Сценарий классного часа Чистота-залог здоровья


Классный час
«Чистота – залог здоровья »
Надежда Николаевна Гаврильева,
учитель начальных классов
МБОУ «Амгинская средняя общеобразовательная
школа №1 имени В.Г. Короленко
с углубленным изучением отдельных предметов»
Класс: 2 класс
Тема: Чистота – залог здоровья (игра-беседа)
Цели и задачи классного часа:
- расширить кругозор детей о предметах личной гигиены, о чистоте и аккуратности;
- способствовать воспитанию аккуратности, культуры и потребности выполнения гигиенических навыков..
Оборудование: сборник пословиц народов России, стихотворение К.И.Чуковского «Мойдодыр», слайды, картинки.
Ход классного часа:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости придет ваш любимый герой, которого вы знаете.
Ученик: Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник,
И качает головой…
Учитель: Вы, наверное, догадались, кто к нам должен прийти? (Мойдодыр)
- Правильно, сегодня к нам в гости придет Мойдодыр.
- Скажите, каких детей любит Мойдодыр? (чистых, аккуратных)
- А каких не любит? (грязнуль, неаккуратных, замарашек)
- Что происходит с нашей кожей и телом, если о них не заботиться?
- Чистая кожа – это очень важно. Грязь на руках и лице – это миллионы опасных и болезнетворных микробов, которые приводят к различным заболеваниям. Нужно также тщательно ухаживать за своими ногтями. Под ними огромное количество микробов.
- А теперь, ребята, послушайте, что случилось с одним неаккуратным мальчиком, который не следил за своими вещами. (показ слайдов)
Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та – бежать и
Вприпрыжку под кровать.
Я хосу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня. Что такое?
Что случилось? Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Все вертится и кружится и несется кувырком.
- Как вы думаете, почему все вещи стали убегать от мальчика? (ответы детей)
- Ребята, уже приближается та минута, когда к нам должен прийти Мойдодыр.
( Стук в дверь. Входит Мойдодыр).
Мойдодыр: Здравствуйте, ребята! Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников начальник
И мочалок Командир…
- Прошу ответить на мои вопросы и задания:
1. Какие вы знаете пословицы о чистоте?
(дети называют)
Огонь чистит, вода моет.
Чистота и здоровье – родные сестры.
Чистая вода для хвори беда.
Чистота и здоровье – родные сёстры.
Чистота – залог здоровья.
Чисто жить – здоровым быть.
Чистота – лучшая красота.
2. - Вот еще загадки.
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Мудрец в нем видел мудреца.
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца,
Овцу в нем видела овца,
Но вот подвели к нему Федю Баратова –
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было,
Что, ребята?
(мыло)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы отгадали загадки Мойдодыра. Вы ведь знаете, что и расческа, и зеркало, и мыло – это предметы, которые помогают содержать себя в чистоте.
3. - Молодцы, ребята! Сегодня я хочу принять вас в свою школу и приготовил для вас анкету. Для этого вы должны выбрать ответы. Итак, начинаем.
Как часто ты моешь руки?
(16 раз в день /0/, перед едой и после туалета /5/, только когда испачкаюсь /20/).
Сколько раз ты чистишь зубы?
(утром и вечером /0/, 1 раз /5/, вообще не чищу /15/).
Как часто ты моешь ноги?
(каждый вечер перед сном /0/, когда заставляют взрослые /10/, только когда моюсь полностью /20/).
Как часто ты делаешь зарядку?
(/0/, когда заставят взрослые /15/, никогда /25/).
Как часто у тебя бывает простуда?
(1 раз в год /0/, несколько раз в год /5/, часто /15/).
Как часто ты ешь сладости?
(по праздникам /0/, почти каждый день /15/, когда захочу /30/).
Сколько ты гуляешь?
(ежедневно от 1,5 до 2 часов /0/, меньше часа /10/, иногда по выходным /20/).
Во сколько ты ложишься спать?
(21.00-21.30 /0/, после 22 часов /10/, после 24 часов /35/).
Сколько времени ты проводишь у телевизора?
(не больше 1,5 часа /0/, больше 3 часов /10/, смотрю без ограничений /30/.
Сколько времени ты тратишь на приготовление уроков?
(1,5 часа /0/, больше 2 часов /10/, 3 и более часов /30/).
Следишь ли ты за своей одеждой?
(стараюсь следить за своей одеждой /0/, за моей одеждой следит мама /15/, я не слежу за одеждой /30/.
Подсчет: 0 – 20 очков – ты в полном порядке. 20 – 70 очков – у тебя проявляются вредные для здоровья привычки. 70 – 110 очков – ты упорно разрушаешь свое здоровье. 110 и выше – ты на грани болезни. Спеши себя спасать от разрушения!
