Рабочая программа по литературному чтению 3 класс ФГОС НОО Школа России


МБОУ «Верхнезаимская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано:
Директор МБОУ Зам. директора по УР «Верхнезаимская СОШ»
/_______/_____________ /_______/_____________
«_____»__________ 2014г. «_____»__________ 2014г.

Рабочая учебная программа
Чирва Н.А. (учитель начальных классов,1 квалификационная категория, пед. стаж 7 лет)по литературному чтению для 3класса
на 2014-2015 учебный год
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение» в 2 частях: Учебники для 3 класса, Москва: Издательство «Просвещение» 2-е издание, 2013г.
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

с. Верхняя Заимка 2014- 2015 уч.г.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся на уроках внеклассного чтения в 3 классе.
Обучающиеся должны знать:
1)       детские книги и произведения писателей, с которыми знакомились на уроках
2)       элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие).
3)       выбирать книгу: определять примерное содержание книги по ее элементам, ориентироваться в книгах одного автора или однотемных книгах разных авторов, пользоваться рекомендательным списком, выбирать книги по теме, охарактеризовывать выбранную книгу в целом.
4)       читать книги: прочитывать за неделю произведение объемом 10-12 страниц к концу 1 полугодия и 20-25 страниц к концу 2 полугодия.
5)      подготавливаться к ответу по прочитанному, пользуясь рекомендациями учителя, правильно называть книгу и произведение, воспроизводить содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя, выделять законченную по смыслу часть текста, читать ее или передавать ее содержание, пользуясь любым освоенным видом пересказа. 6)      содержательно проводить досуг с помощью книги – играть в литературные игры, с которыми познакомились  в процессе обучения.
 
К концу 3 класса дети должны уметь:
осознанно, правильно, выразительно читать подготовительные тексты; темп чтения вслух 40-45 слов/мин (1 полугодие)– 65-75 слов/ мин (2 полугодие), про себя – на 15-20 слов больше;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
делить текст на части, составлять простой план;
самостоятельно формулировать главную мысль текста;
создавать монологи небольшого объема, связанные с прочитанным произведением;
выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
слышать звучание стиха (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;
подробно и выборочно пересказывать текст;
находить в тексте материал для характеристики героя, сравнивать поступки героев
прочитанных произведений и давать им свою оценку;
составлять рассказ – характеристику героя;
составлять устное и письменное описания;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось, как написано, и почему);
относить произведения к жанрам рассказа, сказки по определенным признакам;
различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений;
ставить вопросы к прочитанному тексту;
Организация учебно-воспитательного процесса в 3 классе
Исходя из уровня подготовки учащихся, предусматривается использование следующих форм обучения: типовой урок, игра, проверочные и самостоятельные работы, тесты; методов обучения: объяснительно-иллюстративный, практический, словесный. Регулярное включение игровых моментов, занимательного материала будут способствовать более прочному усвоению материала.
Организации оценивания учебных достижений младших школьников
Характеристика цифровой оценки (отметки):
– «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
– «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов (два недочета приравниваются к одной ошибке) по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;– «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
– «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение).
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
В Федеральный компонент государственного образовательного стандарта определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника: в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости).
Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставлять цифровую отметку по технике чтения не рекомендуется.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6,4 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами, знак препинания). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время. Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова – 6,4 знака.
Оценивание навыка чтения вслух в 3 классе
Класс Общая оценка Ответы по содержанию текста Чтение без ошибок Выразительность чтения Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста
3 «Справился» Осознание общего смысла прочитанного текста Наличие не более 4-5 ошибок
(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка Не менее 65 сл/мин
«Не справился» Непонимание общего смысла прочитанного теста Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности Менее 65 сл/мин
Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.
Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.
Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.
Оценивание навыка чтения про себя в 3 классе
Класс Общая оценка Ответы по содержанию Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста
3 «Справился» Правильно выполнено не менее 25% заданий Не менее 85 сл/мин
«Не справился» Правильно выполнено менее 25% заданий Менее 85 сл/мин
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
выразительное чтение текста;
пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
выразительное чтение наизусть;
составление простого плана;
создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного текста
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
Класс: третий
Учитель: Чирва Н.А.
