«Основные направления деятельности классного коллектива в процессе моделирования воспитательной системы» (выступление на заседании педагогического совета)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБОУ РК «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
«Основные направления деятельности классного коллектива в процессе моделирования воспитательной системы»
(выступление на заседании педагогического совета)
Воспитатель
Халилева Э.Х.
с.Ферсманово,
2015г.
Воспитание в интернатном учреждении - профессиональная деятельность направленная на воспитание ребенка в коллективе, создание условий для самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Однако следует заметить, что воспитателям сейчас приходится нелегко. В сложный период масштабных политических и социально- экономических преобразований в Крыму и обществе нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен педагогам очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном и классном сообществе.
Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности.
Исследуя ход и результаты формирования модельных представлений о воспитательной системе, я пришла к заключению, что моделирование воспитательной системы класса - это процесс взаимодействия воспитателя со своими коллегами, классным руководителем, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Но проблема в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в среднем и старшем звене
Для решения этой проблемы я поставила целью воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строила воспитательную систему опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов. Основных компонентов системного образования пять. Это можно представить в виде таблицы, (табл.1)
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты
воспитательной системы Составные части (элементы компонентов)
I. Индивидно-групповойкомпонент. 1 .Классный руководитель.
Учащиеся класса.
Родители учащихся.
Педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
II.Ценностноориентационный компонент. Цели и задачи воспитания.
Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
III.Функционально-деятельностный компонент. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы.
Педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного сообщества.
IV. Пространственно- временной компонент. Эмоционально-психологическая, духовнонравственная и предметно-материальная среда.
Связь и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. 4.Этапы становления и развития воспитательной системы.
V. Диагностико- аналитический компонент. Критерии эффективности воспитательной системы.
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Наличие представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволило мне более осознанно и результативно осуществить
деятельность по моделированию и построение системы воспитания учащихся в моём 7 классе. По списку в классе обучается 13 детей - 12 мальчиков и 1 девочка, шестеро из них пришли обучаться в наш класс в этом учебном году и один мальчик, занимающий позицию лидера в классе, ушёл. Поэтому, остро встал вопрос о построении новой воспитательной системы класса.
В ходе моей педагогической работы и изучения литературы, мной определены формы, методы и приемы, который воспитатель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса (табл.2).
Основные направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации задач
Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
Определить уровень сформированное™ класса, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.
4.Определить эффективность учебно- воспитательного процесса. Анкетирование, игры, методики для исследования мотивов участия школьников в деятельности и для определения
общественной активности учащихся. Составление карты интересов и увлечений учащихся класса.
Мастерские общения.
Тестирование сформированное™ коллектива, состояние межличностных отношений с помощью игр, социометрия.
Проектирование целей, перспектив и образа
жизнедеятельности классного сообщества. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.
Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.
3. Выявить способы и
условия использования
возможностей
окружающей среды вразвитии личности и
формированииклассного коллектива. Организационно-деятельностные игры, кл.час “ Класс, в котором я хотел бы учится”
Конкурс “Устав класса”, “Мой класс сегодня и завтра”
Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию
развивающей среды личности ребенка. 1 .Содействовать
формированию
благоприятной
эмоционально-
психологической и
нравственной
атмосферы в классе.
2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.
“Разговор при свечах”, “Волшебный стул”. Любые формы коллективной деятельности, участие в общешкольных делах и мероприятиях.
Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса. Поэтому, для формирования воспитательной системы класса, я разработала программу по достижению результативного воспитания учащихся моего класса.
Цели и задачи программы.
Цели: формирование ценностного отношения к социальной реальности: получение опыта самостоятельного общественного действия.
Задачи:
Формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское воспитание, социальное, личностное и интеллектуальное развитие; самосовершенствование учащихся, обеспечивающее их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление их здоровья;
Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, овладению компетенциями и компетентностями, определяемыми личностными, семейными, общественными и государственными потребностями и возможностями обучающегося;
Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
Приобретение конкретного социального опыта.
Эта программа охватывает следующие направления деятельности классного коллектива: проблемно-ценностное общение, гражданско-патриотическое воспитание, познавательная и интеллектуально-творческая , спортивно- оздоровительная. социально значимая деятельность, профориентационная работа, межнациональная коммуникация и воспитание толерантности.
Программа включает следующие модули:
• Дискуссионный клуб - Час общения «Умею ли я слушать?» Практикум «Как дружить без ссоры». « Азбука нравственности». Круглый стол «Я личность». Диспут «Счастье как этическая и нравственная категория»
• «Я гражданин России» - Эрудит-аукцион «С Россией навсегда», Интерактивная беседа «Страна в которой я живу...» , классный час « Школа - мой дом», конференция «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!»
• «Чемодан прав» - деловая игра «Интеллектуальный детектив»,
• Интеллектуальные викторины «ЗаУмная семейка» - цикл викторин, турниров, брейн-рингов по различным блокам: природа, литература, физико-математический, тематических и юмористических.• Интерактивные познавательные экскурсии — Путешествие по карте «Самые известные города России».
• «Олимпийская зачётка» - участие в соревнованиях в г.Санкт- Петербург, участие в соревнованиях по борьбе в г. Симферополь, участие в общешкольных соревнованиях по волейболу, шашкам и шахматам, бадминтону, в смотре-конкурсе военной песни.
«Разноцветный мир» - Обозрение «Национальные традиции требуют уважения», классный час «Трудное слово «толерантность»», интерактивная беседа «Корни людей»
«Истории, которые учат миру» - классный киноклуб: просмотр и обсуждение фильмов «Мальчик в полосатой пижаме», «Жизнь прекрасна».
• Мини-экспедиция «Рядом чудо!» - «Самая длинная улица» «Ботанический уникум города», «Люди рядом со мной», «История в памяти города», « Уникальные природные памятники».
• «Ключ» - Разговор «Не спешите языком, торопитесь делом», «Дневник выбора профессий»
• «Территория первых» - годовая творческая игра.
• Календарные праздники - участие в общешкольной новогодней программе, подготовка и участие в концертах ко дню 8 марта, к 23 февраля.
Составленная мной программа теоретически и практически отвечает всем принципам системной организации воспитательного процесса, а главное запланированные и проводимые мероприятия нравятся главным участникам - детям.
В соответствии с ФГОС планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей воспитания, которая даёт представление о том, какими именно действиями овладеют воспитанники. Результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний ( об общественных нормах, правилах, одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень - получения учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества: человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура.
Третий уровень - получение самостоятельного общественного действия.
Надо сказать, что я начала работать по этой программе в этом учебном году, с формированием моего нового классного коллектива. Программа рассчитана на два года. Поэтому, оценивая результаты нашей с классом деятельности, могу сказать, что мы находимся на первом уровне. Уже сейчас классный коллектив сформирован, дети активно принимают участие во всех школьных общественных мероприятиях, спортивной жизни класса и школы, неоднократно награждались грамотами и дипломами. В целом коллектив дружен, ребята часто приходят на помощь друг к другу, эмоционально настроены позитивно, творчески. Я надеюсь, что использование данной программы позволит нашему классу добиться результатов третьего уровня. Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого , который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой школьной жизнью, то он обязательно получит высокие результаты воспитательной деятельности.
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С. Макаренко