Алгоэвристическая программа по химии по теме Галогены


Алгоэвристическая программа для самостоятельного изучения учащимися темы «Галогены»
ClF
F

Br
At
I
Мы изучим непременно, Элементы галогены(А по-русски – солероды), Все от фтора и до йода. Даже новенький астат Быть в семействе этом рад.
Тема урока: Галогены. 
– В одно время галогены называли солеродами. Почему такое название дано этим веществам? Как это название соотносится с названием поваренной соли? В 1811 г. И.К.Швейгер предложил химикам называть эти элементы галогенами («галос» – соль, «генес» – рождаю).– Как вы думаете с чего необходимо начинать изучение любых химических элементов?
Характеристика  химического элемента.
Заполни таблицу.
1.Положение в периодической системе Д.И.Менделеева.
символ Название элемента № периода № группы ArF ClBr I At 2. Строение (схема электронного строения) и свойства
символ Число е на внеш.слое Число эл.слоевR атоманеМеЭО Окислительная способность
F ClBr I At
– Что общего в строении всех атомов галогенов?– Чем отличаются атомы галогенов по строению?– Почему  возрастает атомный радиус в группе?– Какие возможные степени окисления могут быть у галогенов?– Почему фтор является самым электроотрицательным элементом?
Вставь пропущенные по смыслу слова.
В подгруппе сверху вниз заряд ядра _________________, общее количество электронов в атоме_____________, количество электронов на последнем уровне ____________.
Окислительные свойства _____________________.
Угадай элемент!

Открытие данного вещества  произошло в 1826г. Антуаном Баларом, двадцатичетырехлетним  лаборантом  химии.
Пары этого вещества очень ядовиты.
Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.
Многие соединения обладают успокоительным действием
2.Физические свойства
Заполни таблицу
Формулы простых веществ Агрегатное состояние Цвет Запах Растворимость в воде t0
плав. t0
кип.
                                        – Какую закономерность вы выявили при изменении агрегатного состояния и цвета веществ?– Какова закономерность при изменении температур плавления и кипения?
Угадай элемент!

Данное вещество  впервые было получено  шведским химиком К. Шееле в 1774 г.
Во время первой мировой войны это вещество применяли в качестве боевого отравляющего средства. При содержании этого вещества в воздухе количеством 0,9 мл/л смерть наступает в течении пяти минут.
Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им об еззараживают воду)  и при применении отбеливателя
3.Химические свойства
Взаимодействие с металлами
С хлором непосредственно могут соединяться все металлы. Если металлы могут иметь различную степень окисления, то при реакции с хлором они обычно проявляют высшую:
Cu0+Cl20 =Cu+2 Cl2 -1
Запишите уравнения реакций хлора с металлами.
Вывод: галогены _________ в реакции с металлами.

Взаимодействие с водородом  
H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом) H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету) H2 + Br2 = 2HBr + QH2 + I2  = 2HI – Q
– Что можно сказать о скорости химических реакций?  Какой фактор химической реакции оказывает влияние на скорость?
Угадай элемент!
В 1811г. Б.Куртуа, сыном известного селитровара,  из золы морских водорослей было  получено это вещество.
Молекулы этого вещества обладают уникальной способностью проникать в организм даже через неповрежденную кожу. Поэтому спиртовую настойку этого вещества применяют для лечения внутрикожных воспалений.
Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как кровоостанавливающим и обеззараживающим средством
Взаимодействие с солями
Хлор хвалился: “Нет мне равных!”,Галоген я самый главный.Зря болтать я не люблю:Все на свете отбелю!”
Йод своей красой гордился,Твердым был, но испарился.Фиолетовый, как ночь,Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,хоть зловонным, но - румяным,Бил себя он грозно в грудь:“Я ведь бром! Не кто-нибудь…”.
Фтор молчал и думал: “Эх!..Ведь приду – окислю всех ….”
Помогите им решить их спор.
Выполнение эксперимента.
Правила по ТБ:
1. Наливать небольшие количества реактивов, не более 1 мл.
2. Запах определять, направляя ладонью к себе поток воздуха.
Экспериментальная работа “Окислительные свойства галогенов”
Порядок выполнения:
1. В пробирки налейте небольшое количество иодида натрия и бромида натрия.
2. Добавьте хлорную воду и крахмал.

3. Опишите наблюдаемые явления.
4. Запишите уравнения реакции и составьте СЭБ.
NaI + Cl2 —> …….
NaBr + CL2 —> ……
5. Сделайте вывод._________________________________________________________
Учитель:
- А как же будет фтор проявлять себя в растворах солей?
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 –  Br2  –  I2 Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
– Почему для фтора эта реакция нехарактерна?
Фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород.
2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2 
Какие образуются вещества в реакции?
NaCl+ F2 =
KBr +F2 =
NaI + F2 =
(Значит самый главный и важный галоген - фтор, затем хлор, бром и йод).
Сделайте вывод:_________________________________________________________
Угадай элемент!

В свободном состоянии это очень ядовитый газ. Некоторые ученые, когда получали и изучали его свойства, поплатились своим здоровьем.
 В 1886 году А. Муассан  (Нобелевская премия) впервые получил это вещество  в свободном состоянии
Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали.
Его соединения добавляют в зубную пасту