Количество часов
Всего 136 часов, из них 2ч резервные; в неделю 4 часаПлановых контрольных и проверочных уроков 11 ч, тестов 11ч.
Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В. Бойкиной в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».
Учебники:
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина «Литературное чтение с аудиоприложением на электронном носителе» в 2 частях: Учебник для 2 класса, 2-е издание, Москва, Издательство «Просвещение», 2013г.
Дополнительная литература:
Название, автор, издательство, год издания:
«Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение. 3 класс» (составитель С.В. Кутявина Москва, Издательство «ВАКО», 2012);
«Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс» М.В.Бойкина, Л.А. Виноградская, Издательство «Просвещение», 2013
Аудиоприложение к учебнику, составители И.В.Рябушкина, Н.А.Стефаненко, Издательство «Просвещение», 2013
Темы проектов:
Сочиняем вместе волшебную сказку.
Праздник поэзии.
Календарные сроки
№ уроков Тема,
количество часов Планируемые результаты Возможные виды
деятельности учащихся
Освоение предметных знаний
Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Самое великое чудо на свете (4 ч).
1 Знакомство с учебником по литературному чтению.
Учебник с.3-4 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.
Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Ориентироваться в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержания главы. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Пользоваться словарём учебника. Составлять связное высказывание по
иллюстрациям и
оформлению учебника.
2. Рукописные книги
Древней Руси.
Учебник с.6-7 Подготовка сообщения на основе статьи учебника, используя данные вопросы. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации.
3-4 Первопечатник
Иван Федоров.
Проверим себя.
Учебник с.8-12. Фотографии, рисунки, текст – объекты для получения необходимой информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы. Написать небольшой рассказ о книге
как великом чуде, используя слова из «Рабочей тетради».
Устное народное творчество (14 ч) 1 Русские народные песни.
Учебник с.14-17 Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Русские народные
песни. Обращение к силам природы. Лирические народные
песни. Шуточные народные песни.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.
Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отвечать на вопросы
учебника.
2 Докучные сказки.
Учебник с.18-21 Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская резная игрушка. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.
Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть виды прикладного искусства. Отвечать на вопросы
учебника.
Сочинять свою докучную сказку.
Выполнять рисунок к сказке.
3-4 Сказка.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Учебник с.22-27 Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев. Иллюстрации к сказке И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев сказки. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Отвечать на вопросы
учебника.
Придумывать свои сказочные истории.
Выполнять рисунок к сказке.
5-8 Иван – царевич и серый волк.
Учебник с.28-39 Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев. Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев сказки. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Сравнивать героев сказки, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Отвечать на вопросы
учебника.
Придумывать свои сказочные истории.
Выполнять рисунок к сказке.
9-12 Сивка – бурка.
Учебник с.40-50
Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев. Иллюстрации к сказке В. Васнецова. Сравнение художественного и живописного текста. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев сказки. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Сравнивать героев сказки, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Отвечать на вопросы
учебника.
Придумывать свои сказочные истории.
Выполнять рисунок к сказке.
13 Проверим себя и оценим свои достижения по «Устному народному творчеству».
Учебник с.51-57 Иллюстрации к сказкам В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного и живописного текста. Оценка достижений. Рассматривать иллюстрации к сказкам. Сравнивать содержание сказок и иллюстрациям к ним. Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). Проверять себя и самостоятельно
оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника.
14 Наши проекты:
1.Сочиняем вместе волшебную сказку.
2. Дополняем литературную сказку своими историями.
Учебник с. 58 Сочиняем вместе волшебную сказку, используя план действий учебника. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Анализировать и
оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них
сказочных элементов. Выполнять рисунок к сказке.
Поэтическая тетрадь (10 ч) 1 «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского).
