Внеклассное мероприятие к 8 Марта «Коса — девичья краса»

Коса - дівоча краса

Ведучий 1. Здравствуйте, дорогие друзья!
Ведущий 2. Селям алейкум!
Ведучий 1. Щиро вітаємо всіх!
Ведущий 2: Сейчас на дворе весна. Она ассоциируется у нас с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.
Ведучий 1. И мы собрались здесь, чтобы поздравить мам, бабушек, девушек и девочек с праздником Крымской Весны.
[Музыка. Высупление – стихи, песня 2 класс]

Ведучий 1. Только материнская любовь сможет согреть в стужу, помочь в трудную минуту, вдохновить на подвиги. Ведь мама – это самое дорогое, что есть у ребенка. [Музыка. Стих 4 класса].

Ведучий 2. Но ведь и бабушки тоже мамы, мамы наших пап и мам. Их тоже несомненно стоит поздравить! Сейчас для наших мам и бабушек ребята 1 класса покажут мини-сценку: «Три мамы!» [Музыка. Высупление]

Ведучий 1. Вот как, оказывается, трудно быть мамой! Давайте-ка ребята подарим мамам и бабушкам в честь праздника наши замечательные подарки! [Музыка]

Ведучий 2. Весна! Солнце. Зелень. Соловьиные трели. Улыбки.
Ведучий 1. Красивые девчата!
Ведучий 2. Да, ты прав. А ты знаешь, что самое богатое украшение девушки – её коса. Издавна у всех народов, у людей всех национальностей ценилась девичья коса.
Ведучий 1. Адже недаремно кажуть: «Коса – дівоча краса».
Ведучий 2 Чем больше коса, тем краше девица.
Ведучий 1
Ведучий 2 Хорош соловей голосом, а девица волосом.
Ведучий 1 І зараз хочеться поговорити про красу дівочої коси, і взагалі про дівочу красу, моральну гідність, народні традиції, які треба зберегти й збагачувати.
Ведучий 2. Девушки разных национальнотей косы заплетали по - своему. Русская девушка плела одну косу. И, бывало, тихонько приговаривала: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса».
Ведучий 1. Крымскотатарские  девушки плели две косы, которые струились по гибкому стану.
Ведучий 2. Для красоты в косы вплетали яркие ленты или золотые нити. Было придумано много способов того, как красиво их можно было заплести.
Ведучий 1. Давайте посмотрим, как же заплетены наши девочки. Мы приглашаем их на сцену.(Під звуки музики дівчата-учасниці піднімаються на сцену.)
Ведучий 2. Здавна на Русі існував непорушний звичай: умившись вранці, дівчина мусила перш за все розчесати та заплести косу. Якщо ж вона сідала до столу або бралася до роботи з нерозчесаним волоссям, то про неї казали люди: «У неї на голові сорока гніздо вила», або «У неї в косах сім чортів кублилося».
Ведучий 1. Поэтому девочки с детства приучались ухаживать за волосами, чтоб оно росло быстрее и было красивым. А для этого существовало множество рецептов: как мыть, чем укреплять, чем полоскать, чтоб они приятно пахли.
Ведучий 1. А наши участницы получили зарание домашнее задание: рассказать один из народних рецептов ухода за волосами.
(Дівчата по черзі виголошують свої рецепти.)
Ведучий 2. Спасибо вам. Я думаю, что многие будут пользоваться этими рецептами.
Ведучий 1. Мы просим наших девочек занять свои места в зале. (Музыка.)
Ведучий 2. Для девочки коса олицетворяла собой переход из детства в более взрослую жизнь. Пока ей подрезали волосы, она была девчушкою, но как только ей плели косу, она становилась девушкой на выданье.
Ведучий 1. В пятилетнем возрасте волосы девочки сплетали крестом: брали пряди волос спереди, с затылка, после чего по очереди с правого и левого уха. Их связывали посередине, при этом приговаривая: Как связаны волосы, так чтобы парни вязались.
Ведучий 2 . Лента, вплетенная в косу, означала, что девушка готова к замужеству. Как только проходило просватанье, лента вплеталась только в половину косы, а уже к ней прикреплялся и сам знак просватанья – широкая длинная лента.
Ведучий 1. А мы приглашаем на сцену пару от каждого класса.
Ведучий 2. Ваша задача очень проста. Пока исполняется песня, вы должны заплести косу. (Музыкана выход. Игра)
Ведучий 1. А мы предлагаем послушать вам українську народну пісню «Ой у вишневому саду».
(Звучить пісня у виконанні старшокласниці та вчителя музики.)
Ведучий 1. Спасибо за прекрасную песню. А мы подведем итог конкурса.
Ведучий 2. І ми продовжуємо наше свято. Ви всі почули у пісні такі слова: «Чому розплетена коса, а на очах бринить сльоза». І, сподіваюся, всі знаєте, що коса символізувала дівоцтво.
Ведучий 1. На Руси во время свадьбы девичью косу переплетали на две. Косы, в зависимости от местных обычаев, укладывали либо вокруг головы, либо надо лбом, либо на макушке, которые обязательно покрывались платком, либо другими головными уборами ( кика, кичка, венец, кокошник и т.д.]
Ведучий 2. Якщо ж дівчина втрачала честь, то косу їй відрізали та покривали хусткою. Звідси і вираз пішов – «покритка».
Ведучий 1.
