СТИЛИ РЕЧИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное Общеобразовательное бюджетное Учреждение «Башкирская гимназия-интернат»
городского округа город нефтекамск









Стили речи
Публицистический стиль речи




Урок развития речи по русскому языку
в 7 классе с использованием ИКТ





Адулина Наиля Нардисовна
учитель высшей
квалификационной категории
русского языка и литературы





2014 г.
Тема урока: Стили речи. Публицистический стиль речи
ЦЕЛИ:
Обучающие
Закрепить умения различать изученные стили речи.
Познакомить с особенностями публицистического стиля и сформировать умение узнавать высказывания публицистического стиля в письменной и устной речи.
Развивающие:
Обучать приемам логического мышления, умению делать выводы при определении стилей речи.
Формировать коммуникативные умения и навыки на понятийной основе речевой ситуации и ее компонентов.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучению родного русского языка и культуру устной и письменной речи.

Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Учитель: Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы вспомним основные черты тех стилей речи, которые изучались вами в 5-6 классах, также познакомимся с основными чертами публицистического стиля. Запишите тему урока.
2. Повторение:
Игра «Аукцион» - лингвистическая разминка. Задание: вспомните все, что вы знаете о стилях речи. Например, их названия, особенности (где применяется, задача стиля речи, какие средства языка используются, в какой обстановке). Условие одно: не повторять; право слова имеет в первую очередь еще не говоривший. Желательно кратко сформулировать свой ответ. (Разговорный и книжные: художественный, научный, официально-деловой, публицистический; особенности: задача стиля, обстановка, кому обращен) по ходу ответов учитель прикрепляет на доску названия стилей речи):
3. Лингвистическая разминка
Задание: запишите в столбик названия стилей речи, о которых пойдет речь по ходу ответов (учитель обращает внимание учеников на название стилей речи, отмечая их на доске, под вопросом остается публицистический стиль):
(А) задача речи этого стиля – сообщение и объяснение (научный);
Б) используется в объявлениях и заявлениях (официально-деловой);
В) речевая ситуация: 1-1 в неофициальной обстановке (разговорный);
Г) в тексте этого стиля обилие слов в переносном значении, эмоционально окрашенных слов (художественный);
Д) в тексте этого стиля может прозвучать призыв, например, защищать беспризорных детей (? – публицистический).
Учитель: какой вопрос вызвал у вас затруднение? (Д). Вопрос определения стиля этого текста пока оставим открытым. Наша задача заключается в том, чтобы мы обрисовали речевую ситуацию стиля, к которому относится данный текст.
Задание: определите стилевую принадлежность жанров: рассказ, статья, разговор приятелей, расписка, автобиография, повесть, объявление, указ, приветствие, басня, рецензия, аннотация, заявление, законы
II. Анализ текста из рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»
Учитель: Давайте проверим домашнее задание.



