Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе

Дата:
Тема: Согласование глагола-сказуемого с существительным-подлежащим в роде и числе
Цель: научить согласовывать глагол с именем существительным.
Ход занятия.
1.   Организационный момент.
2.   Отгадывание загадок по опорным картинкам.
Логопед. Вспомните, кто из животных и птиц как подает свой голос, и отгадайте загадки. Найдите и покажите отгадку на картинке. «Мурр-мурр ... пугаю кур». «Муу-муу... молока кому?» «Кукареку! Кур стерегу!» «Пить-пить! Воды попить». «Кра-кра! Завтра дождь с утра!» Дети показывают картинки (кошка, корова, петух, цыпленок, ворона).
3.   Составить предложения по картинке и вопросам.
Кто мычит? (Корова) Корова что делает? (Корова мычит.) Кто мяукает? (Кошка.) Кошка что делает? 
Кошка мяукает.) И т. д.
4.   Составить предложения по картинкам.
Логопед раздает предметные картинки, изображающие животных. Пользуясь этими картинками, дети должны составить предложения, например:Корова мычит.
5.   Ответить на вопросы: что делает? Что делают?
Корова что делает? (Корова мычит.) Коровы что делают? (Коровы мычат.) Собака что делает? (Собака лает.) Собаки что делают? (Собакилают.) И т. д.
Задания.
1. Логопед называет действия. Затем дети воспроизводят предложения целиком.
а) Кто как передвигается?
Кто прыгает? (Лягушка.) (Лягушка прыгает.)
Кто плавает? (Рыба-) (Рыба плавает.)
Кто летает? (Птица.) (Птица летает.) И т. д.
б) Кто как ест?
Кто лакает? (Кошка.) (Кошка лакает.)
Кто клюет? (Курица.) (Курица клюет.) И т. д.
Задание 1. Отгадать, кто это. Составить предложение. Бегает, лает. (Собака. Собака бегает, лает.) Прыгает, грызет. (Белка. Белка прыгает,грызет.) Ходит, мычит. (Корова. Корова ходит, мычит.)
3.   Ответить на вопросы. Составить рассказ о животных.
Как корова передвигается? (Корова ходит.)
Как корова ест? (Корова жует.) Как корова подает голос? (Корова мычит.)
Рассказать все о корове: Корова ходит. Корова жует. Корова мычит.
Как белка передвигается? (Белка прыгает.)
Как белка ест? (Белка грызет.)
Рассказать все о белке: Белка прыгает. Белка грызет.
Такие же коротенькие рассказы дети составляют о собаке, кошке и других животных.
3.    Рассмотреть картинку «Семья». Рассказать, кто что делает. Например: Мама стирает. Папа читает. Бабушка вяжет.
4.    Подобрать соответствующие картинки к действию.
Картинки: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, машина, велосипед, пловец, мотоцикл, пчела, пароход, вертолет, ласточка, спутник. (Картинки подбирает логопед.)
Логопед называет действие. Дети показывают соответствующие картинки, например: Плывет... (лодка, рыба, пловец, пароход). Летит... (самолет,ракета, бабочка, стрекоза) Едет... (мотоцикл, машина, автобус, велосипед).
5.    Составить предложение с опорой на слово и картинки. Логопед называет глагол и показывает две предметные картинки. Дети поочередно составляют предложение.
Образец: Лодка плывет. Рыба плывет.
Логопед показывает сразу две предметные картинки. Дети составляют предложение: Лодка и рыба плывут.
6.    Рассмотреть картинки. а) К каждой придумать предложение. 6} Придумать одно предложение по двум картинкам, заменяя существительные обобщающим словом.
Картинки: скворец улетел; грач улетел.
Дети сопряженно с логопедом, а затем самостоятельно составляют
предложения: Птицы улетели. Ландыш цветет. Фиалка цветет. Цветы цветут. И т. д.
Итог урока: Что делали на уроке?