Психолого-педагогические условия патриотического воспитания в семье.


УДК 37.018.11
ББК 74.580.021
Валкановская Регина Туленовна
студент
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов
rvalkanovskaya@mail.ru
Психолого-педагогические условия патриотического воспитания в семье.
АННОТАЦИЯ: В современном обществе остро встает вопрос патриотического воспитания младших школьников. Важную роль в этом играет семья. Создание семейных музеев памяти выступает как условие патриотического воспитания.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: патриотизм, воспитание, честь, достоинство, семья, создание семейного музея.
В современном российском обществе патриотическая направленность в воспитании стала одной из приоритетных.
По данным социологических исследований, в российском социуме существенно изменилось отношение к таким ценностям, как отечество, страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, верность героическим традициям. Честь, то есть общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости, и др.
Акценты в социально-нравственных ориентирах значительной части молодёжи резко сместились в сторону прагматизма, им интересно лишь то, что приносит успех в жизни, с ярко выраженными проявлениями эгоистического, антисоциального и антигуманного характера.
Семья – это тот «кокон», где, прежде всего, зарождается первоначальные представления о родине, о её ценностях, поэтому очень важно создать ребенку такие условия, в которых бы он осознавал важность чувства любви к ней, преданность традициям, уважения к своим предкам.
Такими условиями может стать, например облагораживание, вместе с ребенком памятника бабушке или дедушке, которые стали героями ВОВ. Сезонная уборка на памятнике, расчистка подходов к памятнику зимой, уборка листьев осенью и весной, также очищение самого памятника.
В дополнение к уборке и уходу за памятниками необходимо рассказывать ребенку о подвигах, совершенных его предками на войне или в тылу. Необходимо это делать, потому что это касается не чужих людей, а именно семьи ребенка, то есть на примере дедушки или бабушки, которые были участниками войны, у ребенка будет развиваться правильное мировоззрение, а также патриотическое воспитание. Ребенок в полной мере сможет осознать насколько эти люди любили свою родину, что отдавали ради нее жизнь, ведь победа далась совсем нелегко. И то, что мы для них делаем - это лишь маленькая частица той дани, что мы можем отплатить им за то, что мы живем в независимой стране.
Также условием может стать создание семейного музея памяти. Он может вмещать в себя фотографии семьи на природе, так как природа Родного края это наше все, наш кров, наше богатство. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин». Также в музее могут быть фотографии дедушек, которые служили в вооруженных силах России. Смотря на фотографии, можно рассказывать ребенку о том, как его предок стоял на защите своей Родины. Таким образом, реализуется метод показа на личном примере, который имеет сильное воздействие на младших школьников.
С.Д. Лихачев говорил: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» [1: с. 137].
Поэтому необходимо закладывать фундамент таких ценностей как отечество, патриотизм, честь, в семье с «самого рождения» ребенка, потому что, не делая этого, мы обрекаем общество на человечество с полным отсутствием социально-нравственных ценностей, а без них мир не сможет продолжать свое существование.
Литература
Лихачев Д.С. Патриотизм и национализм. Малые народы /Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре /Сост. Д.Н. Бакун. – М.: Российский Фонд Культуры, 2006. – 137 с.