Огромную роль отводили платкам. Существовали платки для дома, на работу, праздничные –у таких всегда особенно был украшен угол спадающий на спину, т.к. он был хорошо виден , когда женщины стояли в церкви.
Ведучий 2.
Поэты часто ассоциировали образ России с об
·разом женщины в платке.
А ты все та же – лес, да поле
Да плат узорный до бровей .
Ведущий 1 Волосы женщины прикрывали платками, которые завязывали различными способами. И мы приглашаем принять участие в конкурсе.
Ведучий 2.
Участницы должны продемонстрировать разные способ завязывания платка, и при этом рассказать,чем интересен данный способ. Музыка. Игра
Ведучий 1. Коли дівчину просватали, коса втрачала свою символіку, а тому її розплітали. Це був цілий обряд. Розплітали косу молодший брат або сестра, іноді наречений. А дівчата-подруги в цей час співали пісні. Подивіться фрагмент весільного обряду розплітання коси.
Звучать пісні. "Горіла сосна й палала". 7 клас.(дівчата танцюють.)Заходять дружки, кланяються батькові.
Дружки. - Чи вдома, чи вдома хазяїн дома?
Прокіп. - Заходьте, дівчата, та сідайте, щоб і у вас свати сідали.
Дружки. - А де ж тая діва, що бажала вінка?(Мати показує на молоду)
Уляна. - Спасибі вам, мамо і тато, за хліб - сіль, за те, що мене ростили і добру навчили.
(Кланяється батькам)
Дружки. - Раді послужити тобі, Уляно!
Дружки. - А чи не пора нам розплітати молоду?
Дружки. - Батьки, благословіть цьому дитяті русу косу розплітати?
Прокіп. - Бог благословить. (Молоду саджають на стілець, покритий вивернутим кожухом. Брат розплітає косу сестрі.)
Дружка 1 - Ходи, ходи, Уляно, до хати, Хоче тебе рідна мати вбрати.
Дружка 2 -Дай мені, моя мати, масла,
Ба я тобі корівоньку пасла,
Русу косу помостити,
Щоб віночок примостити.
Дружка 3 - Надворі терен тешуть, А у хаті косу чешуть.
Дружка 4. - Ой стань, ой стань, рідна мати, на стільчик,
Та іздійми із полиці золотий вінчик.
Дружка 5 - Не рік, не дів рідна мати чекала, Щоб віночок на голову наклала.
Дружка 1 - А в перший раз та в добрий час, благословіть, батько-мати, своєму дитяті вінок одягати.
Одарка. - Благословляю тебе, доню, щастям, здоров'ям, добою долею.
Дружка 2 - А тепер, мамо, просимо одягти дочці вінок.
( Мати одягає вінок, дружки з братом беруть молоду і виводять)
Ведучий 1.    О покупке невест, между славянскими племенами, при продаже косы и места молодой в свадебных песнях до сих пор сохранились воспоминания.
Исценизация песни "Как хотела меня мать да за первого отдать"8 класс.
Вбегает брат и кричит: Сваты приехали! Нашу Машку сватать будут.
Невеста. Братец, постарайся,
Братец поломайся!
Не продай сестру,
Ни за рубль, ни за золото...
Брат : Брату мила сестра,
А золото милей.
Сват 1. Здравствуйте, хозяюшка, братики-сестрицы – удалые мастерицы!
Сват 2.Просим разрешить нам поискать в вашем доме жар-птицу красавицу-девицу.
Мать. Заходите. Гостям завсегда рады.
Сват 1. Анисья, отдашь дочь замуж за нашего князя?
Мать. За добра молодца чего и не тодать?
Сват 2. Ну, а ты, братец, продаш косу сестры?
Брат. Продам.
Сват 2. А сколько попросишь?
Брат. Целую гору золота!
Сват 1. Ну, столько у нас нет, а в ларце кое-что иметься. Хватит.
Брат. Еще бы! [Убегает.Музыка]
Дружка. Знать, что к нашей канарейке
Соколы прилетали
И с собой ее взяли,
Соколу в руки дали,
Молодому вручали;
Ты владей, владей, сокол,
Нашей канареечкой;
Не давай ее в обиду
Ты ни свекору, ни свекрови,
Ни деверям, ни золовушкам;
Ты давай выспаться ей
До девятого часу.
Мать. Не плачь, не плачь душа Марьюшка,
Красных девушек не кручини!
Не слези лицо белое,
Рученек не ломай!
Не век нам девовати,
И волюшку распевати. [Уходят]
Ведучий 1.    В истории крымскотатарского народа существовал обычай плетения косы  девушкам,  выходящим замуж. За день до свадьбы подруги невесты, напевая  прощальные песни, расплетали волосы и из одной косы заплетали две. Это означало, что с этого  времени ее одинокая жизнь  заканчивается, теперь ей предстоит судьбу делить на двоих,  девушку  будут считать замужней. После замужества косы у женщин прятались в тюбетейки. (Обряд) Под народную крымскотатарскую песню.
Ведучий 2. Я впевнений, що мода на коси ще повернеться. Хай там що, а в довгій косі до пояса завжди відчувається щось ніжне і прекрасне. Тож нехай у нас відроджується традиція носити довге волосся.
Ведучий 1. А за окном весна. В душе весна. И звучит песня про весну. Музыка. 5класс.
Ведучий 2. А тепер наступило время предоставить слово нашему жюри, которое все время следиль за нашими выступлениями и конкурсами..
Ведучий 1. Мы поздравляем с празником наших дорогих женщин и одноклассниц.С празником ВЕСНЫ!
Ведучий 2. Оставайтесь всегда такими же красивими, какими вы были на этом празднике!
Ведучий 1. Счастья Вам, здоровья, мирного неба над головой!

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15