Карточка №1.
Однажды я шел по дороге из города. Вечерело. (Было тепло и тихо, как бывает у нас только летними спокойными вечерами.) Вдали по дороге поднималась пыль, слышалось мычание, тонкие, напряженные крики, хлопанье кнутов: с лугов гнали стадо.
Внезапно я заметил собаку, бежавшую с деловитым видом по дороге навстречу стаду. Я сразу узнал Арктура – слепого гончего пса.
Увидев бегущую навстречу темную собаку, первые ряды коров сразу остановились. Сейчас же вперед протиснулся приземистый палевый бык с кольцом в носу. Он расставил ноги, пригнул к земле рога и заревел, икая, дергая кожей, выкатывая кровяные белки
Арктур, ничего не подозревая, своей неловкой рысью подвигался по дороге и был уже совсем близко к стаду. Испугавшись, я позвал его. С разбегу он пробежал еще несколько шагов и круто осел, поворачиваясь ко мне. В ту же секунду бык захрипел, с необычайной быстротой бросился на Арктура и поддел его рогами. Черный силуэт собаки мелькнул на фоне зари и шлепнулся в самую гущу коров. Падение его произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Коровы бросились в стороны, хрипя и со стуком сшибаясь рогами. Задние напирали вперед, все смешалось, пыль поднялась столбом.
С напряжением и болью ожидал я услышать предсмертный визг, но не услышал ни звука.
Я подошел к Арктуру. Он был грязен и тяжело дышал, вывалив язык, - ребра ходили под кожей. На боках его были какие-то мокрые полосы. Задняя лапа, отдавленная, дрожала. Я положил ему руку на голову, заговорил с ним, он не отозвался. Все его существо выражало боль, недоумение, обиду. Он не понимал, за что его топтали и стегали. Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил.
Вопросы к тексту из рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес»:
Определите тему и основную мысль текста, подберите заголовок.
Определите стиль текста и выделите языковые средства, характерные для стиля.
Выясните, как построен текст: какие типы речи в нем использованы, как связываются между собой предложения, какие средства связи используются.
Учитель (после проверки домашнего задания):
Общий вывод по вопросам сделает подготовленный ученик. Он получил индивидуальное задание: используя опорные слова «отрывок, герой рассказа, тема, основная мысль, художественный стиль, речевая ситуация, языковые средства, лексический повтор, местоимения параллельный и последовательный способы связи, логическое ударение», он должен был ответить на поставленные к тексту вопросы в форме связного рассказа.
Образец ответа
Это отрывок из рассказа Ю. Казакова «Арктур – гончий пес». Его пожалел, подобрал на улице и привел в свой дом местный доктор, у которого и жил в небольшом северном городке писатель. Герой рассказа Арктур – слепой от рождения бродячий пес. У собаки очень хорошо развиты обоняние и слух. Таким образом, тема данного отрывка – необыкновенный пес Арктур. Основная мысль заключается в том, что автор восхищается мужеством этого пса. У автора вызывает уважение, с каким достоинством принял пес несчастье, обрушившееся на него. Автор постоянно сравнивает Арктура с другими собаками: «Обычно собаки сильно скулят в таких случаях. Арктур не скулил». Это отрывок из рассказа, написанного художественным стилем, так как речевая ситуация соответствует данному стилю речи: 1-много, то есть он предполагает много читателей; официальная обстановка, то есть это отрывок из литературного произведения; задача стиля – воздействие на мысли и воображение читателей, то есть, читая отрывок, у читателя возникают к Арктуру такими же чувства, что и у автора. Для этого стиля характерны следующие языковые средства: употребление слов с суффиксами, образующими превосходную степень (например, с необычайной), образных прилагательных, т.е. эпитетов (тонкие крики, с деловитым видом, приземистый палевый бык, кровяные белки) употребление существительных, называющих действие (например, мычание, хлопанье, крики, боль, недоумение, обида, падение), параллельный и последовательный способы связи и оправданный лексический повтор и местоимения «он», на которое падает логическое ударение.
III. Тестовый повтор.
Учитель: Перед вами карточка №2 с текстом. Ниже даны 4 характеристики этого текста, одна из которых неверная. Назовите ошибочную характеристику и докажите свой ответ.

Карточка №2
Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.
А. Стиль речи - научный
Б. тип речи - рассуждение и объяснение.
В. Способ связи предложений – параллельный.
Г. Средства связи - лексический повтор, местоимение.
(Ошибочно утверждение В: способ связи предложений - последовательный).
Актуализация знаний.
1.Учитель: (чтение текста под музыку Вивальди «Времена года» )

Карточка №3
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело
Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях! (В.Песков.)
Учитель:
Есть ли в этом тексте черты стилей, которые мы вспомнили? (Да).
Назовите их. (Черты художественного стиля: воздействие на читателя, выразительные средства языка, основанные на переносном значении слова).
Каких черт вы не видите? (Это не отрывок из художественного произведения).
Значит, это текст не художественного стиля. Давайте обратимся снова к речевым ситуациям различных стилей речи. В начале урока у нас под вопросом осталась речевая ситуация публицистического стиля речи. Может ли этот текст относиться к данному стилю? Попробуем доказать это.
2. Учитель: Послушаем сообщение о публицистическом стиле (было дано опережающее домашнее задание). (По ходу учитель прикрепляет к доске «Publikus» - «общественный», вывешивает РС публицистического стиля, ученики записывают это в тетрадях).
Учитель: Давайте вернемся к тексту, Более детально проанализируем его. Ответьте на вопросы:
Какое сравнение составляет основу этого текста? (Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев).
Для чего автор создал такое сравнение? (Чтобы воздействовать на мысли и чувства читателя, чтобы убедить его в необходимости знания своих корней, истории своей Родины, истории своего народа).
К чему призывает нас автор? (Давайте же будем помнить об этих корнях! Любить Родину, хуже всего быть Иванами, не помнящими родства).
Соответствует ли РС публицистическому стилю? Докажем это.
Закрепление изученного материала. (Класс делится на 3 группы, у каждой ученицы за компьютером имеется зачетный лист):
1 группа: слайды №13 и №16 на компьютере. (Из «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка. 7 класс. Тема « Стили речи. Публицистический стиль»)
2 группа: слайды №14 и №16 на компьютере. (Из «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия». Уроки русского языка. 7 класс. Тема « Стили речи. Публицистический стиль»)
3 группа: Текст. Карточка №4.

