Выступление на заседании педагогического совета.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя ОБЖ Пшидаток А.М.

Тема педагогического опыта.
Воспитание культуры безопасности школьников в учебном процессе и через систему межпредметных связей и внеклассных мероприятий.
Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной системы защиты граждан, действующей на всех уровнях. Соответственно возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость опыта состоит в разработке методики воспитания культуры безопасности у подростков в условиях сельской школы.
Источник изменений.
По оценкам ученых, в первой половине XXI в. может произойти эволюционный кризис всего человечества как биологического вида. Одной из основных его причин является современный стиль жизни населения планеты, ведущий к недопустимому уровню расхода природных ресурсов и выброса веществ, загрязняющих окружающую среду. Результатом этого является исчерпание в самое ближайшее время запасов невозобновляемых природных ресурсов Земли и многократное превышение предельно допустимой антропогенной нагрузки на биосферу, резкое снижение уровня здоровья населения. В настоящее время все очевидней становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.
Теоретическая база опыта.
- Воспитание культуры безопасности школьников; Воспитание культуры личной безопасности (Мошкин В.Н.). - Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке (Зеленков В.Ю.). - Культура безопасности жизнедеятельности: системообразующий фактор снижения риска чрезвычайных ситуаций в современной России; Основы формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций; Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). (Воробьёв Ю.Л.).
- Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем (Дурнев Р.А.)
Идея изменений.
По оценкам ученых, безопасность жизнедеятельности человека напрямую связана с обеспечением безопасности окружающей среды. Необходимо, чтобы защита окружающей среды стала приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Для этого нужно развивать новое мировоззрение, систему идеалов и ценностей, формировать качества личности безопасного типа. Одним из наиболее эффективных (если не единственно возможных) путей достижения этого является формирование соответствующей культуры как основы существования.
Концепция изменений.
В современной практике обучения курс ОБЖ способствует формированию системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» способен решить задачу, которую не решала до этого ни одна учебная дисциплина, а именно: преодолеть фрагментарное базовое знание через объединение физики, химии, биологии, географии, истории, экологии и других дисциплин в единый смысловой блок, объясняющий обучающемуся, зачем ему нужны эти знания и как ими пользоваться.
ОБЖ – интегративная дисциплина. Её основы формируются исходя из её комплексной сущности, возникшей на стыке естественных, общественных и технических дисциплин; она изучает закономерности и механизмы защиты человека и общества. При этом ОБЖ не ставит своей целью взять часть материала этих предметов. Наоборот, ОБЖ даёт новое видение явлений, изучаемых биологией, физикой, химией, экологией, указывает на объективно существующие законы и тем самым делает интегрированные знания обучающихся более глубокими и практичными.
В учебном процессе можно выделить три вида межпредметных связей, интегрирующих ОБЖ с другими предметами:
1. Предшествующие, когда при раскрытии того или иного вопроса педагог опирается на знания обучающихся, полученные при изучении других предметов. Так, например, при изучении в 7 классе темы «Последствия извержения вулканов. Защита населения» обучающиеся опираются на знания о вулканах, их строении и размещении на Земле, полученные на уроках географии.
2. Сопутствующие, когда ряд фактов, понятий, определенная информация одновременно разбираются на уроках ОБЖ и в курсах других предметов. К сожалению, реализация такого вида связей – дело случая, хотя при хорошо продуманном и высокоорганизованном учебно-воспитательном процессе сопутствующие связи должны стать основными.
3. Перспективные, когда изучение материала по ОБЖ опережает их рассмотрение на уроках по другим предметам. Так, например, в 8 классе обучающиеся знакомятся с аварийно химически опасными и радиоактивными веществами, о большинстве из которых на уроках химии им только предстоит узнать.
Таким образом, в курсе ОБЖ предметные знания обучающихся о безопасности, усваиваемые на уроках других учебных дисциплин, обобщаются, систематизируются, корректируются, дополняются, уточняются, выступают основой формирования умений и навыков безопасного поведения. В то же время знания и умения, усвоенные на уроках ОБЖ, совершенствуются на уроках химии, физики, биологии, физической культуры и других дисциплин.
В современной практике обучения курс ОБЖ способствует интеграции усилий педагогов и обучающихся в формировании системы знаний и умений безопасной жизнедеятельности. Приведу несколько примеров межпредметных связей на уроках из своей практики:
ОБЖ - математика – умение делать математические расчёты при решении ситуационных задач по ОБЖ, анализировать графики;
ОБЖ - география – умение найти на карте район чрезвычайной ситуации, определить стороны горизонта и своё местонахождение на местности;
ОБЖ - история – дополнительное знакомство с историческими фактам: например, с историей пожарного дела, историей гражданской обороны нашего государства, Днями воинской славы России;
ОБЖ - литература – использование литературных произведений при изучении чрезвычайных ситуаций различного характера. Например, для самостоятельного определения и формулирования обучающимися темы урока.
Педагогическая практика показывает, что широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у обучающихся такие межпредметные умения, как: устанавливать и объяснять причинно-следственные связи явлений различной природы, систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов естественного цикла.
Таким образом, если знания, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по различным дисциплинам, будут взаимосвязаны, взаимообусловлены и будут представлять собой единый комплекс, человек сможет успешно действовать в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, при выполнении сложных жизненных задач. В практике обучения существует скорее тенденция к такой интеграции, проявляющаяся в эпизодических, преимущественно стихийных и случайных межпредметных связях. Принципиально важно другое. Такого рода интеграционные процессы лишь способствуют, но не обеспечивают реализации тенденции перехода от обучения умениям и навыкам безопасной жизнедеятельности к воспитанию мировоззренческой, нравственной и психологической готовности к безопасной жизнедеятельности. Существует необходимость интеграции частных воспитательных процессов (в преподавании отдельных учебных дисциплин) в целостную систему воспитания культуры безопасности в учебном процессе.
Технология опыта.
Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ являются: формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, правилам безопасного поведения в образовательном процессе и в производственной деятельности. Но 1 урок ОБЖ в неделю в школе не позволяет реализовать эти требования в полной мере. Поэтому большое внимание уделяем межпредметным связям и внеклассной работе, особенно в области экологии. В школе традиционными стали такие мероприятия как «Колесо безопасности», «День здоровья», военизированные эстафеты, ежегодное участие в турслётах,зарницах, экологические акции по очистке и озеленению территории и др.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности). - высокая активность участия во внеклассных мероприятиях; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;
- участие в районных мероприятиях;
- отсутствие проблем адаптации при поступлении в городские учебные заведения;
- отсутствие проблем адаптации во время службы в армии
Адресная направленность опыта. Школьные педагоги.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
- Участие в межшкольных и районных методических объединениях
- Планы-конспекты открытых уроков с компьютерными презентациями.
- Общешкольные мероприятия презентации на темы «Здоровый образ жизни», «Права школьников», «Вредные привычки» и др.
- Участие в районных мероприятиях (Турслет, «Безопасное колесо», «Ану-ка парни», «Спартакиада допризывной молодежи» и др.)



15