Учебник с. 59-61
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Записывать советы, которые могут пригодиться при чтении стихов. Дополнять список своими советами. Отвечать на вопросы
учебника.
2 Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Учебник с. 62
Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом, находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности.
Самостоятельно оценивать свои достижения. Сочинять свои
стихотворения, используя
различные средства
выразительности.
Заучивать стихотворение наизусть.
3 Ф.Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
Учебник с.63 Сочинение-миниатюра
«О чём расскажут осенние листья». Придумывать свой маленький рассказ об осенних листьях. Анализировать и оценивать составленные рассказы с точки зрения правильности использования в них сравнений. 4 А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…».
Учебник с.64-65
Картины природы. Эпитеты – слова художественной выразительности. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом, находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности.
Самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к стихотворению.
5 И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».
Учебник с.66-67
Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы.
Олицетворение как приём создания картины природы. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом, находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности.
Самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к стихотворению.
6 И.Никитин «Встреча зимы».
Учебник с.68-71 7 И.Суриков «Детство».
Учебник с.72-75
Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом, находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности. Самостоятельно оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к стихотворению.
8 И.Суриков «Зима».
Учебник с.76-77 Работать со словарём учебника.
9 Путешествие в литературную страну. 10 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.78-80 Оценка достижений по Поэтической тетради 1. Проверять себя и самостоятельно анализировать и оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы
учебника.
Великие русские писатели (23 ч). 1 А. Пушкин.
Учебник с.81-84
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Готовить сообщение
«Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». Отвечать на вопросы
учебника.
2 А.Пушкин. Лирические стихотворения.
Учебник с.85-87
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение.
Приём контраста как средство создания картин. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения.
Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике или толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Использовать средства художественной выразительности
в устных высказываниях. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности. Самостоятельно оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы
учебника.
Выполнять
рисунок к стихотворению.
3 А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер».
Учебник с.88-91
Сравнивать стихотворения А.Пушкина«Зимнее утро» и «Зимний вечер». Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к стихотворению.
4-8 А.Пушкин «Сказка о царе Салтане ».
Учебник с.92-129
Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки. Давать характеристику героев литературной сказки. Соотносить и сравнивать рисунки И. Билибина с
художественным текстом. Работать со словарём учебника. Отвечать на вопросы
учебника.
Выполнять
рисунок к сказке.
9 И.Крылов.
Учебник с.130-133
Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг о И.Крылове. Скульптурный
портрет И.А.Крылову. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Готовить сообщение о Крылове.
Отвечать на вопросы
учебника.
10 И.Крылов «Мартышка и очки».
Учебник с.134-135
Мораль басен. Нравственный
урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Определять особенности басни, выделять
мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
11 И.Крылов «Зеркало и обезьяна».
Учебник с.136
Мораль басен. Нравственный
урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. Определять особенности басни, выделять
мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
12 И.Крылов «Ворона и лисица».
Учебник с.137-139
Мораль басен. Нравственный
урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. Определять особенности басни, выделять
мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
13 М.Лермонтов.
Статья В.Воскобойникова.
Учебник с.140-143
Подготовка сообщения на основе статьи.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Готовить сообщение о М.Лермонтове. Отвечать на вопросы
учебника.
14 М.Лермонтов «Горные вершины». « На севере диком стоит одиноко»…
Учебник с.144-145
Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.
Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Определять различные средства выразительности. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
15 М.Лермонтов «Утес», «Осень».
Учебник с.146-147
Использовать приёмы интонационного чтения. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Прислушиваться к особенностям своего чтения, исправлять недостатки, добиваться выразительности. Самостоятельно оценивать свои достижения.
Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
16 Детство Л.Н.Толстого
(из воспоминаний писателя).
Учебник с.148-151
Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Готовить сообщение о жизни и творчестве писателя. Отвечать на вопросы
учебника.
17 Л.Толстой «Акула».
Учебник с.152-155
Тема и главная мысль рассказа. Характеристика героев на основе их поступков.
Составление различных вариантов плана.
Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев рассказа. Сравнивать героев разных рассказов.
Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к рассказу.
18-19 Л.Толстой «Прыжок».
Учебник с.156-159
Отвечать на вопросы
учебника. Выполнять
рисунок к рассказу.
20 Л.Толстой «Лев и собачка».
Учебник с.160-161 Нравственный урок читателю. Герои рассказа. Характеристика героев на основе их поступков. Тема и главная мысль рассказа.
Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Называть основные черты характера героев. Характеризовать и сравнивать героев рассказа. Отвечать на вопросы
учебника.
21-22 Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
Учебник с.162-163
Рассказ-описание. Особенности
Прозаического лирического текста. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Текст-рассуждение. Сравнение текстов. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
23 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.164-166 Оценка достижений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч ) 1 Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…».
Учебник с.168-169
Стихотворения о природе. Настроение стихотворений.
Средства художественной выразительности. Выразительное чтение стихотворений. Читать стихотворение, выражая авторское
настроение. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
2-3 Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Учебник с.170-172
Повествовательное произведение в стихах. Нравственный урок читателю. Авторское отношение к герою. Характеристика героя на основе их поступков. Тема и главная мысль рассказа.
Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
4 К.Бальмонт «Золотое слово».
Учебник с.173
Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. Объяснять смысл выражения «золотое слово» с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.
Объяснять название произведения.
Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
5 И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…».
Учебник с.174-176
Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном. 6 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.177-178 Оценка достижений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Литературные сказки (8 ч). 1 Д.Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки».
Учебник с.179-183 Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Определять авторское отношение к изображаемому. Отвечать на вопросы
учебника.
2 Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза и короткий хвост…».
Учебник с.183-187 Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать героев в сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку в лицах. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
3-4 В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
Учебник с.188-195 Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать героев в сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку в лицах. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
5-7 В.Одоевский «Мороз Иванович».
Учебник с.196-208 Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в сказке. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать героев в сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку в лицах. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
8 Проверим себя и оценим свои достижения.
Литературная викторина.
Учебник с.209-213 Оценка достижений. Контрольная работа за полугодие. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника. Работать со словарём учебника.
2 часть Были-небылицы ( 9ч). 1-2 М.Горький «Случай с Евсейкой».
Учебник с.3-11 Знакомство с названием раздела. Приём сравнения - основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные.
Определять нравственный смысл поступков героя.
Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Отвечать на вопросы
учебника.
3-5 К.Паустовский «Растрепанный воробей».
Учебник с.12-24 Определение жанра произведения. Герои произведения. Характеристика героев. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Составлять план для краткого и полного пересказа. Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Отвечать на вопросы
учебника.
6-8 А.Куприн «Слон».
Учебник с.25-41 Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать текст выразительно по ролям. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Отвечать на вопросы
учебника.
9 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.42-44
Оценка достижений. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч).
1-2 С.Черный «Что ты тискаешь утёнка», «Воробей», «Слон».
Учебник с.45-49 Знакомство с названием раздела. Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Определять авторское отношение к изображаемому. Отвечать на вопросы
учебника.
3-4 А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».
Учебник с.50-54 Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Работать со словарём учебника.
Отвечать на вопросы
учебника.
5 С.Есенин «Черемуха».
Учебник с.55-56 Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Придумывать стихотворные тексты. Читать стихотворение, отражая настроение. Отвечать на вопросы
учебника. Иллюстрировать прочитанное.
6 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.56 Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверка и оценка достижений. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Люби всё живое (14ч). 1 М.Пришвин «Моя Родина».
Учебник с.57-59 Знакомство с названием раздела. Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Отвечать на вопросы
учебника.
2-3 И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
Учебник с.60-67 Определение жанра произведения. Листопадничек –
главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Отвечать на вопросы
учебника.
4
5 В.Белов «Малька провинилась».
Учебник с.68-70
В. Белов «Еще про Мальку».
Учебник с.70-72 Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Отвечать на вопросы
учебника.
6-8 В.Бианки «Мышонок Пик».
