ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
И.В. Ельдецова,
ГБОУ ВПО ОмГМУ
Минздрава России, колледжРазработка проекта практического занятия – важный компонент педагогической деятельности преподавателя, особенно в рамках внедрения ФГОС 3-го поколения. На основе теории поэтапного формирования умственных действий этот процесс можно представить следующими последовательными этапами:
формулирование целей занятия;
разработка ориентировочной основы целевой деятельности (ООД);
отбор методов обучения;
разработка системы педагогического контроля;
разработка плана проведения занятия;
отбор средств обучения.
Конечные цели изучения темы дисциплины должны стать ориентиром для всех остальных компонентов практического занятия (методов обучения и контроля, средств обучения, плана занятия), поэтому на первом этапе очень важно педагогически грамотно сформулировать эти цели, соблюдая все общие психолого-педагогические требования.
Общую цель изучения темы дисциплины целесообразно сформулировать как деятельность (или обобщенное умение), которая будет сформирована у студента в результате освоения темы на занятии, например: «формирование профессиональной деятельности (умения) обработки базы данных пациентов средствами электронных таблиц» или «формирование познавательной деятельности через определение на изображениях (схемах, рисунках) типологии компьютерной сети медицинского учреждения». Чтобы реализовать обобщенную цель занятия, студент должен выполнить задания для самоподготовки и определенные задания на самом практическом занятии под руководством преподавателя. Поэтому должны быть конкретизированы как цели самоподготовки (цели исходного уровня), так и цели работы на занятии (уровень подготовленности по теме). Для этого обобщенную целевую деятельность делят на действия.
Содержание целей исходного уровня - это те знания и умения, которые формируются у студента в процессе выполнения заданий для самоподготовки. Если преподаватель дает задание просто прочитать соответствующие разделы учебника, то цель такой деятельности можно сформулировать как «иметь представление о …». Однако можно поставить перед студентами достижимые, но более весомые цели: «знать классификацию…», «знать алгоритмы…». Если для достижения конечных целей изучения темы требуются знания и умения, сформированные при изучении предыдущих тем или даже других дисциплин, их можно указать в целях самоподготовки.
Уровень подготовленности по теме должен быть представлен теми действиями, которые входят в состав заявленной в обобщенной цели деятельности, то есть должны быть перечислены умения, формируемые в процессе проведения практического занятия. Например, заявленная в общей цели занятия деятельность «профессиональное умение обработки базы данных пациентов средствами электронных таблиц» может быть конкретизирована следующими действиями, её составляющими:
осуществить сортировку базы данных пациентов по определенным характеристикам;
осуществить поиск данных с помощью автофильтрации;
осуществить поиск данных о пациенте по заданному критерию в окне формы;
вычислить промежуточные итоги по заданному столбцу базы данных
и т.д.
После определения умений в целях нужно указать знания, которыми должны овладеть студенты. Для выполнения указанных в приведенном выше примере действий студенты должны знать:
способы формирования баз данных;
основные приемы сортировки, фильтрации и поиска информации;
принципы работы с окном формы и вычисления промежуточных итогов и т.д.
При проектировании целей практического занятия необходимо помнить, что в ходе его проведения формируются не только профессиональные компетенции (профессиональная деятельность), но и коммуникативные. Поэтому в цели необходимо добавить «формирование у студентов умений общаться между собой и с преподавателем, точно выражать свои мысли и пр.».
Таким образом, результатом проектирования должна стать система целей, в которую входят обобщенная цель изучения темы, цели исходного уровня, цели изучения темы на занятии (уровень подготовленности по теме) и коммуникативные цели. Все остальные компоненты технологии занятия должны быть ориентированы на достижение целей обучения.
Следующим этапом проектирования занятия является разработка ориентировочной основы целевой деятельности (ООД) – инструкции к её выполнению с обоснованием. Определенные на первом этапе цели занятия составят алгоритм ООД, который может быть линейным, разветвленным или смешанным. Сведения-ориентиры – информация, на которую опирается студент, выполняя действия, – также уже определена, если в целях есть раздел «студент должен знать». При составлении ООД эти сведения должны быть детализированы, так если в целях записано «знать принципы работы с окном формы и вычисления промежуточных итогов», то в ООД следует эти принципы перечислить.