Карточка №4.
Прочитать фрагмент из статьи Д.Гранина «О милосердии».
Наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, понятий.
Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.» то есть устаревшие понятия.
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности.
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

Восстановить письменно антонимические пары в следующем тексте:
Милосердие и благотворительность нельзя рекламировать, нельзя возводить в подвиг. В том, что здоровый помогает .., богатый - .., счастливый - , нет ничего исключительного, «героического». Это естественное стремление и обязанность каждого человека.
Определить стиль полученного текста и доказать ответ.
Проверка задания.
VI. Вывод, подведение итогов, оценки.
Домашнее задание. Подберите из газет, радио-телепередач примеры публицистического стиля и запишите в тетради или на диски, кассеты, дискетки.
Карточки, необходимые на урок:
Стили речи
Разговорный
Книжные
Художественный
Научный
Официально-деловой
Публицистический
Речевая ситуация,
1 – много (обращен к школьникам, студентам, научным работникам и т.п.) официальная обстановка (учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги) точная передача научных знаний (научной информации), (объяснение; научные термины)
Речевая ситуация,
1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, слушателям, зрителям), официальная обстановка (художественные произведения: стихи, рассказы, повести, поэмы, романы), воздействие на читателя или слушателя произведения (на мысли, чувства, воображение, на поведение, создание конкретных картин и образов; эпитеты, олицетворения, метафоры)
Речевая ситуация,
1 – 1 (обращен к одному человеку-слушателю), неофициальная обстановка (домашняя, бытовая обстановка, беседа, диалог), обмен мнениями, мыслями, чувствами (с близкими людьми; разговорная лексика)
Речевая ситуация,
1 – много (обращен ко многим)
официальная обстановка (документы: справки, расписки, указы, приказы, конституции, объявления, протоколы, автобиографии)
точная передача деловой информации (полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин, размеров)
Речевая ситуация
1 – много (обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям).
официальная обстановка (газеты, радио, телевидение, публичные выступления)
воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; (риторические вопросы, восклицания, обращения)

Карточки, необходимые на урок:
Стили речи, разговорный, книжные, художественный, научный, официально-деловой, публицистический.
Речевая ситуация,
1 – много, обращен к школьникам, студентам, научным работникам и т.п.
Официальная обстановка, Учебники, словари, энциклопедии, научные статьи и книги
Точная передача научных знаний (научной информации), объяснение; научные термины,. (научный)

Речевая ситуация,
1 – много, обращен ко многим потенциальным читателям, слушателям, зрителям.
официальная обстановка, художественные произведения: стихи, рассказы, повести, поэмы, романы.
воздействие на читателя или слушателя произведения (на мысли, чувства, воображение, на поведение, создание конкретных картин и образов); эпитеты, олицетворения, метафоры (художественный)
Речевая ситуация,
1 – 1 обращен к одному человеку-слушателю.
неофициальная обстановка Домашняя, бытовая обстановка, беседа, диалог.
Обмен мнениями, мыслями, чувствами с близкими людьми; разговорная лексика (разговорный)
Речевая ситуация,
1 – много, обращен ко многим
официальная обстановка, документы: справки, расписки, указы, приказы, конституции, объявления, протоколы, автобиографии
точная передача деловой информации; полное наименование государств, государственных органов, учреждений, предприятий; точное обозначение дат, количеств, величин размеров (официально-деловой)
Речевая ситуация
1 – много обращен ко многим потенциальным читателям, зрителям, слушателям.
официальная обстановка газеты, радио, телевидение, публичные выступления
воздействие на читателя и слушателя, убеждение в чем-либо, призыв к чему-нибудь; риторические вопросы, восклицания, обращения (публицистический)
«Publikus» - «общественный»

Зачетный лист
Фамилия
Имя
Класс
Слайд №13
Слайд №16 (из 5 правильно)








13PAGE 15








15