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»?
Ответ: 30 лет и 3 года.
Обобщи слова.
1)Чашка и нож - это...
2) Зима и лето - это...
3)Метры и литры - это...
4) И и К-это...
5)Тюльпан и роза - это...
Ответ: приборы, сезоны, единицы, буквы, цветы.
команда «Иа»
При царе Иване IV были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты?
Ответ. Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы — копейки.
Сколько всего чётных чисел от 4 до 16, включая и названные числа?
Ответ: 7 чисел
В школе 400 учеников. Верно ли утверждение, что хотя бы два ученика этой школы отмечают свой день рождения в один и тот же день года?
Ответ: да, т. к. в году 365 дней, а значит оставшиеся 35 учеников могут родиться в один день.
Какие вы знаете цветные моря?
Ответ: Черное, Красное, Желтое, Мраморное.

Ответ: кот наплакал, медвежья услуга, знает кошка, чье мясо съела, открыть Америку, биться головой об стену, согнуть в бараний рог, выносить сор из избы, вставлять палки в колеса, делать из мухи слона, держать камень за пазухой.
Решите ребус.

Ответ: Овощи.
Родилась в воде, а живет на земле?
Ответ: Лягушка.
Какое растение говорит, где оно живет?
Ответ: Подорожник.
Назови автора сказки «Мороз Иванович»
Ответ: Владимир Одоевский
Обобщи слова.
1) Минута и год - это...
2)Четверг и пятница - это...
3)Огурец и свекла - это...
4)Север и запад - это...
5)Карась и щука - это...
Ответ: единицы времени, дни, овощи, направления, рыбы.
3 команда «Кролик»
Какое число записано римскими цифрами: XXXIV?
Ответ: 34.
Сколько всего квадратов изображено на рисунке?

Ответ: 14 квадратов.
У моего отца только один сын. А всего детей в семье трое. Как такое может быть, ведь у меня нет братьев?
Ответ: В семье - один сын и две дочери.
Одинаковы ли глаза у кошек днем и ночью?
Ответ: Днем - зрачки маленькие, а ночью – слишком расширены.

Ответ: шок, нос, кол, рис.
Решите ребус.

Ответ: Город.
Какая рыба называется именем человека?
Ответ: Карп.
От чего утка плавает?
Ответ: от берега.
Определи зачины.
«За тридевять земель, в тридесятом царстве…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
«Жили-были…»
«Стали они жить – поживать и добра наживать..»Ответ: За тридевять земель, в тридесятом царстве…; жили-были .Обобщи слова.
1) Футбол и шашки - это...
2)Валенки и тапки - это...
3)Сердце и почки - это...
4)Шкаф и стул - это...
5)Волга и Ока - это...
Ответ: игры, обувь, органы, мебель, реки/машины.
4 команда «Винни-Пух».
Когда мы смотрим на число 3, а говорим «15»?
Ответ. Когда смотрим на часы, которые показывают 3 ч дня, т. е. 15 ч.
Вставьте пропущенное число, найдя закономерность числового ряда.
3 5 7 9
9 25 49 ?Ответ: 81, так как 9*9 = 81
В магазин привезли 4 одинаковые полные коробки: в одной - апельсины, в другой - яблоки, в третий - мандарины, а в четвёртой - вишни. В какой коробке наибольшее число плодов?
Ответ: в четвертой, т. к. вишни самые мелкие.
Какие цветы носят человеческие имена?
Ответ: Роза, Василек, Иван – да – Марья, Лилия.
Выбери нужные проверочные слова.
Уд_вительно (диво, дева), м_нять (замена, мина), л пить (липко, лепка),
расч щать (честь, чисто), л нивый (лень, линька), скр пучий (скрепка, скрип), м стерить (мост, мастер).
Ответ: диво, замена, лепка, чисто, лень, скрип, мастер.
Решите ребус.

Ответ: столица.
Кто спит головой вниз?
Ответ: Летучая мышь.
Под каким деревом сидит заяц во время дождя?
Ответ: под мокрым.
Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и конец.
Кто других не любит - гуляй смело.
Человек от лени болеет, сам себя губит.
Кончил дело - а от труда здоровеет.
Ответ: Кончил дело – гуляй смело. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Кто других не любит - сам себя губит.
Обобщи слова.
1) Слива и яблоко - это...
2)Пианино и скрипка - это...
3) Юбка, платье – это …
4)Зебра и медведь - это...
5)Кастрюля и чашка - это...
Ответ: фрукты, музыкальные инструменты, одежда, животные/млекопитающие, посуда.
5.Подведение итогов.
Каждая команда рассказывает ответы на свои вопросы (по очереди). Примечание: на слайде представлены тексты заданий у каждой команды.
Далее ведется подсчет баллов у каждой команды на спец. бланке.
№ Результаты ответов Отказ от решения задачи (-1)
Правильный ответ (1) Неправильный ответ (0) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Дополнительные вопросы: (если одинаковое количество баллов у команд)
Если перевернуть цифру сверху вниз, она уменьшается на 3? Какая эта цифра?
Ответ. Цифра 9. Так как 9—6=3.
Какие часы показывают верное время толь ко два раза в сутки?
Ответ. Часы, которые остановились.
Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневные часы.
Ответ. Солнце.
Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и конец.
Труд человека кормит, навек лгуном стал.
Была бы охота - а лень портит.
Раз соврал - будет ладиться работа.
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
После объявления победителей награждение каждой команды мелкими сувенирами и значками за участие.
Рефлексия.
- Что особенно понравилось?
- В чём возникли трудности? Почему? Что надо знать и уметь, чтобы не попадать в затруднения?
- Что можете сказать своим партнёрам по групповой работе?
- Что можете сказать своим соперникам?
- Что можете пожелать всем участникам игры?
Конец.