Статья Педагогические условия военно- патриотическое воспитания студента


Фокина Сания Камбаровна , аспирант, Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, г. Оренбург
« Педагогические условия военно-патриотического воспитания студента вуза»
В современной педагогике главная задача трактуется как создание условий для становления индивидуальности, а основной составляющей её подключение воспитуемого к отечественной и мировой культуре.
Осуществляя военно- патриотическое воспитание студентов мы учитываем положение о том, что в развитие патриота выполняет важные функции : развивающую, интегративную, коммуникативную деятельность.
Деятельность- это активное взаимодействие человека со средой, в процессе которой достигаются сознательно поставленные цели. Рассмотрим компоненты деятельности, так как их учёт важен в проектировании и организации опытно-экспериментальной работы. Можно выделить в общей структуре деятельности её элементы: цель деятельности, мотивы деятельности, действия и навыки, психические акты, выраженные в результатах деятельности.
Движущей силой человеческой деятельности выступают потребности. Деятельность человека является процессом , поэтому в ней можно выделить несколько этапов:
постановка цели деятельности, её мотивация, планирование деятельности участников процесса деятельности, выполнение конкретной деятельности , проверка результатов деятельности, исправление обнаруженных ошибок, сопоставление полученных результатов с целью деятельности, оценка их результатов. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность имеет кольцевую структуру.
Процесс воспитания –это целенаправленная, систематически организованная деятельность взаимодействия педагогов и воспитуемых, направленная на решение конкретных воспитательных задач.
Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание патриотизма студентов в военном вузе совпадает с главной целью воспитания в Законе РФ «Об образовании»: воспитание свободного и ответственного человека , сочетающего профессиональную и гражданскую компетентность и ответственность, способность жить и работать в проблемных ситуациях сложного мира, внутреннюю устойчивость и цельность с развитым нравственным сознанием.
Основные задачи военно-патриотического воспитания у студента военного вуза определены приказами министра обороны «О совершенствовании системы воспитательной работы в ВС РФ» и « О совершенствовании системы военного образования в Министерстве обороны РФ»:
- формирование научного мировоззрения военнослужащих, основу которого составляют профессионализм, нравственность и приверженность закону;
- развитие положительной мотивации в службе, творческого отношения к выполнению своих служебных обязанностей, добросовестности и активности в решении практических задач;
- гармоничное , целостно- ориентированное развитие каждого военнослужащего на единой основе его возможностей и требований военной службы;
- овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества, Вооруженных Сил и своей воинской чести, укрепление нравственно-психологического потенциала и потребности приумножать лучшие достижения;
- обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в воинском коллективе, уважение к закону, уставным нормам жизни в воинской части, а также сплочение воинского коллектива;
- активизация роли воспитания в едином и целостном укладе воинского труда и повседневной жизни.
Чтобы процесс военно- патриотического воспитания студента проходил с максимальной эффективностью , ученные считают , необходимо создание определённых педагогических условий при реализации всех функций процесса воспитания патриотизма у студентов военного вуза , в первую очередь: обеспечение стимулирования мотивации студентов военного вуза к профессии российского офицера. Стимул – это объективный фактор , роль которого определяется не материальной природой, а значением для осуществления конкретного вида деятельности, то есть воспитания патриотизма. Объективное существование стимула будет возможным, если побуждение вызываемое им, будет воспринято сознанием и эмоционально- волевой сферой субъекта деятельности и правильно им оценено. Под стимулами в педагогическом процессе понимались специфические педагогические средства , способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития личности. Стимулы и мотивы возникают тогда, когда:
-есть предмет удовлетворения потребности;
- определена цель деятельности военно-патриотического воспитания;
- известны средства, при помощи которых эта цель может быть реализована;
- человек владеет навыками использования этих средств;
- у человека есть уверенность в успехе.
Таким образом, человек побуждается к активной воспитательной деятельности по овладению предметом потребности.