Мойдодыр: Теперь я знаю, что вы все любите чистоту и порядок. И принимаю вас в «Школу Мойдодыра». Будьте всегда такими же красивыми, здоровыми. А я должен ехать на вызов к неряхе. До свидания!
(Мойдодыр уходит)
Учитель: Ребята, а какие еще предметы личной гигиены вы знаете, которые помогают нам быть всегда чистыми и аккуратными? (показ слайдов: предметы личной гигиены)
Сообщения, подготовленные учениками:
Что такое душ и каково его значение? Первым душем на Земле был водопад. Затем люди научились поливать себя из кадки. Первый душ появился в 1819 году. Человек, ежедневно принимающий душ, чувствует себя бодро и легко, справляется с любыми нагрузками.
Когда появилась зубная паста? Зубная паста появилась достаточно недавно. В 1873 году компания «Колгейт» стала выпускать зубную пасту, которая стала прабабушкой современной пасты. Зубная паста предохраняет зубы от разрушения, помогает бороться с микробами, которые поражают зубы.
Каково назначение зубной щетки? Современная зубная щетка появилась, благодаря китайскому императору. По его повелению её создали в 1498 году. В 17 веке это изобретение дошло до Европы, где до 17 века чистить зубы было не принято. Для производства зубных щёток использовали шерсть и щетину животных вплоть до 20 века. С 1938 года ворсинки зубной щётки начали делать из нейлона.
Для чего служит пижама? Пижама появилась в гардеробе современного человека в 1920 году. Пижама появилась впервые в Индии. Пижама позволяет сохранять тепло во время сна, гигиенична и удобна во время отдыха.
Когда была изобретена туалетная бумага? Впервые туалетная бумага была изобретена в Китае. В 1857 году американец Джозеф Гэйетти нарезал бумагу аккуратными квадратами и стал паковать в пачки. Таким образом, появилась туалетная бумага.
Кто изобрёл шампунь? В древности люди мыли голову пеплом. С изобретением мыла люди начали мыть голову мылом. В 1930 году шампунь изобрёл Джон Брек. Он начал терять волосы, поэтому решил придумать что-то, что помогло бы сохранить волосы. Таким образом, он изобрёл шампунь.
Когда появилась щётка для волос? Щётка для волос появилась в 1898 году, создателем является Лайда Ньюман. Она была сделана из свиной щетины. Считается, что использование щётки для волос помогает массировать голову, бороться с заболеваниями головы, соблюдать гигиену ухода за своим телом.
Когда люди начали пользоваться банями? История появления бань на земле имеет тысячелетнюю историю. В Древнем Риме бани были очень популярны. С 18 века бани стали активно использоваться для лечения болезней, борьбы с недугами.
Как было изобретено мыло? В Древнем Риме люди для смывания грязи с жирной кожи использовали золу, но после неё на теле человека оставались мелкие угольки, для смыва которых необходимо было много воды. Сырьём для производства мыла стали жиры и поташ. На современных заводах для производства мыла является каустическая сода и олеин, который добывают из нефти. Таким образом мыло является нефтяным продуктом. Мыло спасает кожу от болезней и загрязнения.
Когда люди начали применять носовые платки? Ещё в древности человек использовал в качестве носового платка хвост шакала. В древней Греции и Риме применяли не только носовые платки, но и салфетки. В 17 веке во Франции носовые платки были очень красивыми: они украшались драгоценностями и кружевами. В 16 веке королём Людовиком был издан указ о том, что носовые платки должны быть только прямоугольной формы и носиться всегда в кармане, чтобы человек мог вовремя привести себя в порядок.
Чем опасны грязные руки? Грязные руки – источник микробов. Микробы с грязных рук могут вызвать болезни глаз, ушей, желудка. Человек должен мыть руки не менее 16 раз в день: перед едой, после прогулок, после выполнения учебных заданий, после работы.
Как ухаживать за ушами? Ухо – один из важнейших органов человека. Человек должен следить за чистотой своих ушей, так как это способствует хорошему слуху. В ушах нельзя ковыряться посторонними предметами. Прочищать уши можно только ватными жгутиками.
Подведение итогов классного часа:
- На этом наша игра – беседа заканчивается. Помните, здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Сохранить его – наша задача. Для этого следует соблюдать правила личной гигиены, закаляться, заниматься спортом, отказаться от вредных привычек. Ведь нет ничего важнее здоровья. Давайте пожелаем друг другу не забывать то, о чем мы сегодня говорили.
Ученик читает отрывок из стихотворения К.И.Чуковского «Мойдодыр».

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое.
И полотенце пушистое.
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться.
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,-
И в ванне, и в бане
Всегда и везде
Вечная слава воде!
Литература:
1. Н.Ф. Дик. Классные часы в 3 – 4 классах. Р-на-Д, «Феникс», 2004
2. В.А. Сапегина. Классные часы в начальной школе.
Р-на-Д, «Феникс», 2010
3.