Конспект урока Публицистический стиль речи. Стилистический анализ текста (7 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19»
Русский язык
7 класс
Публицистический стиль речи. Стилистический анализ текста
Учитель русского языка и литературы
Пушкарева Софья Алексеевна
мкр.Сокольники
2013г
Цели урока:
обучающая - продолжить знакомство с публицистическим стилем речи и его особенностями;
- выработать умение производить стилистический анализ доступных учащимся публицистических текстов;
-овладеть приёмами построения предложений и связных текстов в публицистическом стиле;
развивающая - создать условия для развития логического мышления, навыков устной и письменной речи, коммуникативной культуры, способности чётко формулировать свои мысли, наблюдать действительность с точки зрения актуальности, общественной значимости;
воспитательная - привлечь внимание учащихся к вопросам этики, создать условия для воспитания правил хорошего поведения, уважительного отношения к другим.
Оборудование
Компьютер, слайды, распечатка текста из обращённых к молодёжи « Писем о добром и прекрасном » академика Д.С. Лихачёва, план характеристики стиля, распечатка текста.
О хороших манерах
Есть много книг о « хороших манерах ». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.
Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
Простое ли это собрание «рецептов» поведения?
В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки, чтобы не мешать соседу. быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть
Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведении, желание и умение их применять (По Д.Лихачеву) 220сл.Учитель
-Русский литературный язык употребляется в разных сферах человеческой деятельности: в быту, в области науки, общественно-политической жизни, в художественной литературе. При этом образуются различные стили речи. Назовите их.
Слайд

Какой стиль оказался пропущенным? Запишите тему предстоящего урока.
На уроках развития речи мы уже знакомились с публицистическим стилем, его особенностями. Давайте попытаемся применить полученные знания на практике.
У вас на парте есть план характеристики стиля, а также предлагаемый для обсуждения - отрывок из обращённых к молодёжи «Писем о добром и прекрасном» академика Д.С. Лихачёва. Читаем его и определяем стиль текста.
Ученик
- Это отрывок из текста публицистического стиля.
Учитель
- Докажем это. С какой целью обращается к молодёжи известный учёный, литературовед ? Ученик
- В нём автор привлекает внимание молодых людей к вопросам этики, призывает задуматься над сказанным, последовать советам. Цель автора - воздействие на читателя.
Учитель
- Где вы могли прочитать это письмо Д.С.Лихачёва ? Ученик
- В газете, в журнале, услышать в публицистической передаче по радио и телевидению.
Учитель
- А теперь перейдём к средствам языка, характерным для публицистического стиля. Начнём с лексических особенностей. Какая лексика широко используется в публицистическом стиле ? Ученик
- Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики. Слово публицистический образовано от латинского слова рublicus, что значит «общественный , государственный». Используется также лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние, переживания человека. Учитель
- приведём примеры таких слов и запишем их в тетрадь
Ученик
- обществ, руководство, поведение, опасение, уважение, глубокий смысл, бережное отношение, желание и умение, правила поведения и т.д. Учитель
- Среди записанных слов есть слово уважение. Понаблюдаем за структурой лексического значения слова.
Слайд
Структура лексического значения слова

Слайд
Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи либо достоинства, ценить высоко.
(Из словаря В.Даля)
Учитель
- Это слово заимствовано из польского языка. Uvada - почтение, внимание.Как на Руси издавна относились к этому слову ? Ученик
- С огромным почтением.
Конкурс
Кто больше назовёт пословиц со словами «уважение, почёт»
Почёт дороже золота.
Почитай старших - сам будешь стар.
Вежлив будь на словах.
Уважительному человеку открыты все двери.
Уважающий себя человек всегда сдержан.
Уважение силой не приобретёшь.
Вежливым словам мир освещается.
Почёт да уважение на базаре не купишь.
Уважительный человек всякому приятен.
Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут.
Учитель
-Рассмотрим стилистические средства языка. На что вы обратили внимание ? Ученик
- Встречаются риторические вопросы: Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер ? Простое ли это собрание рецептов
поведения ? Такие вопросы не предполагают ответа, он автору известен. Задача автора - привлечь внимание собеседника, читателя внимание собеседника, читателя к обсуждаемой проблеме.
Ученик
- Много предложений, осложнённых однородными членами, связанных союзами и интонацией.
Учитель
- В публицистическом стиле однородные члены - средство эмоциональной окраски. Очень часто, чтобы повысить выразительность публичной речи, используют попарное объединение однородных членов. Приведите примеры.
Ученик
- « Эти книг объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться ».
Учитель
- Обратите внимание на повторы слов, в том числе «призывного» слова надо (не надо); обратный, экспрессивный порядок слов. «Быть опрятно одетым, надо потому»… Слова,
к которым автор хочет привлечь внимание, выносятся на первое место.
Приведите пример подобного предложения.
Ученик
- «Воспитывать в себе нужно не только манеры.» Учитель
- Все рассмотренные нами языковые средства сближают публицистический стиль с художественным стилем речи.
Но есть стилевая черта, которая роднит его с научным стилем. Это строгая логичность.
Определите тип речи
Ученик
Это рассуждение, которое как правило, состоит из трёх частей. Это: тезис, аргументы, вывод.
Учитель
- Найдите предложение, в котором заключена основная мысль текста (тезис).
Ученик
- «В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.» Учитель
- Аргументы отсутствуют, так как мысль очевидна. Дальше следуют примеры и вывод.
Всё, как видите, логично, строго продумано.
Учитель.
- Сейчас мы с ребятами 1-ой группы попробуем написать по аналогии рассуждение о плохих манерах. Ребята 2-ой группы работают с учителем.
1 - ая группа
О плохих манерах
От плохих манер необходимо отказаться, так как они мешают другим людям.
Кому приятно смотреть, как ты сквернословишь, чавкаешь, громко говоришь за обедом, звонко кладёшь вилку в тарелку, локти на стол, мешая соседу.
Отказываясь от плохих манер, ты высказываешь уважительное отношение к окружающим.
2- ая группа
Тест
Сформулируйте основную мысль текста, выбрав правильный ответ.
а) Хорошие манеры необходимы человеку, чтобы правильно вести себя в гостях.
б) Человек с хорошими манерами всегда опрятно одет.
в) Есть много книг о хороших манерах.
г) «В основе всех хороших манер лежит одна забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо». (Д.С.Лихачёв)
Подведение итогов урока - редактирование текста.
Учитель
Отредактируйте текст, записанный на доске. Публицистический стиль, отличающийся строгой логичностью, эмоциональностью и особой стандартностью речи, широко используется в газетных и научных статьях дружеских посланиях.
Он имеет цель:
воздействовать на читателя или слушателя,
точно передавать деловую информацию,
дать оценку поступков людей и событий, поспорить с собеседником.
Домашнее задание
Написать письмо другу о хороших манерах, используя стилевые черты разговорной речи.