Ориентировочная основа целевой деятельности составляется для применения в учебном процессе, студенты будут опираться на неё при выполнении умственных действий - решении ситуационных задач, заданий в тестовой форме, логических упражнений и пр.
Для формирования творческого подхода к выполнению заданий студенту сначала предлагаются простые задачи, затем с недостаточными данными, избыточными данными и другие виды.
Форма ООД имеет большое значение, она должна быть удобной в использовании. Если алгоритм ООД разветвленный или смешанный, то ООД необходимо представить в форме схемы.
Ориентировочная основа действия в форме схемы
Сведения - ориентиры
Действие
Разработка ориентировочной основы действия для обучения
Алгоритм (операции)
Представить деятельность как алгоритм действий
Представить каждое действие как алгоритм операции
Каждой операции подобрать сведения из дисциплины
Изобразить ООД в одной из форм
Морфологическая и функциональная структуры деятельности, определение ООД, формы алгоритмов ООД
Определение понятия «знание», классификация знаний в педагогике
Формы ООД (пункты текста, таблица, схема), принцип выбора формы
Сведения - ориентиры
Действие
Разработка ориентировочной основы действия для обучения
Алгоритм (операции)
Представить деятельность как алгоритм действий
Представить каждое действие как алгоритм операции
Каждой операции подобрать сведения из дисциплины
Изобразить ООД в одной из форм
Морфологическая и функциональная структуры деятельности, определение ООД, формы алгоритмов ООД
Определение понятия «знание», классификация знаний в педагогике
Формы ООД (пункты текста, таблица, схема), принцип выбора формы

Если алгоритм линейный, то ООД рекомендуется представлять в форме таблицы.
Ориентировочная основа действия в форме таблицы
Действие Разработка ориентировочной основы действия для обучения
Алгоритм (операции) Сведения-ориентиры
1. Представить деятельность как алгоритм действий Морфологическая и функциональная структуры деятельности, определение ООД, формы алгоритмов ООД)2. Представить каждое действие как алгоритм операций 3. Каждой операции подобрать сведения из дисциплины Определение понятия «знание», классификация знаний в педагогике
4. Изобразить ООД в одной из форм Формы ООД (пункты текста, таблица, схема), принцип выбора формы.
При выполнении студентом алгоритма необходимо отслеживать выполнение всех пунктов и предлагать обосновывать свои действия и выводы. При этом каждый студент должен выполнять действие самостоятельно, а не быть наблюдателем.
На следующем этапе выбираются методы обучения. Целесообразно в проекте практического занятия к каждому умению, запланированному в целях изучения темы на занятии, подобрать систему конкретных методов обучения и представить этот раздел в форме таблицы.
Цели изучения темы Группа методов Конкретное обучающее действие
При выборе методов контроля и разработке контролирующих заданий (контрольно-измерительных материалов) для проведения практического занятия по теме необходимо ориентироваться на содержание целей обучения.
Адекватным методом определения исходного уровня знаний является тестирование с помощью компьютерных программ, позволяющее за короткое время установить уровень подготовленности всех студентов группы. Количество тестовых заданий определяется эмпирически – на их выполнение в плане занятия целесообразно отвести 10-20 минут. При отсутствии такой возможности контроль можно провести и традиционным методом собеседования – фронтальный опрос (вопрос-ответ или обсуждение проблемы). Функция данного вида контроля в основном мотивационная и обучающая, он диагностирует общие знания о содержании темы.
В процессе выполнения студентами заданий самостоятельной работы на практическом занятии контроль также необходим, он реализует функцию, корректирующую и выполняется, экспертным методом – чаще это устное собеседование с преподавателем, однако он может осуществляться и с помощью компьютерных программ, если программа контролирует ход выполнения задания определенного класса и может вести диалог с обучаемым.
