Урок по окружающему миру на тему Разнообразие растений (3 класс)



Автор: Терновская В.А., учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ СОШ №1 г.Бутурлиновка, Воронежская область
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие растений»
Цели:
Образовательная:
формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
Воспитательная: воспитывать умение работать в парах; трудолюбие; любознательность.
Развивающая: прививать любовь и бережное отношение к природе и всему живому на земле.
Продолжительность: 20 мин
Класс: 3
Авторский медиапродукт: презентация к уроку
Тип урока: открытие нового знания.
Метод обучения: словесный, практический, наглядный
Средства обучения: ТСО, мультимедиа установка, интерактивная доска, компьютер
Оборудование: мультимедиа проектор, учебники, индивидуальные карточки с заданиями, гербарии.
№ Этап урока Дидактическая цель Методы обучения Формы обучения
1.
2. Организационный
момент.
Введение в тему урока и постановка проблемы. Подготовить учащихся к восприятию нового материала Объяснительно-иллюстративный. Презентация Беседа, работа со слайдами
3. Совместное открытие знаний Познакомить учащихся с содержанием нового материала Объяснительно-иллюстративный. Презентация Рассказ, беседа, работа со слайдами, гербариями.
4. Рефлексия Закрепление материала Работа в парах и группах. Беседа. Самостоятельная работа
Работа на интерактивной доске
5. Организационный Подведение итогов Эвристический Самооценка
Ход урока.
№ Деятельность учителя. Использование слайдов презентации Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник, ручка, карандаш?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку.
2. Введение в тему урока.
Слайд 1.
На столе: (Гербарии)
Ребята рассмотрите слайд и гербарии.
-Что перед вами ?- Назовите одним словом. (Растения)
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений. Тема нашего урока «Разнообразие растений».
Слайд 2. Интерактивная доска.
- Соедини части растений и их названия. Проверь, открыв ширму.
Практическая работа в парах.
- Сложите части растений и назовите их друг другу.
-Как вы думаете, у каждого растения есть эти части?
Учащиеся отвечают на вводные вопросы, работают на интерактивной доске, в парах складывают части растений.
3. Новая тема.
Постановка проблемы:
- Сегодня нам предстоит выявить у растений их отличительные черты строения и понять, почему учёные разбили их на разные группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Исследовательская деятельность.
3 слайд
Перед нами водоросли. Чаще всего они встречаются в воде.
Широко распространена морская капуста, один из видов бурых водорослей. Её используют в пищу из-за богатого содержания йода.
-Внимательно рассмотрите её.
- Скажите, мы видим у морской капусты корни, стебли, цветки и плоды?
Тело морской капусты похоже на длинные бурые ленты, которые называются слоевищем. Слоевище пластинчатое шириной до 0,5 м, длиной до 3—5 м (иногда до 20 м). Растёт она у Азиатского побережья Тихого океана от Охотского моря до берегов Кореи; в Японском море, у южного побережья Сахалина и Курильских островов.
4 слайд.
Мхи – любители сырого сумрака лесов. В сухих местах мхи встречаются не часто.
- Давайте рассмотрим конкретный пример представителя группы мох сфагнум и кукушкин лён.
Поскольку у мхов нет настоящих корней, а только лишь небольшие выросты, прикрепляющие их к почве, то вода из почвы им не доступна. Они как гигантские губки впитывают влагу, довольствуясь росой или дождём. Растущий на болотах мох сфагнум способен впитывать в себя воды в 25-30 раз больше своей массы. Отмершие мхи образуют залежи торфа, который используют как топливо и удобрение.- Ребята, что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
5 слайд.
Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника.
Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет?
6 слайд .- Догадайтесь, гербарии, каких растений перед вами?
Сосна, ель… Вам хорошо знакомы эти деревья. Почти все они вечно зелёные вместо листьев у них иголки – хвоя. Хвоя бывает разной – твёрдой, колючей и мягкой, как трава.
- А какие ещё части растений вы можете назвать у хвойных растений?
7 слайд.
Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения? Назовите части этих растений.
Если вы хотите больше узнать о цветковых растениях, то вы об этом можете узнать книг, словарей, энциклопедий и конечно интернета. Работа с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают сообщение учителя
Сообщение учащегося
4. Закрепление. Работа в группах.
Самостоятельное применение знаний.
Составление книги «Разнообразие растений».
Изготовление страниц книги. Приложение 1.
Учащиеся оформляют страницы книги. Защищают работу у доски.
5. Рефлексия.
- Сегодня мы выявляли у растений их отличительные черты строения. И теперь можем ответить, по каким признакам учёные разбили их на разные группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения.
Ответы учащихся.
МОРСКАЯ КАПУСТА.

Морская капуста относится к группе ___________________________________.
Среда обитания ______________________.
У водорослей нет таких частей растений, как __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Тело морской капусты похоже на бурые ________________, которые называются слоевищем.

КУКУШКИН ЛЁН
Кукушкин лён относится к группе _______________.
Растёт во _________________местах.
В своём строении он имеет _________________________,
Но у него не бывает__________________________________________________.
Отмершие мхи образуют залежи ___________________________.
Берегите природу! Она украшает наш мир!

ПАПОРОТНИКИ
Папоротники имеют очень красивые____________, похожие на большие перья.
Кроме листьев, у папоротников есть_______________________________.
Но у них не бывает __________________________________.
Берегите растения! Они обогащают воздух кислородом.

СОСНА
Сосна ___________ растение.
У неё вместо листьев _________.
На месте плодов ________________.
В них созревают ________________.
В земле находятся _________________.
Ещё есть _________, но нет _________________.
Берегите лес! Сажайте деревья! Украшайте мир!

КНИГА – ПРОЕКТ
«Разнообразие растений»
Авторы ученики 3 класса.


О защите природы
Ершов  Алексей
 
Люблю природу русскую.Хочу сберечь от всехЕё творенья чудныеДающие успех.Друзья мои, товарищи,Хочу я вам сказать:«Давайте станем дружненькоПрироду защищать!»Не будем больше мусоритьСледить за ней всегда.И будет благодарнаНам матушка-земля!И будем мы наказыватьВредителей таких...Природу защищатьУчить мы будем их.И будет она пышнаяЦвести, благоухать.Природа наша русскаяВек будет процветать.