Урок русского языка на тему Художественный стиль речи

ОГ БПОУ «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса»

Урок русского языка,
практико-ориентированный на профессию «Повар, кондитер»,
преподавателя первой квалификационной категории

Сельманович Натальи Валентиновны.

Тема урока: «Художественный стиль речи»
Цели:
Повторить особенности изученных стилей речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
Познакомить обуч-ся с особенностями художественного стиля речи и закрепить полученные сведения на практике.
Воспитывать у обуч-ся интерес к выбранной профессии, родному языку.
Оборудование :
- учебники;
- толковый словарь В. И. Даля;
- компьютер;
- мультимедиапроектор;
- раздаточный материал (текст «Русский повар»)
Ход урока.
Оргмомент.
Повторение материала предыдущих уроков раздела «Функциональные стили речи».
Учитель: сегодня мы продолжаем наш разговор о функциональных стилях речи русского языка. И начнём мы наш урок с устной разминки, которая покажет, как вы усвоили материал предыдущих уроков.
Перед вами отрывок статьи «Русский повар» из журнала «Смена», прочитаем его выразительно, определим основную мысль и стиль речи, к которому он относится.

Русский повар
Война ворвалась в его жизнь, как и в жизнь миллионов советских людей, неожиданно. Эвакуироваться до прихода немцев их семья не успела и оказалась на оккупированной территории. То время он помнит плохо – ему было всего четыре года. В памяти остался дом, где пришлось ночевать всем жителям деревни, мышиного цвета форма, незнакомая речь и постоянное чувство голода. День Победы встретил в столице. Его друзья по двору ждали своих отцов, братьев и сестёр, а ему ждать было некого, так как отец погиб в первые дни войны.
Что определило выбор профессии? Точно Иван Сергеевич Богомолов сказать не может. Скорее всего, лишения, перенесённые в годы войны, а ещё близость к дому ПТУ, куда он поступил после семилетки. То, что казалось случайностью, стало делом всей его жизни, которому отдал пятьдесят лет.
Сейчас Богомолов – главный шеф-повар ресторана «Метрополь» города Москвы. За годы работы он внедрил в производство десятки оригинальных блюд. Иван Сергеевич – призёр многих конкурсов, в том числе международных. Скромный русский повар внёс реальный вклад в создание высокого престижа своей профессии.

Работа с текстом.
Вопросы:
- Какова основная мысль текста?
- К какому стилю относится текст? Докажите.
- Какие ещё стили речи вам известны? Назовите их особенности, основные признаки.

Учащиеся списывают в тетрадь 4 абзац текста, объясняют орфограммы, знаки препинания.
Учитель обращает внимание обуч-ся на правописание слов оккупированной, территории из первого абзаца.
3. Переход к теме урока. Объяснение нового материала.
Учитель: то, что труд играет огромную роль в жизни человека, говорят и многочисленные пословицы и поговорки, в которых, как мы знаем, запечатлена мудрость нашего народа. Давайте приведём примеры пословиц и поговорок о труде и запишем их на доске и в тетрадях (обуч-ся записывают 5-6 пословиц и поговорок, объясняя орфограммы).
- К какому стилю относятся пословицы и поговорки?
- Сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки – так же, как и повести, романы, рассказы, стихи – относятся к художественному стилю речи, о котором мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Запишем тему урока.

- Как вы думаете, чем же всё-таки отличается этот стиль речи от других?
Демонстрируется таблица «Художественно-выразительные средства языка»
- Какова функция этого стиля речи?
- Откройте учебники на стр. 310 и прочитайте определение художественного стиля речи. Запишите его в тетрадь.
4. Закрепление нового материала.
- Послушайте стихотворение ( учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза») . Назовите его название и автора.
- Запишем стихотворение на доске.
- Объясним орфограммы и знаки препинания.
- Лексическое значение всех слов понятно вам в данном стихотворении?
- Что такое «перлы»? Обратимся за помощью к толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.
- Докажите, что данный текст относится к художественному стилю речи.
- Какие художественно-выразительные средства языка использует автор?

- А теперь предлагаю вам самим попробовать себя в роли авторов. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение «Весёлый денёк». Начало текста запишем под мою диктовку в тетрадях.

Стояли хмурые зимние дни. И вдруг улыбнулась погодка

- Продолжите описание зимнего дня в лесу или в парке в ясную солнечную погоду, используя художественно – выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.
Те учащиеся, которые выполнили творческую работу, зачитывают свой рассказ всему классу.
Подведение итогов урока. Комментирование отметок.
Домашнее задание: продолжить творческую работу;
упражнение № 114.

Использованная литература:
Васильев А.Н. «Русский повар». – ж . «Смена», №5, 2006 г. – с.31
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс». - М.: «Просвещение», 2014г. – с. 310.
Золотарёва И.в.; Дмитриева Л.П. «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «Вако», 2003г. – с. 192-194.
Тютчев Ф.И. «Стихотворения». – М.: «Просвещение», 1987г. – с. 15
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. – ИД «Весь», Санкт-Петербург, 2004г.





15