Мотивация обеспечивает переход к самовоспитанию патриотизма.
Во вторых, содержание воспитания патриотизма студента строится на героических традициях Российских Вооруженных Сил и общечеловеческих ценностях.
Включение в процесс военно- патриотического воспитания студента вуза такого педагогического условия как воспитание патриотизма на примерах героического прошлого нашего Отечества и общечеловеческих ценностях было обусловлено тем, что в нашем Отечестве воины издревле пользовались неизменной любовью народа, а трудная и опасная профессия Родину защищать всегда считалась одной из самых благородных.
В-третьих, готовность преподавателя к применению гуманистических технологий в военно-патриотическом воспитании студентов вуза.
Понятие «образовательная технология» в современной литературе раскрывается в двух значениях:
- как система практического, процессуально-действенного применения теоретических выводов для практического построения образовательного процесса с целью достижения желаемых результатов и реализации предполагаемых педагогических замыслов;
- как область знаний о закономерностях и логике построения , проектирования образовательных процессов, где выделяется прикладной характер данных знаний, их интеграция на основе выделения типа решаемой педагогической задачи.
В обоих случаях речь идёт о поиске наиболее эффективных условий и способов организации процессов образования для решения определенных педагогических задач.
В зависимости от установок образовательные технологии могут быть ориентированы или на повышение эффективности результатов деятельности людей, или на создание условий для удовлетворения личных потребностей людей в организации, раскрытия их потенциальных возможностей в конкретных видах деятельности.
Эффективными педагогическими условиями также являются: целенаправленное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов и межпредметных связей, форм, и методов организации учебно-воспитательного процесса; последовательность и взаимодействие воспитательных влияний в учебном и внеучебном процессе; учет социального этнокультурного опыта студента; включение их в разнообразную по содержанию , формам и видам сознательной деятельности, имеющую военно- патриотическую направленность.
Цель патриотического воспитания- воспитание убежденного патриота, любящего Родину, преданного Отечеству, готового служить ему и защищать его интересы.
Закономерностями военно-патриотического воспитания:
-зависимость патриотического воспитания от конкретно-исторической и социально-экономической ситуации в стране и потребностей развивающегося общества;
-зависимость эффективности патриотического воспитания от качества знаний студента, степени включения их в различные виды деятельности, единства патриотических знаний и поведения.
Таким образом, военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.
Однако усилий только лишь образовательных учреждений в этом деле недостаточно. Необходима совместная с ними систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, воинских частей и учреждений, религиозных объединений по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности и способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооружённых Силах.
Поэтому первоочередной задачей становится разработка государственной программы, целью которой является организация научно-обоснованной управленческой деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания студентов.
Основу концепции военно-патриотического воспитания устудента должна составить национальная гордость. Каждый учащийся должен гордиться своим именем Россиянина, чувствовать, что он живет в великой стране и понимать, что его предназначение – служить великому общему делу во благо процветания своей Родины и её народа.
Эффективность военно-патриотического воспитания студента зависит, прежде всего, от того, насколько оно соответствует объективно действующим законам и закономерностям.
Список , используемой литературы:
1. Актуальные проблемы военно-патриотического воспитания // Армия в современном обществе. М.: ВПА, 2007.
2. Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах. Сб. научн. трудов. М., 2006.
3. Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах / Отв. ред. Розин В. В. М., 2006.
4. Военно-патриотическое воспитание студентов педагогического вуза: Методические рекомендации / Сост. А. А. Черкасов. Киров: КГПИ, 2007 .
5. Военно-патриотическое воспитание студентов: Методические рекомендации / Ред. совет К. А. Кулинкович и др. Минск, 2006.
6. Воспитание патриотизма: сущность, содержание, рекомендации. М.: ГУВР ВС РФ. - 2008.
7. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации. Учебно-методическое пособие под ред. И. А. Липского. М.: ВУ, 2005.