Учебник с.73-82 Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения. Проверять составленный план, сверяя его с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника.
9-11 Б.Житков «Про обезьянку».
Учебник с.83-97 Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ. Определять основную мысль рассказа. Составлять план рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Работать со словарём учебника. Отвечать на вопросы
учебника.
12 В.Астафьев «Капалуха».
Учебник с.98-102 Герои произведения. Придумывать свои рассказы о животных. Отвечать на вопросы
учебника.
13 В. Драгунский «Он живой и светится».
Учебник с.102-106 Нравственный смысл рассказа. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Отвечать на вопросы
учебника.
14 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.106-108 Проверка и оценка достижений.
Урок-конференция «Земля – наш дом родной» Придумывать свои рассказы о животных. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Поэтическая тетрадь 2 (7ч). 1 С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
Учебник с.109-111 Знакомство с названием раздела. Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух лирические произведения. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Отвечать на вопросы
учебника.
2-3 А.Барто «Разлука», «В театре».
Учебник с.112-115 Выразительное чтение. Читать и воспринимать на слух лирические произведения. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Отвечать на вопросы
учебника.
4 С.Михалков «Если».
Учебник с.116-117 Выразительное чтение. Фантазировать и сочинять стихотворения. Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Отвечать на вопросы
учебника.
5 Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».
Учебник с.118-119 Выразительное чтение. Нравственный смысл произведения. Понимать нравственный смысл произведения. Определять основную мысль произведения. Отвечать на вопросы
учебника.
6 Наши проекты.
Праздник поэзии.
Учебник с.120-121 Сочиняем стихотворения. Выбрать понравившуюся тему.
Участвовать в работе группы, читать стихотворения. Анализировать и
оценивать составленные стихотворения.
Отвечать на вопросы
учебника.
7 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.122
Проверка и оценка достижений. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч). 1-2 Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».
Учебник с.123-128 Знакомство с названием раздела. Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы
учебника.
3-4 А.Платонов «Цветок на земле».
Учебник с.129-136 Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Отвечать на вопросы
учебника.
5-6 А.Платонов «Еще мама».
Учебник с.137-143 Отвечать на вопросы
учебника.
7-8 М.Зощенко «Золотые слова».
Учебник с.144-153 Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.
Отвечать на вопросы
учебника.
9-10 М.Зощенко «Великие путешественники».
Учебник с.154-164 Отвечать на вопросы
учебника.
11 Н.Носов «Федина задача».
Учебник с.164-169 Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Отвечать на вопросы
учебника.
12 Н.Носов «Телефон».
Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.170-172 Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
По страницам детских журналов (7ч). 1 Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».
Учебник с.174-178 Знакомство с названием раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы для детей. По страницам журналов для детей. Прогнозировать содержание раздела. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Отвечать на вопросы
учебника.
2-3 Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Учебник с.179-183 Вопросы по содержанию. Пересказ. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Отвечать на вопросы
учебника.
4-5 Г.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».
Учебник с.183-186 Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего дома, своего села. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды, стихи). Анализировать и
оценивать составленные советы, легенды и стихотворения.
Отвечать на вопросы
учебника.
6 Р.Сеф «Веселые стихи».
Учебник с.186-188 Выразительное чтение стихотворения. Определять отношение автора к событиям и героям. Читать стихотворение, отражая настроение. Отвечать на вопросы
учебника.
7 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.188 Проверка и оценка достижений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия. Отвечать на вопросы
учебника.
Зарубежная литература (6ч). 1-2 Мифы Древней Греции.
Учебник с.189-199 Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ. Прогнозировать содержание раздела. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение. Отвечать на вопросы
учебника.
3-5 Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок».
Учебник с.200-215 Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Определять отношение автора к событиям и героям. Сравнивать сказки разных народов. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Отвечать на вопросы
учебника. Сочинять свои сказки.
6 Проверим себя и оценим свои достижения.
Учебник с.215
Проверка и оценка достижений.
Проверять, анализировать и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Отвечать на вопросы
учебника.