В конце занятия проводится контроль для выявления успешности достижения поставленных целей практического занятия. Тестовые задания необходимо составлять таким образом, чтобы они выявляли умение использовать знания (общие и частные) в выполнении действий.
Деятельностный подход предполагает, что все учебное время студент на занятии работает сам, но под руководством преподавателя, т.е. студент выполняет какие-либо обучающие и контролирующие задания, а преподаватель организует и контролирует эту работу. Таким образом, при планировании занятия необходимо стремиться к созданию условий выполнения действий (т.е. заданий) для каждого студента.
Общий план проведения занятия будет выглядеть следующим образом:
1) организационный момент;
2) актуализация опорных знаний (контроль исходного уровня знаний);
3) самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя;
4) осмысление и систематизация полученных знаний и умений;
5) подведение итогов занятия, задание для подготовки к следующему занятию.
Исходя из современного компетентностного подхода к качеству подготовки специалистов, учебное время практического занятия распределяется между методами обучения. Для определения эффективности распределения времени практического занятия можно использовать условный показатель – «среднее время активной работы студента». Под активной работой понимается действие студента по выполнению заданий, при этом преподаватель обязательно контролирует выполнение этого действия. Если контроля не было, нельзя считать, что студент работал. Например, студент решает ситуационную задачу устно под контролем преподавателя в течение 5 мин., остальные 9 студентов наблюдают. В этом случае 5 минут активно работал 1 студент, а среднее время активной работы каждого студента группы вычисляем делением - 0,5 минут.
Если студенты знакомились с информацией (слушали преподавателя, наблюдали за выполняемым преподавателем действием и пр.), этот период нельзя оценивать как период активной деятельности, т.е. среднее время работы каждого студента в этот период равно 0.
План практического занятия может быть представлен таблицей – хронокартой, например:
№ Этапы занятия Код формируемых компетенций Вре-мя(мин)
1. Организационный момент. ОК1-14
ПК 1.1-1.3, 2.1-2.3,2.6 5
2. Целевая установка. Мотивация учебной деятельности. 5
3. Актуализация опорных знаний.
Устный фронтальный опрос.
Формирование баз данных, осуществление сортировки, фильтрации, поиска информации, работы с окном формы и вычисление промежуточных итогов. 15
4. Методические указания к проведению самостоятельной работы 10
5. Самостоятельная работа студентов.
Работа с интерактивным учебником «Microsoft Excel 2003», модуль №7,8
Конспект теоретической части дидактического материала обучающего характера стр. 40-43
Выполнение практических заданий № 1-11, стр.44-46
Выполнение комплекса упражнений физкультурной паузы общего воздействия через каждые 30 минут самостоятельной работы. 120
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений.
Машинный (программированный) контроль в форме тестирования. Выполнение теста в интерактивном учебнике «SIN» по модулю №9 15
7. Подведение итогов занятия 5
8. Домашнее задание.
Работа с учебником по теме «Обработка данных средствами Microsoft Excel», составление конспекта дополнительного материала, стр.315-330. 5
Время -180 мин
Только после разработки целей, ООД, методов обучения и контроля, плана проведения занятия можно перейти к подбору средств обучения.
Информационные средства обычно включают официально изданные учебники, учебные пособия, а также различные материалы, разработанные преподавателем (задания для самостоятельной работы, блоки информации, учебно-методические комплекты занятия и пр.).
Материально-технические средства ограничены возможностями кабинетов информатики, поэтому если проектируется занятие для проведения в существующих условиях, средства подбираются из имеющихся. Например, для проведения занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» тема «Выполнение обработки баз данных пациентов средствами электронных таблиц» в Омском медицинском колледже Минздравсоцразвития используются следующие материально-технические средства: компьютеры с лицензионным программным обеспечением, мультимедийный проектор, экран, интерактивная приставка к проектору EIKI I-Kit , интерактивные учебники «Microsoft Excel 2003» и «SIN».
Таким образом, проектирование практического занятия на основе теории поэтапного формирования умственных действий позволяет выявить недостатки в существующей организации учебного процесса, стимулирует разработку новых средств и методов обучения, активизирует творческую активность преподавателя.