Урок-игра на повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи» (5класс)


Урок-игра на повторение по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи» (5класс)
Цели:
Повторение материала по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи».
Формированию интереса к русскому языку.
Задачи урока:
Образовательные:
повторить темы:
- «Согласные твердые и мягкие»
- «Согласные звонкие и глухие»
- «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
- «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
Развивающие:
развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать сообразительность, мышление, память.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность.
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи».
Форма урока: урок-игра.
Ход урока
I.Организационный этап.Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок русского языка. Дома вы должны были повторить все правила по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи».
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Сегодня мы будем играть в «Лото». Игра нам поможет понять, как же вы усвоили материал данного раздела. Для того чтобы закрыть карточками ячейки таблицы, вам необходимо правильно ответить на вопрос карточки. Перед каждым участником игры лежит одинаковая таблица, разделенная на 18 ячеек. Каждая ячейка отведена под определенную тему из раздела «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи»:
- «Согласные твердые и мягкие»
- «Согласные звонкие и глухие»
- «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
- «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».
Вы должны будете заполнить ячейки своей таблицы карточками, на которых написаны слова с пропущенными буквами на вышеперечисленные темы.
В коробке, с которой я буду подходить к каждому из вас по очереди, находятся карточки со словами на определенную орфограмму. Участник, к которому я подошла, достаёт одну карточку. Перед тем, как закрыть ячейку карточкой на определенную орфограмму, участник должен вслух прокомментировать свой ответ.
Например: участник достал следующую карточку – ЯБЛОКО. Его комментарий: «Буква Я в слове ЯБЛОКО обозначает 2 звука [ЙА], так как находится в начале слова».
Игру продолжает следующий участник. Он тоже достаёт одну карточку, так же закрывает ячейку и комментирует свой ответ.
Например: этот участник достал следующую карточку – ГЛЯНЦ…ВЫЙ. Его комментарий: «ГЛЯНЦЕВЫЙ – пишем букву Е в суффиксе после Ц, так как гласная находится не под ударением».
Игру продолжает следующий участник. Он тоже достаёт одну карточку, так же закрывает ячейку и комментирует свой ответ.
Участник, который неправильно назвал пропущенную букву или отказался дать ответ, должен вернуть карточку обратно в коробку. Он продолжает игру в следующем круге, то есть когда право вынуть карточку из коробки дойдет до него снова.
Если у вас уже закрыты ячейки с орфограммой, со словом на которую вы достали карточку, вы должны положить карточку обратно в коробку. Но вам дается право вынуть ещё одну карточку. Если вы опять достали карточку со словом на эту же орфограмму, ячейка под которую закрыта, ход передается другому участнику. А вы продолжаете игру в следующем круге.
Выигрывает тот, кто первым сумеет закрыть все ячейки своей таблицы. Второе место у того, кто закроет все ячейки вторым и т.д. Игра продолжается до последнего участника.
III. Основной этап. Игра.
Комментарий для учителей.
На таблицу одного участника:
Карточки со словами на тему «Согласные твердые и мягкие» – 4 шт.: («Согласные твёрдые парные» – 1 шт., «Согласные твёрдые непарные» – 1 шт., «Согласные мягкие парные» – 1 шт., «Согласные мягкие непарные» » – 1 шт.)
Карточки со словами на тему «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» по 2 шт. на каждую букву – всего 8 шт.
Карточки со словами на тему «Согласные звонкие и глухие» – 4 шт.: («Согласные звонкие парные» – 1 шт., «Согласные звонкие непарные (сонорные)» – 1 шт., «Согласные глухие парные» – 1 шт., «Согласные глухие непарные» » – 1 шт.)
Карточки со словами на тему «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» – 2 шт.: (Слова с Ь – 1 шт. Слова без Ь – 1 шт.)
Например: если участников 20 человек, то количество карточек на каждую тему умножаем на 20.
Размер каждой карточки должен совпадать с размерами ячеек.
Например:

ТКАЦ…ИЙ
русско…английскийВЧЕРАШНИЙ
Е [Э] Ё [О]
Ю [У]
Я [А] Согласные звонкие парные Согласные звонкие
непарные (сонорные)
Согласные твёрдые парные Ь Согласные мягкие
парные
Согласные твёрдые непарные Без Ь Согласные мягкие
непарные
Согласные глухие
непарные Согласные глухие
парные Я [ЙА]
Е [ЙЭ] Ё [ЙО]
Ю [ЙУ]