Открытый урок по литературе 3 класс Проказы старухи-зимы

Тема урока :– Братья Гримм. «Храбрый портной»
Цель:– познакомить учащихся со сказкой Братьев Гримм «Храбрый портной» и ее особенностями.
Задачи:
- обучение самостоятельному рассказу о герое, сообщение кратких сведений о жизни и творчестве братьев Гримм, совершенствование навыков чтения – беглости, правильности, выразительности.
- развитие речи, восприятия, мышления.
- формирование умения оценивать героя по его поступкам,
- определять главную мысль сказки.
-воспитание литературного художественного вкуса учащихся.; развивать сообразительность, смекалку, мышление, речь, умение слушать друг друга, чувство коллективизма, дружбу, взаимопомощь, взаимовыручку, артистизм.
Ход урока:

1. Организационный момент.
Со сказками все дружат-
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.

2. Проверка домашнего задания.
1) Актуализация знаний:
Сегодня у нас групповая работа. У нас три группы. В каждой группе есть командиры, которые и будут записывать, полученные баллы за правильные ответы.
Игра «Секретный приказ»
Лишь буквы – те, что в этих строчках
Даны не более, чем раз,
Тебе помогут быстро, точно
Секретный выполнить приказ.
СБТКУШЭДЯЖЬ
ШВЗКРСАГПОМ
ЛЮЕКНШИТИЗ
Задание: зачеркнуть буквы, которые встречают-
ся более, чес раз, и прочитать приказ.
(«Будь врагом лени»)
- Какое произведение мы с вами читали на прошлом уроке?
- Каким было домашнее задание?
-Какая это сказка? Волшебная, бытовая или о животных? Народная или литературная?
2) Составляем диаграмму Венна.
Народная что общего? Литературная
(структура: зачин, основная часть, концовка)
-На основе чего создается литературная сказка?
3) Фронтальный опрос
-Объясни название сказки.
-Через какие испытания пришлось пройти утёнку, прежде чем он превратился в прекрасную птицу?
Какой момент сказки тебе показался самым напряжённым? Почему?
-О чём заставила тебя задуматься эта сказка?
-Почему нельзя обижать людей, в чем-то непохожих на нас?
-Помните, что толерантность – основа добрых, крепких и приятных отношении.
4) Чтение и пересказ текста
3. Физ. мин.
4. Объяснение новой темы
1) Сообщение темы и цели урока
2) Новая тема
- Сегодня мы по знакомимся с литературной сказкой Братьев Гримм "Храбрый портняжка" .
А)Рассказ учителя о писателях:
- Братья Гримм (Якоб, 17851863 и Вильгельм, 17861859) немецкие сказочники.
Они братья, родившиеся в Германии. Они жили в небогатой семье.
Братья не были похожи: серьёзный, сторонящийся «бездельных» компаний Якоб и мягкий, романтичный Вильгельм.
Их очень интересовали сказки, легенды, предания и это было делом их жизни и творчества.
Занимались литературой и сделали большой вклад и в свой родной немецкий язык.
Гримм опубликовали первый том , который назывался "Детские и семейные сказки", потом появились 2 и 3 тома. Всего они написали более 200 сказок Написанные ими сказки очень разнообразны, они писали и о животных и о жизни людей и даже о волшебстве.
Б) Работа над произведением стр. 103- 107
1)Антиципация по заголовку
-Угадайте по названию, о чем в сказке пойдет речь?
2) Ассоциация к слову
мужественный
отважный
Храбрый неустрашимый
доблестный
смелый
-Давайте прочитаем сказку и узнаем, верны ли ваши предположения.
3) Чтение сказки
4) Каждая группа получает задания и время на подготовку
1 группа- Кто главный герой этой сказки? Назовите других героев сказки.
- Какую надпись сделал портняжка на своем поясе?
- Что он имел в виду, когда делал вышивку на поясе? (прочитайте необходимый отрывок)
2 группа - Какие испытания прошел портной?
Прочитать отрывок, как портняжка в первый раз доказал, что он храбрый? (выжал воду из куска творожного сыра). Каким еще образом ему удалось доказать, что он смелый?
Прочитать. (птицу вместо камня запустил в небольшое дерево в лесу).
3 группа - Каким испытаниям был подвергнут Ганс великаном и как он с ними справился?
-Заметили ли вы проявление храбрости у главного героя сказки?
- Какие качества характера помогли портному победить великана?
1 группа – В каком экзотическом месте Ганс устроился на ночлег?
- Какие слова, подтверждают то, что обитатели пещеры были настоящие великаны? ( ..У каждого в руках было пор жареному барану.)
2 группа - Как великан решил избавиться от опасного соперника? Почему ему это не удалось?
3 группа – Как отреагировали великаны на появление Ганса в лесу?
-Храбрость или что-либо другое помогли портняжке победить великанов?
5) Чтение про себя.
6) Выборочный пересказ : «Перескажите истории по ключевым словам, которые произошли с портняжкой » (на карточках даны слова):
А) сливовое варенье, переговоры с мухами, пояс,
Б) птица, великан, камень, творожный сыр,
В) ствол дерева, друзья великана, кровать, железный лом, жив-здоров.
3. Составляем синквеин
Слово - портной
4. Итог урока:
- Почему портняжке удалось их перехитрить?
- Можно ли прочитанную сказку назвать юмористической? Почему?
- Подберите пословицу, которая отражает главную мысль сказки.
5. Д/з: читать и пересказать стр. 103-107
+ Рефлексия.


15