Статья на тему: Обучение родителей практическим приёмам работы по устранению нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия


Статья на тему: Обучение родителей практическим приёмам работы по устранению нарушений звукопроизношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием индивидуальных и наглядных форм работы.
Выявлено, что индивидуальная форма работы логопеда с родителями, включает в себя следующее: индивидуальные практикумы (по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми), посещение занятий логопеда, тетрадь для домашних заданий (или тетрадь взаимосвязи логопеда и родителей), индивидуальные карточки-задания и др.
Наглядные форма работы логопеда и родителей включали в себя следующие: речевой уголок, экран звукопроизношения и др.
В формирующем эксперименте исследования устранение нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальных групп осуществлялась с использованием индивидуальной формы совместной работы логопеда и родителей.
Рассмотрим реализацию выше изложенных форм работы в формирующем эксперименте исследования.
Для устранения нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи экспериментальных групп нами проводились индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми.
Наш практический опыт и опыт логопедов дошкольного образовательного учреждения показал, что есть родители, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности. Эти родители приходили на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание мам или бабушек обращалось на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучались практическим приёмам работы с ребёнком.
Практикумы носили коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Нами заранее были подготовлены «опорные» карточки, схемы, таблицы, что облегчало понимание родителями предлагаемого материала.
Практикумы направлены на обучение родителей формированию и закреплению артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия старших дошкольников. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
Практикумы по обучению родителей формированиею фонематического восприятия старших дошкольников включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем).
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восриятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, диф-ференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте — вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов
.