Поговорим о роде и числе имён существительных и прилагательных


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
Учитель первой категории Донец И.А.
ТЕМА : «Поговорим о роде и числе имён существительных и прилагательных»
ЦЕЛЬ:
Знакомить с приемами распознавания рода и числа имен существительных и прилагательных.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Формировать умение находит части речи – имя существительное, имя прилагательное, среди других частей речи.
Определять род и число имен существительных, имен прилагательных.
Развивающие:
Продолжить развитие устной и разъяснительной речи обучающихся.
Продолжить работу по формированию умению сравнивать, обобщать, группировать, анализировать.
Способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
Воспитательные:
Способствовать формированию у детей знаний о здоровой еде.
Создание условий для полноценного межученического диалога.
Содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и в группе.
Методы и формы работы.
Наглядный, частично- поисковый, контроля.
Групповая, фронтальная, самостоятельная.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание языка, как средства устного и письменного общения, а себя, как носителя русского языка;
- становление положительного отношения к учению;
- овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности;
- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей;
Метопредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
- самостоятельно формировать тему и цели урока;
- планировать свои действия;
- действовать по намеченному план;
- оценивание своих действий и полученного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
- нахождение слов, выражений, требующих, уточнения знаний;
- нахождение в учебнике необходимой информации;
- коллективное установление причинно- следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения;
Предметные:
- умение находить имена существительные и прилагательные среди других частей речи;
- умение правильно писать под диктовку предложения;
- умение правильно списывать текст;
- умение определять род и число имен существительных и имен прилагательных;
Ход урока:
Организационный момент.
а) Подготовка
- Покажите умные глазки, ровные спинки. Повернулись к гостям, улыбнемся им от души. Повернулись . Готовы ли мы к уроку?
б) Готовность №1
- Чтобы головка лучше работала, чтобы ротик красиво и правильно говорил, мы сделаем массаж. Внимание на экран.
г) Готовность №2
Присядьте, возьмитесь за руки.
- Давайте настроим себя на урок.
( Я все умею, я все смогу. Если у тебя не получится , я тебе помогу).
У каждого из вас есть лист самооценки, в который вы будете ставить себе баллы за выполненные задания.
II. Мотивация к учебной деятельности.
- Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.                     А. И. Куприн
- Александр Иванович Куприн – русский писатель и переводчик.
- Как вы понимаете это выражение?
-А как нам сделать нашу речь богаче, красивее, певучей, выразительней?
( Ответы детей)
А для чего нам нужна красивая и богатая речь?
( чтобы она была понятной, чтобы идти в ногу со временем, чтобы нас было приятно слушать, чтобы мы могли не только красиво говорить, но и грамотно писать, …….)
- Давай запишем число, классная работа.
Словарная работа. Формулирование темы и цели урока.
Слова написаны и расположены по классу. ( К..ртофель, .. пельсин, ..рбу.., к..пуста, л..мон, м..рковь, ..гурец, п..мидор.)
- Ребята посмотрите на слова. Какое задание нужно выполнить? ( вставить буквы). Запишите слова в столбик. Оцените себя.
- Что общего в этих словах? ( овощи и фрукты полезные для человека, часть речи сущ.;, непроверяемая безударная гласная, ед ч., словарные слова)
- Что такое имя существительное?
- Давайте узнаем, чем каждый из этих фруктов и овощей полезен. ( Выступление ребят).
- Подберите к этим существительным имена прилагательные. Запишите их рядом.
- Что такое имя прилагательное?
-С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
- Разбейте на группы словосочетания? Что получилось? ( м.р., ж.р.) ед.ч.
- Какого рода сущ. и прил. отсутствует? (ср.р.)
- Давайте подберем сущ. не отступая от правила? ( яблоко) К ниму прил.
- Какие слова вы подобрали, что бы узнать род?
Оцените свою работу.
- Определите тему урока? Цели урока? ( ЗНАТЬ ….., УМЕТЬ)
- А еще мы будем говорить с вами о витаминах и правильном питании.
Физминутка.
Дадим пальчикам отдохнуть.
Заведем мотор.
Покажите, как работает ваше сердце.
Поднимемся по ступенькам.
Пальчики ушли спать.
Проснулись, потянулись.
III. Выявление места и причины затруднений.
Наблюдение за именем существительным и прилагательным.
- Посмотрите на доску. Вам знакомы эти слова? Какая это часть речи? В каком числе эти слова? Как вы это сделали? Где их можно встретить?
- Зачем нужны белки, жиры, углероды человеку? ( ответы детей).
Поработайте в группе. Возьмите карточки. Назовите продукты, в которых содержатся белки, жиры, углероды. Повести их на доску.
Подберите и запишите к ним прилагательное. Выделите окончание, определите род, число .- Посовещайтесь в группе и скажите: какие выводы можно сделать о сущ., о прил? ( сущ.- не изменяется по родам, а прил – изменяется по родам и числам, у прил. Род только в ед.ч.)
Присоедините карточки на доску.
- Делаем. Оцените себя.
Физминутка. Релакс для глаз.( снятие напряжения). Упражнения с мячем под музыку.
Определение рода и числа существительных и прилагательных.
- Новое задание. Выполнить самостоятельно. ( Разноуровневые задания).
1. Составьте и напишите по 2 словосочетания сущ.+прил. М.р., ж.р, ср.р. (высокий уровень)
2. Вставьте подходящее по смыслу имена существительны. Определите род. (средний уровень)
Красное ……
Кислый ….
Вкусная ….
Горький…..
Распределите слова в 3 столбика по родам.
Хлеб, груша, печенье, каша, мясо, рыба, молоко, орехи.
- Проверка. Оцените себя.
Физминутка. Релаксация. «Мороженое».
Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое, как камень. Ваши руки напряжены, ваше тело «ледяное». Но вот пригрело солнышко, мороженое стало таять. Ваше тело, руки, ноги стали мягкими, расслабленными.
- Что можете сказать о мороженом? ( выступление детей).
IV. Этап рефлексии деятельности на уроке.
- Сумели мы решить поставленные задачи?
- Что вам показалось сегодня трудным? Интересным ?- Были ли моменты радости, от своих удачных ответов?
- За что бы похвали себя? Свою группу?
 - Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительной дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу нашего урока.
  1,2,3 группа-     на яблоке карандашом напишите мнение об уроке. Какую пользу он вам принес. И прикрепите к дереву плоды – яблоки.
4,5 группа- получит творческое задание.
Памятка «Будь здоров!»
( продолжи предложения)
Хорошее настроение – …. жизни продолжение.
Отдых и труд …… рядом живут.
Здоровый сон – …… прекрасное самочувствие днем.
Движение …. это жизнь.
Чистота – …. залог здоровья.
Хороший смех …… оздоравливает душу.
1. Домашнее задание. ( напечатать)
1. Выписать из литературного чтения 15 слов, и записать в 3 столбика по родам.
2. Выписать из литературного чтения 10 словосочетаний сущ+прил, определить род.
- Хочу всем пожелать крепкого здоровья.
«Говорю я всем: «Весной
закаляйтесь все со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
Ноги мыть водой холодной,
И тогда микроб голодный
Вас не сможет одолеть».